Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Весеннее ограничение для грузовиков

«Весеннее обострение» — так называлась наша статья в АР №8, 2012: в ней рассказывалось о том, как российские власти ежегодно закрывают дороги на просушку, вводя драконовские ограничения по нагрузкам для грузовиков. Прошло семь лет — что изменилось?

Годами российские дальнобойщики стонали от временных весенних ограничений на подавляющем большинстве шоссе, включая федеральные трассы. Но Росавтодор смилостивился — и с 2018 года ограничений на «федералках» уже нет. Правда, эти магистрали связывают только крупнейшие города страны, а чтобы добраться до прочих населенных пунктов, надо съезжать на местные шоссе — и вот там проезд грузовикам, как правило, запрещен. Мало того, кое-где федеральные трассы превращаются в муниципальные, проходя через города, — и федеральных объездов этих участков до сих пор не существует.

Это не зимник, а трасса на севере Камчатки в мае! Интересно, на нее тоже распространяются ограничения?

Ну а поскольку весенние ограничения налагаются не централизованно, а местными властями, грузоперевозки превращаются в настоящий пазл, сложить части которого еще та задача. Прежде всего, разные регионы закрывают свои дороги в разные сроки, которые даже у ближайших соседей зачастую не совпадают. Так, в Омской области — с 9 апреля по 8 мая, в Красноярском крае — с 10 апреля по 16 мая, а между ними, в Новосибирской области, — с 29 апреля по 31 мая.

Да что там регионы, если в некоторых областях установили разные даты для разных дорог! Допустим, 7 мая на большинстве костромских шоссе отменят весовые запреты, а вот на подъезде к Мантурово или городу Шарья транспортников встретят запрещающие знаки — и, не исключено, инспекторы следом.

Этому автопоезду точно не страшны весенние ограничения

Подобная чехарда творится и с самими ограничениями. Многие регионы вводят почти одинаковые нагрузки на оси: для одиночной — не более шести тонн, для осей двухосной тележки — по пять тонн, трех- и четырехосной тележки — по четыре. В части областей решили не париться с расчетами и оставили лишь одно значение.

Но и тут в товарищах согласья нет: к примеру, в Ивановской и Ленинградской областях ­кое-где уменьшили нагрузку аж до трех тонн на ось — там даже на пустой фуре не проехать. А еще весенние нагрузки варьируются в зависимости от типов дорог и даже их конкретных участков.

Экзотическая австралийская сцепка о 12 осях отлично подошла бы для сезонных перевозок по нашим дорогам: при допустимой у нас полной массе 44 т здесь придется в среднем по 3,6 т на ось

Интересно, что в некоторых регионах ограничения не касаются международных перевозок, а вот в других — скажем, под Брянском, Владимиром, Калугой и еще в двадцати областях — «международники» попадают по полной программе. А ведь сколько производств и складов расположено не на федеральных трассах!

Справедливости ради надо сказать, что несколько регионов полностью отказались от весенних ограничений, — таких временных дорожных знаков больше не встретишь под Москвой, в Белгородской, Калининградской и Ростовской областях, в Забайкалье и Адыгее. А еще в Краснодарском крае, Крыму и на Кавказе.

А вот российский «многоног» — король перегруза! Но если ­возить на нем по норме, можно и проехать под весенние знаки

Ну а на какой транспорт запреты не распространяются? Это прежде всего автобусы. Еще разрешены «перевозки пищевых продуктов, животных, лекарственных препаратов, топлива (список неодинаков по регионам. — Прим. М. Ч.), семенного фонда, удобрений, почты и почтовых грузов». Также из перечней исключены МЧС, дорожники и военные.

Забавно, что примерно половина администраций, издавших указы, включила в список коммунальные службы, а вот остальные, видимо, забыли. Есть и местные особенности: в Карелии ограничения не касаются грузовиков-щепкорубов, а в Астраханской и Брянской областях отдельно разрешено перевозить цыплят, телят и рыбьих мальков.

Финский вариант легкого автопоезда: тягач на базе развозной модели Mercedes Atego и двухосный полуприцеп

Впрочем, список грузов, которые можно возить «под знаки», расширяется: после обращений Ассоциации международных автоперевозчиков (АСМАП) в ситуацию даже вмешалась Федеральная антимонопольная служба. В результате в перечне исключений появился забытый было, но очень важный пункт — «перевозка смазок и специальных жидкостей (охлаждающих, тормозных и т.д.)».

Однако остается открытым все тот же вопрос: что делать остальным? Можно, конечно, заранее купить пропуск, позволяющий ездить по закрытым участкам (так называемая компенсация будущего ущерба). Только это зачастую лишено смысла: плата за километр может составить, к примеру, шесть тысяч рублей. Еще можно официально оплатить перегруз, но смысла в этом еще меньше: как насчет 20 тысяч рублей за лишнюю тонну на каждую ось? Поэтому большинство перевозчиков, которым надо преодолеть закрытые на просушку дороги, традиционно выбирают третий путь — едут на свой страх и риск, а если остановят, договариваются на месте.

Это не Фотошоп: такие автопоезда встречаются в Америке. Для наших весенних дорог — самое то!

Эх, построить бы все российские дороги так, чтобы снег не сходил вместе с асфальтом, и сделать, чтобы грузовики ездили без всяких весенних ограничений! Но это уже из разряда несбыточного. 

