В конце февраля 2019 года Минсельхоз Белоруссии собрался в Могилёве, для обсуждения планов на ближайшие годы. Мероприятию сопутствовала совсем небольшая отраслевая выставка, организованная Минским автомобильным заводом. Несколько машин из этой презентации оказались достаточно интересными.
Наибольший интерес из всей коллекции вызвала мобильная рубильно-дробильная машина МАЗ-6944С9, предназначенная для измельчения древесины в щепу. Новинка базируется на автомобильном 4-осном шасси МАЗ-6516С9 (8х4) грузоподъёмностью 33 тонны. Грузовик оборудован турбодизелем ЯМЗ-653 мощностью 420 л.с. (Euro 5) и 16-ступенчатой механической КП ZF 16S2525TO.
На шасси смонтирован надрамник, на котором закреплена рубильная установка HEM 561 DQ немецкой компании JENZ GmbH и гидроманипулятор Epsilon M100LD97CAEXL австрийской компании Palfinger. Для оператора КМУ предусмотрена отдельная комфортабельная двигающаяся (вверх/вниз) кабина Epscab. Находящийся в ней работник может управлять рубильным оборудованием и манипулятором при помощи джойстиков (электропропорциональное управление).
Измельчительная установка Jenz HEM 561 DQ приводится в действие от автономного дизеля мощностью 360 кВт (490 л.с.), который агрегатирован с гидростатическим приводом. Навесное оборудование с электронным блоком управления, собственным топливным баком и аккумуляторной батареей. Производительность рубильной машины составляет 150 кубометров в час. Максимальный диаметр бревна мягкой древесины может достигать 560 мм, а твёрдой не должен превышать 420 мм.
Гидроманипулятор Epsilon оснащён рулонно-грейферным захватом и предназначен для загрузки древесины в приёмное окно щепорубильной установки. Максимальный грузовой момент КМУ составляет 85 кН·м. Максимальный вылет стрелы не превышает 9,7 м. Предельная грузоподъёмность КМУ при максимальном вылете стрелы достигает 800 кг.
Присутствовал на показе и бюджетный вариант – это рубильно-дробильная машина МАЗ-6944С9, оснащённая краново-манипуляторной установкой М75-05-Б, производства ОАО «Мозырьский машиностроительный завод». Это КМУ тоже с джойстиковым управлением и поднимаемой кабиной оператора. При этом его максимальный грузовой момент составляет 75 кН.м, максимальный вылет стрелы не превышает 8,6 м, а предельная грузоподъёмность КМУ при максимальном вылете стрелы достигает 620 кг.
Поскольку белорусские предприятия лесного комплекса в подавляющей массе своей принадлежат государству, то они подчинены министерству лесного хозяйства РБ. А потому Минлесхоз уже заказал МАЗу 20 рубильно-дробильных машин МАЗ-6944С9. Похоже, что при помощи таких железных дровосеков начнёт реализовываться амбициозный план по превращению белорусского леса в щепу.
Среди других машин, показанных на импровизированной выставке, обратила на себя внимание февральская новинка МАЗа – 4-осный полуприцеп-сортиментовоз МАЗ-6312С9-526-012, который можно использовать для перевозки большого количества древесины. Трейлер предназначен для работы в составе 20-метрового автопоезда. Снаряжённая масса полуприцепа составляет 9 т, а его технически допустимая грузоподъёмность определена в 42,9 т. Предельная нагрузка на ССУ – 15,9 т. Максимальная нагрузка на каждую ось – 9 т. Габаритная длина трейлера достигает 16 500 мм. Полезный объём полуприцепа составляет 82 м3.
Был представлен и бюджетный вариант лесной машины с кабиной третьего поколения – это полноприводный МАЗ-6317F9-1544, серийный сортиментовоз с двухскатной ошиновкой задних осей. Несмотря на то, что машина сделана главным образом для работы на асфальте, благодаря приводу 6х6 она уверенно работает и на укатанном грунте. Машина оснащена большой кабиной со спальным местом, двигателем ЯМЗ-6587.10 мощностью 420 л.с., КП ЯМЗ-239 и топливным баком на 500 л. Полная масса автомобиля 29 150 кг, нагрузка на переднюю ось – 7150 кг, на заднюю тележку – 22 000 кг.
Выставочная машина была оснащена КМУ ОМТЛ-97-04 завода «Велмаш», но в таком комплекте её собирают только по заказу. В базовом исполнении машина выходит с КМУ M75-04.
Сортиментовоз МАЗ-6317F9-1544 – это классическая схема лесовозной техники – длиннобазный грузовик и 2-осный прицеп МАЗ-837810-020 с двухскатной ошиновкой, рессорной подвеской и 4 ложементами. Внутренние размеры погрузочной площадки прицепа 7748х2250х1795 мм, грузоподъёмность – 15,2 т.
Самым бюджетным вариантом лесной техники оказался МАЗ-631228-1526 – сортиментовоз 6х4, предназначенный для перевозки сортимента в составе автопоезда, но только по асфальтированным дорогам. Выставочная машина была оснащена КМУ ОМТЛ-97-04 завода «Велмаш», но в базовом исполнении машина выходит с КМУ M75-04.
Серийно модель оснащают 4 ложементами (по заказу 6) с нерегулируемыми кониками. Машина оснащена малой кабиной 4-го поколения без спального места, китайским турбодизелем Weichai WP 12.430E50 мощностью 408 л.с. и КП ZF 16S2520T0. Полная масса автомобиля 33 500 кг, нагрузка на переднюю ось – 7500 кг, на заднюю тележку – 26 000 кг, снаряжённая масса автомобиля – 16 600 кг.