Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Шофёры — герои войны

Наша страна, 9 мая 2022 года отметит 77-ю годовщину победы в Великой Отечественной войне. В этот день, мы вновь до земли поклонимся дожившим до наших дней ветеранам, и вспомним миллионы погибших мирных жителей и павших на полях сражений солдат и офицеров. В России и бывших республиках Советского Союза немало памятников героям Великой Отечественной.

И много музеев, где собрана военная техника, с помощью которой советский солдат разгромил фашистов. Правда, в основной массе, это именно боевая техника — пушки, танки, самолёты. Есть конечно же и простые автомобили, в частности, легендарная «трёхтонка» ЗиС-5.

И в этой статье мы хотели вспомнить и рассказать о тех солдатах Красной Армии, которые управляли этими автомобилями. Причём делали это настолько умело и самоотвержено, что были удостоены звания «Герой Советского Союза».

Работая над данной статьёй, мы попытались тщательно изучить имеющуюся в открытом доступе информацию о людях, награждённых Звездой Героя. И выяснили, что звание «Герой Советского Союза» в практическом большинстве получали солдаты, которые служили в тех родах войск, которые связаны с непосредственно ведением боя, которые бились за свою Родину на передовой — например, пехотинцы и танкисты.

И именно механиков-водителей, управлявших танками и самоходными артиллерийскими установками, ставших Героями, очень много. А вот солдат, которые были именно «шофёрами», и управляли автомобилями без какого-либо вооружения, чья отвага и профессиональное мастерство помогли одержать победу над врагом, всего… семь человек! По крайней мере, нам удалось найти информацию только о них.Герой Советского Союза Владимир Кузьмич Артюх - шофёр 7-го отдельного понтонно-мостового батальона 7-й армии Северо-Западного фронта

Герой Советского Союза Владимир Кузьмич Артюх — шофёр 7-го отдельного понтонно-мостового батальона 7-й армии Северо-Западного фронта

Первым из военных водителей звания «Герой Советского Союза» был удостоен Владимир Кузьмич Артюх — шофёр 7-го отдельного понтонно-мостового батальона 7-й армии Северо-Западного фронта. Правда стоит сделать небольшую поправку — красноармеец Артюх был удостоен этого звания в 1940-м году, во время советско-финской войны. В Указе Президиума Верховного Совета СССР было сказано, что его наградили «за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с финской белогвардейщиной и проявленные при этом отвагу и геройство» — Владимир Кузьмич, под артиллерийским и пулемётным обстрелом, возглавил колонну машин и по разбитой дороге доставил к берегу полупонтон для переправы через реку Тайпален-Йоки (Бурная), что ускорило переправу оборудования через реку. 

В 1942 году Владимир Кузьмич Артюх окончил Ленинградское военно-инженерное училище, воевал на Ленинградском и Центральном фронтах. В 1945 году водитель-герой окончил Высшую офицерскую автомобильную школу. Оставил военную службу в звании лейтенанта. Жил и работал Ленинграде, где и умер 12 июня 1984 года. Стоит отметить, что подвигу Владимира Кузьмича была посвящена поэма Александра Твардовского «Шофёр Артюх». Шофёр 504-го лёгкого артиллерийского полка 65-й лёгкой артиллерийской бригады 18-й артиллерийской дивизии 3-го артиллерийского корпуса прорыва 2-й ударной армии Ленинградского фронта Гривцов был удостоен звания Герой Советского союза посмертно, в июле 1944 года

Шофёр 504-го лёгкого артиллерийского полка 65-й лёгкой артиллерийской бригады 18-й артиллерийской дивизии 3-го артиллерийского корпуса прорыва 2-й ударной армии Ленинградского фронта Гривцов был удостоен звания Герой Советского союза посмертно, в июле 1944 года

Кроме водителя Артюха, город-герой Ленинград, он же Санкт-Петербург, по праву гордится ещё одним своим Героем — это Александр Иванович Гривцов, именем которого назван небольшой переулок, проходящий от набережной реки Мойки до площади Мира. В отличие от Артюха, шофёр 504-го лёгкого артиллерийского полка 65-й лёгкой артиллерийской бригады 18-й артиллерийской дивизии 3-го артиллерийского корпуса прорыва 2-й ударной армии Ленинградского фронта Гривцов был удостоен звания «Герой Советского союза» посмертно, в июле 1944 года. Красноармеец Гривцов, в ходе форсирования Нарвы в феврале 44-го года, в районе деревни Долгая Нива Сланцевского района Ленобласти, сумел без потерь переправить материальную часть подразделения на западный берег. Погиб шофёр-герой 18 февраля, доставляя боеприпасы и продовольствие попавшим в окружение советским солдатам.

