Стильная «вахтовка»
Собственно говоря, именно дизайн экстерьера и привлек столько внимания к новинке. Вклеенные стекла, светодиодная оптика, эффектный «пояс», разделяющий кузов на две части. Образ, никак не соответствующий стандартному мнению о том, как должен выглядеть транспорт для перевозки рабочих бригад в условиях бездорожья.
Разработка дизайна основывалась на эскизах, автор которых не называется. Представители Pulsar Expo отмечают: «Мы разрабатываем литые формы — мастер-модель, варочные стапели, линию по сбору и потом отдаём всё это на аутсорс». В итоге автобус собирается из готовых компонентов, которые в свою очередь изготовлены на заводах стран ЕС и США. Каркас сварен из прочных стальных труб, а все наружные панели сделаны из композитных материалов. Кроме малого веса и высокой коррозионной устойчивости, они позволяют делать более широкий спектр форм.
35-местный салон Torsus Praetorian по комфорту не уступает привычным нам «междугородникам». Пассажирские кресла имеют регулируемую по углу наклона спинку и оснащены 3-точечными ремнями безопасности, за микроклимат в салоне отвечает 15-киловатный кондиционер и центральная система отопления с автономным отопителем. Предусмотрены полки для ручной клади. Вход в салон осуществляется через дверь прислонно-сдвижного типа с автоматическим приводом и автоматически выдвигаемыми подножками.
Оставив в покое кузов, поговорим о второй «фишке» автобуса — вездеходном шасси. За основу взята ходовая от MAN 4×4 с колесной базой 4200 мм: рама и подвеска на параболлических рессорах с мостами MAN с блокировкой дифференциала модели VP09 спереди и модели HP-1333 E сзади, рулевое управление с усилителем ZF, МКП ZF 12AS 1210 OD MAN Tip-Matic, 2-ступенчатая «раздатка» MAN G103 и тормоза с ABS. Силовая установка — 6-цилиндровый дизель MAN-D0836LFL40 мощностью 240 л.с., что не так уж и много для машины со снаряженной массой 13 500 кг. Зато он позволяет подбирать соответствие экологическому классу от Евро-3 до Евро-6.
Автобус обут в прочные шины Michelin XZL TL, кузов по периметру защищает пластиковый обвес от фирмы Linex™, конструкция пола усилена и предусмотрена защита стекол от камней. 389-миллиметровый клиренс и малые свесы обеспечивают автобусу прекрасную геометрию: большие углы въезда, съезда и рампы. А глубина преодолеваемого брода составляет 700 мм. В дополнительное оснащение входит лебедка.
Впрочем, пока речь идет лишь о первых экземплярах, работа над которыми еще продолжается. К примеру, запасное колесо изначально располагалось под рамой и ограничивало проходимость, теперь оно перекочевало на специальный багажник на крыше. Масса скетчей и 3D моделей показывает, что в планах создание самых различных вариантов исполнения: от спецвариантов в рамках автобусного кузова, до грузопассажирских модификаций с отдельной грузовой платформой.
И все же, реальное будущее автобуса пока под вопросом. Во-первых, высота кузова равна 3720 мм — немало для техники, чья жизнь будет проходить по пересеченной местности. Во-вторых, топливный бак вместимостью 100 л для вездехода просто смешно. В-третьих, стильные элементы передней маски и боковин кузова на внедорожниках в первозданном виде долго не живут — потребуется замена, что при штучном изготовлении недешево. Ну, и в-четвертых, стартовая стоимость автобуса в базовой комплектации от $100 000. Так что, несмотря на оптимистичные заявления о десятках собираемых Torsus Praetorian и предполагаемых заказах еще на сотни единиц, говорить пока можно только о нескольких экземплярах, поставленных в Украину в виде «санитарок» с возможностью транспортировки 12 пациентов на носилках.
Ну, и напоследок несколько слов о самом разработчике внедорожного автобуса, компании Pulsar Expo. Ее основная деятельность — поставки специальных автомобилей в рамках международной технической помощи, а так же конверсия транспортных средств по индивидуальным заказам. В клиентах компании значатся правительственные структуры США и подразделения ООН. По итогам 2016-2017 годов общая сумма заключенных контрактов превышает $20 000 000. Так что в плане финансового и технического потенциала шансы на светлое будущее у новинки есть.
Компания, имеющая головной офис в Праге (Чехия), была создана в 2014 году выходцами из Украины, супругами Вахтангом Джукашвили и Юлией Хомич. Вероятно, именно такое сочетание породило разночтение в том, чьи корни имеет новый Torsus Praetorian: чешские или украинские. Не вникая в данный спор, отметим, что выпускать внедорожный автобус планируют в Братиславе (Словакия) на арендованных производственных площадях.
Ваш комментарий будет первым