Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Седельные тягачи Yuan Cheng M100 на спирте

Владимир Чехута.

Вто время, когда Европа и весь просвещённый автомир пишет о электромобилях, газовых и водородных грузовиках, китайцы решили сойти с ума и опробовать альтернативное топливо совершенно другого типа: метиловый спирт CH3OH. Кому же пришла идея напоить грузовик алкоголем?

Презентация нового бренда – компании Yuan Cheng, входящей в группу GSCV (Geely Sichuan Commercial Vehicle Co.), приурочена к внедрению метанола на автотранспорте. На своём шоу автопроизводитель представил сразу два седельных тягача Yuan Cheng M100, оснащённых впервые в мире (SIC!) крупнолитражными спиртовыми двигателями. Новые автомобили сейчас находят в активной фазе предсерийной подготовки. И, как ожидается, они встанут на конвейер уже к концу 2019 года.

Новичок с идеями

Марка Yuan Cheng была зарегистрирована всего три года назад концерном GCV (Geely Commercial Vehicle) и является новичком среди коммерческих продуцентов. Бренд образован на деньги и при технической поддержке головного холдинга Zhejiang Geely Holding Group, который в 2009 стал владельцем шведского производителя легковых автомобилей Volvo Cars. В недавнем прошлом он также выкупил незначительные доли акций компании Volvo Trucks и концерна Daimler AG. Иными словами, Geely – это гигант мирового автопрома, который если и занимался грузовиками, то уж никак не магистральными тягачами!

Новый седельный тягач Yuan Cheng M100 GS43QM6 (6х4), оборудованный 430-сильным метаноловым мотором

Новый седельный тягач Yuan Cheng M100 GS43QM6 (6х4), оборудованный 430-сильным метаноловым мотором
Новый седельный тягач Yuan Cheng M100 GS43QM6 (6х4), оборудованный 430-сильным метаноловым мотором

Новый седельный тягач Yuan Cheng M100 GS43QM6 (6х4), оборудованный 430-сильным метаноловым мотором
Теперь факты. В 2017 году на заводе компании в Нанчуне выпустили первые 91 тяжёлый грузовик, собрали 545 среднетоннажников и ещё 5287 лёгких фургонов, а также 92 автобуса и 41 автобусное шасси. Тогда же был представлен первый прототип дальнобойного седельного тягача Yuan Cheng M100. Судя по колёсной формуле 6х4 он ориентирован, скорее, на региональных грузоперевозчиков, чем на магистральные маршруты.

В прошлом 2018 году выпуск даже упал: тяжёлых грузовиков собрали лишь 8 штук, отгрузили 34 среднетоннажника, выпустили 4679 малотоннажных фургонов класса «ГАЗель» и изготовили 97 автобусов (и все – только в одном декабре!). Сейчас уже известно, к чему так долго готовился автогигант.

Первый прототип Yuan Cheng M100, впервые показанный в конце 2017 года

Первый прототип Yuan Cheng M100, впервые показанный в конце 2017 года

Как забодяжить спирт?

Концерн Geely сообщил, что разработка первого спиртового двигателя М100 с рабочим объёмом 12 540 cм3 потребовала 15 лет работы подразделения Geely New Power Commercial Vehicle (GNPCV).

Столь долгий путь пришлось проделать для определения… стандарта будущего топлива! Например, США и Бразилия на рынке спиртового моторного топлива используют этанол (C2H5OH), который ректифицируют из кукурузы, сорго и сахарного тростника. И эти страны делят пополам 98% мирового рынка этанола. В КНР этот спирт непопулярен, зато тут производят 50% всего мирового метанола (CH3OH). Его в Китае на углехимии выделяют из антрацита путём газификации и потом же сами не знают куда девать! Вот и нашлось применение.

Первый 12,54-литровый метаноловый двигатель Geely М100 с максимальной мощностью 410 л.с.

Первый 12,54-литровый метаноловый двигатель Geely М100 с максимальной мощностью 410 л.с.

