Максим Шелепенков.
Свершилось то, о чём так долго говорили коллекционеры! Автомобили уже всех советских автозаводов были представлены в моделях, а вот Ярославскому до сих пор не везло… производители дружно обходили его продукцию стороной.
Спасибо бренду ULTRA models, который первым осчастливил коллекционеров моделями довоенных ярославских грузовиков. Правда, начал он не с самых известных и распространённых версий, а с достаточно экзотических вариантов: Я-5Д «Коджу» и трёхосного ЯГ-10Д (Я-10-НАТИ).
Наверное, необходимо несколько слов сказать о прототипах. Создавались они для участия в большом Всесоюзном дизельном автопробеге 1934 г. На двух участвующих в автопробеге Я-5 стояли советские дизельные двигатели «Коджу»(сокращение от Коба Джугашвили – настоящего имени И. Сталина). Естественно, к ним было приковано особое внимание в автопробеге, что сделало Я-5 «Коджу» (правильно писать индекс этой машины без буквы «Д») довольно известными. Наверное, не было в СССР летом 1934 г. издания, которое не опубликовало бы фотографию этого грузовика. Но слава Я-5 «Коджу» оказалась недолгой, и к сегодняшнему дню лишь самые продвинутые автолюбители могут сразу и безошибочно сказать, что это за грузовик.
Менее популярная единственная дизельная трёхоска ЯГ-10, которая принимала участие в автопробеге с дизельным двигателем Beardmore (Великобритания). Кстати, называть её так, как написано на коробке и на самой модели (ЯГ-10Д или Я-10-НАТИ) неправильно, по аналогии с Я-5 «Коджу» эту машину следовало бы назвать ЯГ-10 Beardmore.
Именно эти три машины отличались от серийной продукции Ярославского автозавода не только силовыми агрегатами, но и внешним оформлением. Специально для них на автозаводе изготовили новые кабины с улучшенным внешним видом (немного сгладили откровенно прямые углы), над ветровыми стеклами установили противосолнечные козырьки, на которых были сделаны аншлаги с надписью «ЯГАЗ-ДИЗЕЛЬ». Добавили дополнительные габаритные огни на передней стенке кабины, установили новые эмблемы-маскоты на решётке радиатора, снабдили машины особыми тентованными бортовыми платформами.
Прекрасно, что в ULTRA models рискнули и остановили свой выбор на редких советских грузовиках. Эти машины – наша история. И она вполне достойна того, чтобы быть увековеченной не только на фотографиях и страницах старых журналов, но и в масштабных моделях. Понятно, что тираж таких моделей, скорее всего, невысок и только этим может быть оправдана их высокая стоимость – розничная цена около 2000 руб.
Несмотря на все положительные факторы, модели лично меня немного разочаровали. В целом они похожи на оригинал, но в мелочах у них слишком много огрехов. Взять даже окраску – у моделей решётки радиаторов окрашены в чёрный цвет, хотя глядя на фотографии прототипов, убеждаешься, что решётки радиаторов должны быть окрашены в цвет кабины.
Разочаровало исполнение тентов – выглядят они неубедительно. Даже существующие можно было доработать, добавив им реализма. Например, просто прорезав в тенте Я-5 сквозные окошки, где они сейчас обозначены лишь насечками. Считаю недостатком и неработающую балансирную подвеску на ЯГ-10. В СССР работающую балансирную подвеску на моделях умели делать тридцать лет назад.
Зато совершенно лишними, на мой взгляд, являются передние поворачивающиеся колёса. Нет, действующая рулевая трапеция это замечательно, но передние колёса, лишённые единой оси, на модели разъезжаются в стороны под её собственным весом. В результате очень трудно добиться того, чтобы передние колёса на модели стояли всегда вертикально. Модель грузовика с подвёрнутыми колёсами выглядит «уставшей», как будто машину собрались списывать в утиль.
Не хватило мне на моделях табличек и надписей их принадлежности к автопробегу. Если они были, то, наверное, меньше возникало бы вопросов у рядовых коллекционеров к этим моделям. Ведь они давно ждали ярославских грузовиков и были явно разочарованы нестандартной внешностью первенцев, никак не привязанных к большому историческому событию (о том, что это машины из дизельного автопробега каждый коллекционер должен был догадаться самостоятельно).
Заканчивая обзор этих моделей, трудно отделаться от мысли, что машины получились просто недоработанными, не доведёнными до того состояния, когда они вызвали бы восторг, а не разочарование своей «игрушечностью». Но с другой стороны, хочется выразить ULTRA models свой респект за попытку создания редких, но исторически ценных для нас автомобильных миниатюр.