Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

МАЗ — новое троллейбусное производство под Минском

Андрей Филиппов.

В то время как в России троллейбусная отрасль переживает не лучшие времена, а Москва и вовсе уничтожила троллейбусную сеть как класс, из соседней Белоруссии приходит совершенно противоположная информация: МАЗ построил под Минском новый троллейбусный завод. На фоне недавнего банкротства Тролзы эта информация звучит как фейк.

Лозунги на МАЗе — это отдельная тема. А вот каркас троллейбуса — это самое начало сборки

Но завод действительно существует. Построен он МАЗом совместно с компанией Этон — давним партнером автозавода в плане оборудования для электротранспорта. Правда, официально предприятие считается не заводом, а «Сборочным производством пассажирского транспорта» — по сути, очередной цех МАЗа, только расположенный в другом городе. Называется этот город Жодино. Да-да, это то самое место, где выпускают карьерные БелАЗы (буквально в сотне метров от нового завода).

Само слово «цех» обманчиво. Построенное с нуля помещение занимает площадь 6600 м2 и практически полностью отдано под производство, за исключением небольшой части, где размещается администрация предприятия. Внутри тепло, светло, тихо и просторно.

Машины на всем протяжении сборки стоят в два ряда с минимальными интервалами

Сборочный процесс организован по постовому принципу, а вся технологическая линия, от поставленного на колеса каркаса до готового троллейбуса, выезжающего из ворот своим ходом, растянута на 180 метров.

И речь не идет о прикручивании зеркал и навешивании бамперов. Троллейбусы здесь реально собираются от начала и до конца. Только каркасы приходят в Жодино в готовом виде, а все остальное собирается на месте из комплектующих.Слева — запасы комплектующих, справа — сборочная линия. В середине можно организовать еще одну ниткуСлева — запасы комплектующих, справа — сборочная линия. В середине можно организовать еще одну ниткуНикакого высокотехнологичного оборудования здесь нет — просто сборка ключами и гайковертамиНикакого высокотехнологичного оборудования здесь нет — просто сборка ключами и гайковертами

Цех разделен на три части. В первой каркас ставят на колеса, «одевают», устанавливают пластиковые элементы и окрашивают. Листы обшивки нарезаются здесь же, прямо из рулонов.

Затем кузов перекатывают в соседнюю часть, где его полностью «фаршируют», вклеивают окна и устанавливают электрооборудование на крышу. Покидает нитку уже готовый продукт.А это работницы Этона в фирменных куртках, собирающие троллейбус на половине МАЗаА это работницы Этона в фирменных куртках, собирающие троллейбус на половине МАЗаВот так выглядит «земля», находящаяся под юрисдикцией ЭтонаВот так выглядит «земля», находящаяся под юрисдикцией Этона

В настоящее время на предприятии работает 150 человек. При этом единовременно в работе находится около трех десятков машин. Ритм сборки спокойный, но праздношатающейся публики замечено не было. Даже перекуры проходят как-то деловито.

Ветошь возле колеса не мусор. Ею убирают «несанкционированные» следы перед отправкой

Основной моделью, выпускаемой троллейбусным производством на данный момент, является МАЗ-203Т70. Характерная особенность машины — увеличенный до 20 км запас хода без подключения к контактной сети, обеспеченный за счет батарей. Естественно, это дополнительная масса и отнятое у пассажиров место в салоне. Правда, МАЗ смог отделаться малой кровью, выкроив маленький закуток у задней двери и превратив его в тумбу для сумок, но все же.

Бонус такого подхода — троллейбус не привязан к контактной сети и может не только спокойно объезжать небольшие заторы, но и уверенно путешествовать по новым микрорайонам, где контактная сеть еще не появилась.Батареи расположены в заднем свесе и установлены на выдвижных лоткахБатареи расположены в заднем свесе и установлены на выдвижных лоткахТроллейбус с увеличенным запасом автономного хода МАЗ-203Т70 — «рога» не нужны?Троллейбус с увеличенным запасом автономного хода МАЗ-203Т70 — «рога» не нужны?

В остальном же троллейбус как троллейбус. В зависимости от комплектации в салоне может размещаться от 88 до 102 пассажиров. Естественно, чем больше вместимость, тем меньше сидений. Например, в минской комплектации, той, что на фото, установлено 25 «стульчиков», из которых «социально ответственными» (стоящими не на подиумах) можно признать только четыре — негусто.Передняя панель нового формата — тумблеры, клавиши и рычажки теперь пережиток прошлогоПередняя панель нового формата — тумблеры, клавиши и рычажки теперь пережиток прошлогоАнтивандальные сиденья — примета современного транспорта всех крупных городовАнтивандальные сиденья — примета современного транспорта всех крупных городов

Зато в салоне есть кондиционер, предусмотрены полноценные сдвижные форточки, а за порядком в салоне и ситуацией вокруг машины водитель может наблюдать по камерам.Троллейбусные кузова МАЗ-203Т во времена их сборки непосредственно на МАЗеТроллейбусные кузова МАЗ-203Т во времена их сборки непосредственно на МАЗеТроллейбус модели 203T00 собран на Белкоммунмаше в 2008 годуТроллейбус модели 203T00 собран на Белкоммунмаше в 2008 году

Хотелось бы отметить, что ввод в эксплуатацию нового производства позволил МАЗу наконец-то исправить ситуацию «сапожник без сапог», в которой предприятие находилось все это время. Выпуская специальные кузова для сторонних производителей, сам завод просто отдавал данную нишу другим игрокам рынка. Троллейбусы на базе кузовов МАЗа в разное время производили белорусские, российские и даже некоторые западные компании.

Кузов МАЗ-203TM7 для УТТЗ опознается по наружным динамикам оповещения

С выпуском собственной модели завод не отказался от поставок троллейбусных кузовов другим производителям. Наиболее тесное сотрудничество ведется с Уфимским трамвайно-троллейбусным заводом (УТТЗ). На базе кузовов МАЗ-203TM7 в Уфе наладили сборку модели УТТЗ-6241.01 Горожанин — с ней мы подробно знакомились зимой. Сейчас в разных российских городах работает уже почти 80 уфимских троллейбусов в кузове МАЗ.

Первый МАЗ-215T собран в 2014 году и сейчас работает в Бобруйске

В ближайших троллейбусных планах МАЗа — расширение гаммы. Уже завершена сборка второго экземпляра сочлененного троллейбуса МАЗ-215T. Кроме того, именно сюда, в новый цех, планируется перенести из Минска сборку электробусов МАЗ-303E, сконцентрировав производство всего электротранспорта МАЗ в одном месте. Был бы на все это спрос…

Источник