Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Новый автобус МАЗ

Петр Грибачев.

Что за автобус на фото — НефАЗ или ЛиАЗ? Не то и не другое! Перед нами среднеразмерный белорусский МАЗ-206 — но в специальной «столичной» комплектации. Эти автобусы бегают по маршрутам Москвы с конца весны — и с одним из них мы познакомились поближе.

Передняя маска МАЗа стандартна для всех новых московских автобусов

Действительно, узнать в этом аппарате именно МАЗ — задача для специалистов. «Подтяжку лица» знакомому девятиметровому 206-му провели по столичному техническому заданию. Согласно ему, все новые автобусы на московских маршрутах должны «носить маски» черного цвета с кругляшами светодиодных фар и приподнятыми бровями ходовых огней. МАЗу столичная маска пришлась впору — с ней автобус действительно будто помолодел на несколько лет.

Интересно, что эксплуатирует эти машины не Мосгортранс, а частник — фирма «Стар Транс». Про коммерческих перевозчиков в Москве мы рассказывали еще несколько лет назад — они работают по договору с Департаментом транспорта Москвы, а их автобусы ни по внешнему виду, ни по форме оплаты проезда не отличаются от муниципальных.

Аналогичный автобус на рейсовом маршруте на юго-западе Москвы

У компании — несколько площадок в Москве и разнообразие техники: 179 городских НефАЗов и 39 ЛиАЗов (девять больших 5292 и 30 среднеразмерных 4292). А в конце весны парк пополнили и 129 автобусов МАЗ-206. Они ходят по маршрутам на юге и севере столицы, а их обслуживанием, включая диагностику перед выпуском на линию, занимаются специалисты дилерского центра БеларусЪ. Впрочем, поломок пока минимум: машины совсем новые.

Новые яркие маршрутоуказатели — часть модернизации

Так, на одометре нашего МАЗа — лишь чуть больше 30 тысяч километров. Вместе с обновленным обликом он получил приставку 486 к индексу, а вместе с ней — глубокую модернизацию. Кузов остался почти стандартным, за исключением новых закладных под установку информационных экранов в салоне и дополнительной проводки для новых электронных систем. А вот остекление — полностью новое. Лобовое стекло оборудовано дополнительными местами для датчиков света и дождя, а окна в салоне (двухслойные) получили классные форточки «окно в окне» — они вмонтированы в сами стекла.

Салон выполнен в корпоративных столичных тонах

 В салон ведут две двери — одностворчатая спереди и большая двустворчатая с пандусом для колясок в центре. Сами створки — мазовского производства, но продвинутые, с активной кромкой и системой подсчета пассажиров.На молоточках установлены датчики — снять и унести с собой не получится На молоточках установлены датчики — снять и унести с собой не получитсяUSB-разъемов в салоне много и выполнены они аккуратноUSB-разъемов в салоне много и выполнены они аккуратно

Внутри — ни толики экономии. Сиденья (тут их 27) — польской фирмы Ster, на полу — толстенный износостойкий французский автолин Gerflor, на потолке — те самые цветные информационные экраны. Освещение, естественно, полностью светодиодное, а на поручнях нашлись места для USB-зарядок — тут они выглядят аккуратнее, чем «нашлепки» в тех же ЛиАЗах.А вот проход спереди — узковат: двое не разойдутсяА вот проход спереди — узковат: двое не разойдутсяКрыша на галерке не давит, а ногам — не тесноКрыша на галерке не давит, а ногам — не тесно

В заднюю часть салона ведет пара ступенек. Конечно, потолок от этого становится несколько ближе, но сидеть на галерке просторно. Кстати, по нормам сертификации такая компоновка все равно считается низкопольной, а значит, удовлетворяет московским требованиям. При этом, общая заявленная пассажировместимость составляет 72 человека.Конвекторы отопления — по всей длине салонаКонвекторы отопления — по всей длине салонаКонвекторы отопления — по всей длине салона

