История о том, как автоинженеры хотели сделать долговечный автомобиль
Что нужно делать, чтобы зарабатывать в автомобильном бизнесе? Считаете, что для этого необходимо продавать больше единиц товара, то есть реализовывать больше этих самых автомобилей? Верно!
Тогда второй вопрос вдогонку: а может, выгоднее (для заработка) не разрабатывать каждый раз новую версию модели, а сделать ее один раз и поставлять для нее запчасти? Так и заработать можно без лишних вложений, и экологию поддержать на уровне достаточном, чтобы протянуть еще пару сотен лет без необходимости переместиться на другую планету.
Задумались в Porsche об этом крепко в начале 70-х и решили выкатить свою концепцию совершенно нестандартной машины Porsche FLA Concept 1973, где «FLA» — это аббревиатура с труднопроизносимой расшифровкой Forschungsprojekt-Langzeit-Auto (которую можно перевести как «Исследовательский Проект — Долгосрочный Автомобиль»). Название говорит само за себя. Но главное, к каким результатам пришли инженеры и маркетологи этой старинной немецкой автокомпании?
За экологию не готовы рисковать прибылью
Начинание в создании такого автомобиля было действительно благим. Немцы задумались о том, что было бы очень полезно для нашей планеты снять с нее часть нагрузки и попробовать рационально использовать как ее ресурсы, так и снизить выбросы вредных веществ в окружающую среду.
На фоне этой задумки возникла идея создания автомобиля, который будет служить владельцу долгие годы, сохраняя свои эксплуатационные качества, что в теории могло бы привести к отсутствию необходимости обновления автомобиля через каждые 3, 5, 10 лет. Концепция подразумевала если и не вечное, то, по крайней мере, очень долгоиграющее авто, с рекомендованным сроком службы около 30 лет.
Сказано — сделано! И вот на автосалоне во Франкфурте 1973 года был представлен концепт-кар Porsche FLA Concept:
фото: Porsche
В этом исследовании швабский производитель спортивных автомобилей показал, как можно построить автомобиль, который можно использовать в два раза дольше, чем обычный автомобиль.
Разумеется, альтруистический настрой автокомпании был быстро подавлен и от «дурацкой» как для бизнеса, так и для клиентов при деньгах (для которых не вставал вопрос о выделении десятков тысяч долларов на приобретение нового автомобиля каждые 6 лет) затеи быстренько отказались. Поскольку что это за деятельность такая, от которой не будет максимальной отдачи в денежном эквиваленте?
Но сама инженерная задумка была действительно просто отличной, если бы ее реализовали.
фото: Porsche AG
Главная проблема не пошедшей в серию модели в том, что это был автомобиль, созданный по причинам и для целей, радикально отличавшихся от большинства других автомобилей в индустрии
Концепция «FLA» возникла в результате крайне ответственного, трезвого и откровенно разрушительного для бизнеса мышления, навеянного появлением первого издания книги «Пределы роста» (The Limits to Growth) — доклада Римскому клубу , опубликованного в 1972 году. В научном труде были описаны при помощи математических моделей результаты роста человеческой популяции и исчерпания ею природных ресурсов.
По всей вероятности, инженеров Porsche с безусловно математически настроенными умами настолько поразили выкладки доклада, что они решили незамедлительно сделать свой вклад в защиту нашей матушки-Земли. Или, по второму предположению, выход этого экодоклада был просто удобным инфоповодом для саморекламы (что более похоже на правду).
фото: Porsche AG
Итак, в 1972 году клуб выпустил отчет под названием «Пределы роста», основанный на серии исследований и моделирования (часть из которых финансировались еще одним фондом — «Фондом Фольксваген»), которые определили, что неконтролируемый рост мировой экономики приведет к серьезному истощению ресурсов. В книге предполагалось, что уже к 21 веку строить (постоянно обновлять) автомобили будет практически невозможно.
Отчет определенно не был ошибочным — ресурсы, конечно же, ограниченны, — но сроки их истощения немного отклонились в сторону будущих десятилетий. Все же в конце 1960-х — начале 1970-х промышленность по всему миру работала гораздо менее эффективно. Сегодня с этим возникает куда как меньше проблем.
Сразу после выхода отчета Porsche начал разработку автомобиля, рассчитанного на чрезвычайно долгий жизненный цикл. Новый автомобиль потребовал бы минимальных затрат, ресурсов и обслуживания. Все это привело бы к снижению издержек и меньшему количеству ресурсов.
фото : Porsche AG / Porsche Pictures Past
Это был очень «приземистый», практичный концепт автомобиля, а не спортивная машина, которыми известна Porsche по всему миру.
В результате погони за экономией и, вероятно, по завету Леонида Ильича Брежнева, экономика у Порше в этом микромасштабе действительно получилась экономной.