Кстати, есть свой шофёр-герой не только у Северной столицы, но и у столицы Кубани — именно в Краснодаре после войны жил и работал Герой Советского Союза, шофёр 116-го артиллерийского полка Резерва Главного Командования 13-й армии, красноармеец Василий Степанович Клюкин, который до войны работал шофёром в МТС станицы Ивановская Красноармейского района Краснодарского края. Он, как и шофёр Артюх, отличился в годы советско-финской войны — в декабре 1939 года он вывел колонну автомашин с боеприпасами из под огня противника, а также сумел затем вывезти раненых из опасной зоны и доставить их в госпиталь. Звания «Героя СССР» Клюкин был удостоен в 1940-м году. Во время Великой Отечественной войны служил в системе НКВД СССР. На доме, в которым жил в Краснодаре Василий Степанович (улица Колхозная, 77), установлена мемориальная доска.

Ещё один водитель-герой также отличился в советско-финской войне. Это Иван Михайлович Ильиных, шофёр-санитар 85-го медико-санитарного батальона 49-й стрелковой дивизии 13-й армии Карельского фронта. Стоит отметить, что Иван Михайлович стал одним из первых медработников, удостоенных звания «Герой Советского Союза». В декабре 1939 года он в районе незамерзающей реки Таппокен-Йоки под огнём противника, по наведённому советскими воинами понтонному мосту, доставлял раненых с поля боя — всего он совершил четыре рейса. «За героический подвиг, проявленный при выполнении боевых заданий командования на фронте борьбы с финской белогвардейщиной», красноармейцу Ильиных Ивану Михайловичу в апреле 1940-го года было присвоено звание Героя Советского Союза. Во время Великой Отечественной войны Ильиных работа старшим госавтоинспектором в Москве, а после неё закончил школу автомехаников и до пенсии работал водителем в Москве, на автобазе №2. Умер 25 марта 1987 года. 

Также героем советско-финской войны является Прохор Денисович Залесов, шофёр 301-го гаубичного артиллерийского полка 7-й армии Северо-Западного фронта. Звания «Герой Советского Союза» был удостоен за то, что под обстрелом финской артиллерии загрузил машину и успешно доставил боеприпасы советским воинам. Когда началась Великая Отечественная война ушёл на фронт добровольцем. Победу встретил в должности начальника 416-й полевой авторемонтной базы 4-й ударной армии Ленинградского фронта. В запас ушёл майором. Жил и работал в Нижнем Тагиле. Умер 29 мая 1981 года.

По сравнению с другими шофёрами-героями, Василий Мефодьевич Ефимов управлял действительно боевой машиной — он был водителем боевой установки «БМ-13» 315-го гвардейского миномётного полка 37-й армии Степного фронта, и отличился во время битвы за Днепр. В сентябре-октябре 1943 года младший сержант Ефимов более десяти раз выводил своё орудие на прямую наводку, подбив два танка, одно штурмовое орудие и две автомашины. Всего же за 4 месяца 1943 года он произвёл 107 залпов, уничтожил 16 танков и большое количество солдат и офицеров противника. За «мужество и героизм, проявленные при форсировании Днепра» гвардии младший сержант Василий Ефимов был удостоен высокого звания Героя Советского Союза в феврале 1944 года. После войны Василий Мефодьевич проживал в городе Уссурийске Приморского края, работал водителем. Погиб в автокатастрофе 25 июля 1954 года. 

Филимон Иосифович Земляных — этот водитель-герой получил звезду Героя не только за то, что мастерски управлял своим автомобилем. В августе 1941 года, шофёр 1620-го лёгкого артиллерийского полка 34-й лёгкой артиллерийской бригады 20-й артиллерийской дивизии прорыва 51-й армии 1-го Прибалтийского фронта Земляных, смог заменить целый орудийный расчёт. Когда немецкие войска контратаковали в районе населённого пункта Багачи Добельского района, Филимон Иосифович встал к орудию и подбил два танка, после чего вывез из-под обстрела получивших ранения бойцов и командиров. В 1944 году Земляных снова встал к орудию — в бою у населённого пункта Крустини, он заменил собой выбывшего из строя наводчика и подбил ещё три немецких танка. В марте 1945 года был удостоен звания «Герой Советского Союза». После войны жил и работал на родине, в Тюменской области, где умер 21 мая 1975 года.

После войны, в 1947 году, в городе Ромны Сумской области было сформировано 3-е военное автомобильное училище. После передислокации в 1958 году в город Уссурийск Приморского края, оно было переименовано в Дальневосточное военное автомобильное училище. В 1969 году, когда его переименовали в Уссурийское высшее военное автомобильное командное училище, на его территории на постаментах были установлены реактивный гвардейский миномёт БМ-13 и гусеничный тягач МТ-ЛБ. А также стена памяти, на которой увековечены имена водителей, о которых мы вам рассказали. Это имена Героев Советского Союза, шофёров, благодаря которым 9 мая 2022-го мы в 77-й раз скажем: «С Днём Победы!».

Текст: Алексей Филимонов. Фото: Архив, Игорь Головин

Источник