В прошедшую субботу во Фрунзенском районе Санкт-Петербурга прошел фестиваль «Купчинская весна». В рамках праздника, как водится, было много разного: концерт и мастер-класс по танцам, квест по парку и фотовыставка, интерактив по правилам безопасности для детей и гонки радиоуправляемых машинок. Но самым ярким событием, конечно, была выставка транспорта.
Почти все экспонаты уже хорошо знакомы горожанам и нашим читателям. Оно и понятно: откуда взяться новым старым машинам — время-то идет, а их больше не становится…
Советский ЗиУ-5 и новейший Авангард компании Транс-Альфа: 60 лет разницы
Большинство составлял общественный транспорт все тех же Пассажиравтотранса, музея Электротранспорта и Ретробаса. По паре рафиков, ЛАЗов да Икарусов, троллейбус ЗиУ-5, новые БКМ и НефАЗ-5299 — вот и весь ассортимент.
Впрочем, большинство зрителей, особенно юных, с интересом осматривали «старичков». Малышей особо привлекала ярко-красная «сигара», Ikarus 55 Lux с длинной «кормой». Это, кстати, один из первых восстановленных образцов Пассажиравтотранса и Ретробаса, жаль, не на родных агрегатах.
Самый любимый детский тренажер Электротранса получил забавную клетку и прибыл на жесткой сцепке. За рулем был наш друг и читатель — водитель троллейбуса Роман Висельский
Поскольку дизель Чепель задолго до реставрации заменили тракторным Д-245 и коробку тоже поменяли, на машину поставили привычную для питерских автобусов «парочку»: дизель Caterpillar 3116 и «автомат» Voith Diwa. Да и с кузовом работы хватило: части стальной юбки изготовили заново, а некоторые кузовные детали отформовали из стеклопластика.
Дизайн «сигары» и спустя 70 лет не выглядит устаревшим
Взрослые же зрители ностальгировали по временам своей юности, глядя на бирюзово-белый округлый троллейбус ЗиУ-5Г, первый с несущим кузовом. На улицы Ленинграда эти машины с большим «воздушным» салоном вышли в 1960 году и работали аж до 1987-го.
По конструкции ЗиУ-5 были передовыми для своего времени: помимо несущего кузова, они получили реостатно-контакторную систему управления, разделение электрических цепей на высоко- и низковольтные системы, электрические устройства вместо ручных или пневматических у предшественников.Чуть ли не единственная сохраненная и восстановленная Магнолия-80 на шасси ЛиАЗ-677
Переход от пассажирского транспорта к грузовому осуществлял сине-белый фургон на основе ЛиАЗа-677. Это телевизионная станция Магнолия-80, разработанная к московской Олимпиаде, что и отражает число в названии. Собирали машины на заводе в Ликино, а оборудование устанавливали на радиозаводе в Шяуляе. По агрегатам и характеристикам от обычного ЛиАЗа они ничем не отличались, но имели более прочный кузов, ведь на крыше работали видеооператоры со стационарными камерами. А вот внешне они выделялись фарами от Москвича-412 и надписью «Ликино» над ними — у стандартных автобусов такого не было.
Собственно грузовиков на празднике, в общем-то, и не было, зато местные пожарные в нем участвовали, и привезли парочку машин. Первый — ветеран АЦ-40, знакомый, пожалуй, каждому жителю СССР. Когда-то такие автоцистерны объемом 2,5 куба составляли большинство в пожарных частях городов. Их, конечно, все еще немало в стране, хотя в Петербурге практически не осталось. Эта машина «в бой» уже не ходит, а служит для обучения расчетов. Причем это уже не ЗиЛ-130, как можно было бы подумать, а его поздний собрат с индексом 431412, выпускавшийся в филиале в Новоуральске с 1986 года. От предка он отличался модернизированным 150-сильным, но все еще бензиновым карбюраторным двигателем, новой передней подвеской и пятиступенчатой коробкой передач.Старым ЗиЛом интересовались, но не очень активно. А вот новым КАМАЗом — заметно больше!
Второй красный грузовик, наоборот, один из новейших. Пожарный автомобиль газодымозащитной службы предназначен, как ясно из названия, для доставки к месту пожара дымососов, электрооборудования, прожекторов и прочего оборудования, облегчающего борьбу с огнем и дымом. Специальный фургон фирмы Чибис размещается на шасси КАМАЗа-5325. Вообще, двухосное шасси с этим индексом появилось еще в 1988 году. Но, кроме полной массы 19 тонн, общего с нынешним почти не осталось. Кабина, двигатель, коробка передач, задний мост — все с тех времен поменялось. Этот КАМАЗ поколения К4 — один из первых в пожарной охране Северной столицы.