Весенние ограничения — 2019
Регион Сроки Допустимая осевая нагрузка, т
Центральный федеральный округ
Брянская обл. 18 марта — 16 апреля 4
Владимирская обл. 1 апреля — 30 апреля Зависит от категории дороги
Воронежская обл. 21 марта — 19 апреля 5
Ивановская обл. 8 апреля — 7 мая Зависит от участка дороги
Калужская обл. 1—30 апреля Для разных участков дорог от 3 до 6
Костромская обл. 8 апреля — 7 мая либо 15 апреля — 14 мая в зависимости от района Для разных участков дорог 4 или 6
Курская обл. 15 марта — 13 апреля 6
Липецкая обл. 19 марта — 17 апреля 5
Орловская обл. 29 марта — 27 апреля 6/5/4*
Рязанская обл. 1 апреля — 30 апреля Для разных участков дорог 4 или 4,5
Смоленская обл. 8 апреля — 1 мая Для разных участков дорог 3 или 5
Тамбовская обл. 1 апреля — 30 апреля 6
Тверская обл. 1 апреля — 1 мая Полная масса: для асфальтовых дорог 20, для прочих 10
Тульская обл. 1 апреля — 30 апреля 4, на трассе Тула — Новомосковск нет
Ярославская обл. 8 апреля — 7 мая Зависит от участка дороги
Северо-Западный федеральный округ
Архангельская обл. 8 апреля — 22 мая 3,5
Вологодская обл. 15 апреля — 14 мая 6
Ленинградская обл. 1 апреля — 30 апреля, в некоторых районах до 15 мая Для асфальтовых дорог 5, для прочих 3
Мурманская обл. 30 апреля — 29 мая 6
Ненецкий АО 8 апреля — 22 мая 3,5
Новгородская обл. 1 апреля — 30 апреля Для асфальтовых дорог 5, для прочих 4,5
Псковская обл. 25 марта — 23 апреля Зависит от участка дороги
Республика Карелия 8 апреля — 21 мая, 10 апреля — 24 мая, 15 апреля — 29 мая, 22 апреля — 5 июня в зависимости от района 4
Республика Коми 20 апреля — 20 мая (в северных районах 3 мая — 2 июня) Нет данных
Южный федеральный округ
Астраханская обл. 25 марта — 23 апреля Зависит от участка дороги
Волгоградская обл. 1 апреля — 30 апреля 5
Республика Калмыкия 25 марта — 25 апреля 6/5/4*
Северо-Кавказский федеральный округ
Ставропольский край 1 апреля — 30 апреля 5, Ставрополь — Барсуковская — 6
Приволжский федеральный округ
Кировская обл. 22 апреля — 21 мая 6/5/4*
Нижегородская обл. 1 апреля — 30 апреля 6
Оренбургская обл. 22 марта — 20 апреля 6
Пензенская обл. 25 марта — 23 апреля 4
Пермский край 15 апреля — 14 мая или 22 апреля — 21 мая в зависимости от района 5/4/3*
Республика Башкортостан 1 апреля — 30 апреля Зависит от участка дороги
Уфа 26 марта — 24 апреля 6 /5/4*
Республика Марий Эл 10 апреля — 9 мая 6/5/4*
Республика Мордовия 1 апреля — 30 апреля Зависит от участка дороги
Республика Татарстан 15 апреля — 14 мая 6
Самарская обл. 1 апреля — 30 апреля 7
Саратовская обл. 10 апреля — 10 мая 6
Удмуртская Республика 1 апреля — 30 апреля 6
Ульяновская обл. 1 апреля — 30 апреля Зависит от участка дороги
Чувашская Республика 1 апреля — 30 апреля 6/5/4*
Уральский федеральный округ
Курганская обл. 15 апреля — 14 мая 6, для некоторых трасс 5, для грунтовых дорог 3
Курган 15 апреля — 14 мая 5
Свердловская обл. 14 апреля — 23 мая Зависит от участка дороги
Тюменская обл. 15 апреля — 14 мая, для грунтовых дорог 9 апреля — 1 мая Зависит от участка дороги
Челябинская обл. С 15 апреля, не дольше 30 суток 6
Ямало-Ненецкий АО 2 мая — 31 мая 6/5/4*
Сибирский федеральный округ
Алтайский край 10 апреля — 9 мая 6
Иркутская обл. 09 апреля — 08 мая 6/5/4*
Кемеровская обл. 15 апреля — 14 мая Зависит от участка дороги
Красноярский край 10 апреля — 16 мая, в некоторых районах 17 апреля — 16 мая 6/5/4*
Новосибирская обл. 29 апреля — 31 мая 5, на трассах Новосибирск — Павлодар и Новосибирск — аэропорт Толмачево нет
Омская обл. 9 апреля — 8 мая Полная масса — 10
Республика Алтай 1 апреля — 30 апреля 5
Республика Тыва 1 апреля — 30 апреля, на одной из трасс 18 марта — 17 апреля Зависит от участка дороги
Республика Хакасия 9 апреля — 8 мая 5
Томская обл. 1 апреля — 15 мая Зависит от участка дороги
Дальневосточный федеральный округ
Амурская обл. 12 апреля — 11 мая 6
Еврейская АО 15 апреля — 14 мая 5
Камчатский край 8 мая — 6 июня 7/6/5*
Магаданская обл. 15 мая — 13 июня 6/5/4*
Приморский край 15 апреля — 14 мая 6/5/4*
Республика Бурятия 15 мая — 14 июня (в северных районах 25 мая — 24 июня) Зависит от участка дороги
Сахалинская обл. 16 мая — 21 июня Зависит от участка дороги
Хабаровский край 1 апреля — 9 мая (в северных районах 15 апреля — 23 мая) 6/5/4*, для дорог IV и V категории — 4
* Для одиночной оси/осей двухосных тележек/осей трех- и четырехосных тележек

Mission News Theme by Compete Themes.