Автомобиль обладал не только абсолютно заурядной внешностью с идеально выверенными для среднестатистической семьи габаритами (по странному стечению обстоятельств, идеальная форма кузова оказалась хэтчбеком) — ничего лишнего ни в пространстве, ни в функциональности при скромной выходной мощности в 75 лошадиных сил.
Двигатель Porsche FLA Concept
Всего 75 «лошадей» в двигателе вполне нескромного объема в 2.5 литра. Максимальная мощность бензинового четырехцилиндрового мотора развивалась уже при 3 500 об/мин, из-за чего двигатель было невозможно перегрузить, что продляло его запас прочности и долговечности.
В качестве коробки переключения передач использовалась автоматическая трехступенчатая КПП. Почему решили установить не ручную коробку? В Porsche посчитали, что люди не смогут переключаться так идеально, как это делает автоматическая коробка, а значит, сцепление и все внутренние «кишки» отходят на АКПП гораздо больший ресурс, чем обычная коробка. Немцы уже полвека назад доверяли роботам больше, чем людям…
фото: Porsche AG
На самом деле в контексте той эпохи 75 л. с. действительно было неплохой мощностью для большинства стран мира — многие популярные автомобили того времени производили плюс-минус именно такое количество лошадок или даже меньше. Наверное, Porsche мог бы обойтись гораздо меньшим, но немного не удержался.
Также не стали в Porsche менять и расположение двигателя, установленного сзади, поперечно.
По некоторым данным, получается, что для концепта был пересмотрен даже сам двигатель. В нем якобы применялась система охлаждения, призванная помочь мотору быстрее достичь оптимальной рабочей температуры, изменены системы фильтрации масла и воздуха, которые были спроектированы как максимально эффективные и рассчитанные на долгий срок службы и защиту компонентов мотора.
Техническое обслуживание также было простым, интервальным и оттого более дешевым: масляные бачки для трансмиссионной жидкости применялись увеличенного размера для увеличения интервалов замены, а трубопроводы были изготовлены из легко перерабатываемого алюминия вместо меди. О качестве ГСМ тех лет в описании модели Porsche FLA Concept при этом ничего не говорится.
Переосмысленная концепция электросистемы
Даже электрическая система сиюминутной, по меркам автопроизводителя, концепции была переосмыслена. В нее были установлены разъемы с серебряными контактами, поставлена бесконтактная система зажигания и жгуты проводов, разделенные на съемные секции, чтобы облегчить ремонт без необходимости заменять проводку крупными блоками.
Самый необычный кузов был именно в этом Порше
Дизайн кузова, пожалуй, был самым интересным инженерным решением из всех. Видно, что разработан он был в первую очередь для практичности и полезности; эстетика здесь не играла какой-либо главенствующей роли, хотя, думается нам, что по итогу выглядел он довольно круто.
Хэтчбек по форме напоминал модель AMC Pacer / Gremlin — то еще «чудо» американского автопрома. Но поскольку у «немца» двигатель лежал плашмя под задним фальшполом, автомобиль из Штутгарта обладал феноменальной вместительностью. Багажник спереди, багажник сзади…
фото: silodrome.com
автомобиль AMC Pacer
По итогу автомобиль так и не получил финальной версии кузова — например, на фото явно не хватает обшивки. Обшивка для хэтчбека должна была быть сделана из алюминия (наиболее легко перерабатываемого материала той эпохи, до того, как пластмассы стали пригодными для вторичной переработки после утилизации) и положена поверх каркаса из коррозионно-стойкого металла, состоящего из сплавов железа, хрома и никеля.
фото: Porsche AG
FLA был показан публично только один раз — на выставке IAA во Франкфурте 1973 года — и, похоже, не произвел ни на кого какого-то особого впечатления. Да, первые пару недель после доклада людям, возможно, было страшно от такого пророчества, но вскоре все благополучно забыли и принялись вновь поглощать исчерпаемые ресурсы с удвоенной энергией.
Под шумок и в Porsche замели под ковер ненужный «хлам». Зачем рубить сук, на котором сидишь и с которого кормишься? Покупайте, люди, машины! Чем больше — тем лучше! Не думайте о том, что вашим внукам или правнукам этого не достанется. Все равно! Гуляй, планета оплатит!
В настоящее время автомобиль находится в музее Porsche , и хотя его легко не заметить, правда в том, что он намного опередил свое время.
Сегодня автомобили с самого начала разрабатываются с учетом возможности вторичной переработки и эффективности, и они на шаг впереди лучше, чем это было возможно только представить в начале 1970-х годов. Но перерабатывать — это не значит восстанавливать. Ресурсы на планете все так же тают, правда не с такой скоростью как раньше.
Полвека назад в Порше доказали, что, теоретически, можно создать конструкцию автомобиля, которая будет действительно долговечной и достаточно неприхотливой. Но также они доказали и то, что реализовать такой проект невозможно, потому что он противоречит здравому смыслу в заработке денег. А ведь для этого строят все эти заводы, фабрики и пароходы?