Классная климатическая система, похоже, становится фишкой белорусских автобусов — ее работу мы хвалили и в новейшем 303-м МАЗе, похвалим и тут. По сути, в московском 206-м установлен полноценный климат-контроль, который поддерживает заданные температурные параметры. Салон этого «малыша» отапливают три бесколлекторные печки, тепла добавляют конвекторы вдоль всех сидений, теплопроводные каналы подведены к дефлекторам на потолке, а над дверями — дополнительные тепловые завесы. В максимальном режиме все это сильно шумит, но прогревается салон буквально за считанные минуты, после чего интенсивность работы тепловых приборов снижается — и становится тихо.На передней панели — кнопочный пульт автоматической коробки На передней панели — кнопочный пульт автоматической коробкиВ корме — двигатель MercedesВ корме — двигатель Mercedes

И на ходу звукового сопровождения серьезно не прибавляется: отделка салона разговорчивостью не отличается. Лишь сыто урчит в заднем свесе 218-сильный двигатель Mercedes. Он отвечает экологическим нормам Евро-5 и работает в паре с шестиступенчатым гидроавтоматом Allison, у которого (по московским требованиям) есть и режим ручного переключения скоростей.

Автобус не длинный, а потому — шустрый и маневренный

А вот подвеска нет-нет да и громыхнет на стыках эстакад. И спереди и сзади здесь зависимые мосты (спереди — МАЗ, а сзади — Dana) с пневмобаллонами — на остановках МАЗ приседает на правый борт. Да и в повороты короткий автобус заходит отлично — маневренность что надо. Правда, при подъездах к остановкам надо быть аккуратным: колеса тут небольшие, 19,5-дюймовые, и, если случайно притереться к бордюру, есть шанс потерять хромированный турецкий колпак.Водитель Сергей работает на самых разных автобусах больше 30 лет — за рулем МАЗа освоился очень быстроВодитель Сергей работает на самых разных автобусах больше 30 лет — за рулем МАЗа освоился очень быстроЭргономика места водителя выверена — работать здесь удобноЭргономика места водителя выверена — работать здесь удобно

Но в целом водителю за рулем нового автобуса комфортно и удобно, да и освоиться в кабине не проблема. Руль здесь новый — с кнопками на спицах. Передняя панель полностью электронная, с ярким цветным дисплеем. В центре — «живое» изображение автобуса: у него открываются двери, а в салоне зажигается свет, стоит только повторить эти действия на реальном прообразе.В отсеке над головой расположился блок системы УМПВ отсеке над головой расположился блок системы УМПЗа водителем неустанно следят инфракрасные глаза системы АнтисонЗа водителем неустанно следят инфракрасные глаза системы Антисон

В правой части панели — новый блок управления открыванием дверей с большими кнопками и дополнительный экран московской системы УМП (универсальная мультисервисная платформа). Ею оснащаются все пассажирские транспортные средства в столице. Это целый комплекс, и отвечает он разом за все: получает, собирает и отправляет в диспетчерский центр технические данные о машине, контролирует систему видеонаблюдения (камеры умеют определять лица), подсчет пассажиров, оплату проезда и многое-многое другое. Ну а за водителем следит система Антисон: отвлекся от дороги — получай сигнал. Причем сначала индивидуальный, а потом — диспетчеру.Изображение с многочисленных камер внутри и снаружи автобуса выводится на еще один экран в кабинеИзображение с многочисленных камер внутри и снаружи автобуса выводится на еще один экран в кабинеИзображение с многочисленных камер внутри и снаружи автобуса выводится на еще один экран в кабине

Что же до общего впечатления, то в целом автобус получился ладным — и без серьезных недостатков. Но, как говорится, мал золотник, да дорог. Вот и этот московский МАЗ стоит целых 11 миллионов рублей. Именно в такую величину сейчас оценивается выход на столичные маршруты. И пусть для города такие навороченные автобусы — лишь имидж, все равно приятно, что стройные ряды российских производителей пусть немного, но разбавили и белорусы.

Источник