Заявленная мощность при работе на спирте составляет 410 л.с. (301 кВт) при 1900 об./мин с максимальным крутящим моментом 1800 Н·м. Этот агрегат, работающий на метиловых спиртах, по массе и мощности имеет примерно такие характеристики, как и дизельный аналог. Но с точки зрения влияния на окружающую среду, метанол биоразлагаемое вещество (хотя и взрывоопасное). Оно даёт огромное преимущество по КПД, но главное, что спиртовой двигатель производит на 80% меньше выбросов NOx, чем дизель и даже газовый двигатель. При этом он почти не выделяет макрочастиц, за исключением сгоревшего сажевого осадка от сивушных, присадочных масел и бензина (как в США и Бразилии), или жирных включений (как в «угольном» метаноле). Впрочем, эти примеси необходимы для смазывания стенок цилиндра во время рабочего процесса сгорания. Вот такие задачи решают в Поднебесной!

Интерьер кабины разработан Эльзой Чжан

Интерьер кабины разработан Эльзой Чжан
Интерьер кабины разработан Эльзой Чжан

Интерьер кабины разработан Эльзой Чжан
Китаец в руках европейских зодчих

Наконец-то можно раскрыть тайну китайского дизайна. В студии Geely Design над стайлингом работали стилисты из Северной Европы: Гай Бургойн, Питер Хорбери, Джастин Халли. Среди них особая роль отведена скульптору Мэт Вильсону. Необычная архитектура кабины – его рук дело!

Итак, первая новинка – седельный тягач Yuan Cheng M100 GS43QM6 (6х4) предназначен для работы в составе магистрального автопоезда с полной массой 40 т. Автомобиль комплектуют двигателем с максимальной силовой отдачей 430 л.с. и 12-ступенчатой механической коробкой передач Fast Gear 12JSD220TA.

Кабина с гладкими, обтекаемыми формами, неплохо снижающими аэродинамическое сопротивление транспортного средства. Разработку ходовой части пришлось заказывать тоже в Европе. В комплектацию автомобиля входят 7-тонная передняя ось; 18-тонный ведущий тандем; два топливных бака объёмом 400+400 л из стали (алюминиевый сплав не годится для хранения метанола); дисковые тормоза WABCO с функцией АБС, круиз-контроль и автономный отопитель. Максимальная скорость ограничена 105 км/ч.

Второй новинкой стал седельный тягач Yuan Cheng M100 GS46QM6 (6х4), который получил метаноловый двигатель увеличенной мощностью 460 л.с. и расширенный пакет опций.

Седельный тягач Yuan Cheng M100 GS46QM6 оборудован самым мощным на сегодня 460-сильным метаноловым двигателем

Седельный тягач Yuan Cheng M100 GS46QM6 оборудован самым мощным на сегодня 460-сильным метаноловым двигателем

Нежданный гибрид

Впрочем хватит о грузовом пьянстве! Третьей новинкой стал не метанольный, а уже привычный дизель-электрический гибридный седельный тягач Yuan Cheng M100 GS51HD. Он оборудован 6-цилиндровым 12,5-литровым турбодизелем Weichai WP13.510, максимальная мощность которого составляет 510 л.с. (382 кВт), а предельный крутящий момент достигает 2400 Н·м в диапазоне 950–1400 об./мин. Мотор агрегатирован с усиленной 12-ступенчатой механической КП Fast Gear 12JSDX240TA и электротрансмиссией. В силовую электрическую часть входит электродвигатель IM210H41.H1 номинальной мощностью 100 кВт (часовой режим мощности достигает 200 кВт) и литий-ионные батареи MGL 48C01Y общей ёмкостью 50 кВт·ч. В электротрансмиссии предусмотрен рекуперативный цикл для возврата электроэнергии в АКБ при торможении.

Наличие мощного аккумулятора позволяет машине работать в режиме электротягача на расстоянии 30 км. Такая опция может пригодиться внутри мегаполисов.

Снаряжённая масса гибридного грузовика составляет 9,4 тонны. В штатную комплектацию входят два алюминиевых топливных бака на 400 и 500 л. Банально? Но зато его не надо поить спиртом!

Топливный бак из нержавеющей стали, предназначенный для хранения метанола

Топливный бак из нержавеющей стали, предназначенный для хранения метанола

Тема Mission News от Compete Themes.