Один знакомый как-то сказал мне, что, мол, читать про шины, а тем более грузовые, так же скучно, как про полуприцепы или моторное масло. Ну правда, покрышка она же круглая, черная и… Все? А вот и нет! Я побывал на презентации новой линейки энергосберегающих шин для грузовиков Michelin — и, по заявлениям разработчиков, они умеют экономить топливо бочками!
Эти шины называются X-Multi Energy и являются частью семейства грузовых покрышек Michelin X-Multi, которые появились на нашем рынке два года назад. Все шины из этой линейки могут похвастаться отличной ходимостью (300 тысяч километров для них не предел) и приспособленностью к региональным дорогам с не самым лучшим покрытием — хотя, согласно графике на сайте производителя, на магистрали им также путь не заказан.
Слева покрышка для рулевой оси тягача,за ней шина для ведущей оси и баллон для прицепа
Новые же покрышки получили приставку Energy к названию, а вместе с ней резиновую смесь иного состава. Заявлено, что такие шины должны меньше сопротивляться качению, а значит, и экономить топливо — по данным производителя, от 0,7 до 1,2 л солярки на 100 км относительно грузовиков на покрышках конкурентов.
Показательные заезды проходили в окрестностях Казани на территории маленького аэродрома. К «взлету» готовятся два тягача Scania последнего поколения. Один обут в новые шины Michelin, а на другом установлены покрышки Bridgestone R249, предназначенные для магистральных перевозок, — в этой машине я и поехал пассажиром.
В одном из заездов тягач на шинах Michelin выкатился далеко вперед
Шины прогреты, давление в них выставлено одинаковое, и вот два тягача кабина к кабине разгоняются до 50 км/ч, после чего водители одновременно сбрасывают «роботы» Opticruise в нейтраль — и машины спокойно катятся рядом. Мой тягач, обутый в Bridgestone, сначала выходит вперед, но по мере уменьшения скорости вторая Scania сначала ровняется с нами, а потом и вовсе уходит вперед, замирая примерно в 25 метрах впереди. Показательно. Правда, при повторении эксперимента в обратную сторону тягач на шинах Michelin еле-еле выполз вперед на пару метров — то ли полоса в этом направлении шла в гору, то ли покрышки остыли.
А следующий эксперимент чуть было не лишил меня камеры. Я-то грешным делом решил, что тягач поставили на белую площадку для более эффектных снимков, а оказалось, что именно эта территория была основательно залита раствором жидкого льда, — ступив сюда, я чуть не упал сам и лишь чудом удержал в руках фотоаппарат.
Дрифт на «голове» выглядит эффекто, правда, скорость маловата
Тягач же стоял здесь неспроста: время от времени он «дрифтовал» на льду, убеждая собравшихся, что энергосберегающие шины могут работать даже на таком покрытии, практически не уступая в сцепных свойствах обычным X-Multi. Но скорость маневров была невысока, потому и какие-то выводы, кроме того, что на 15 км/ч тягач не улетает со скользкой площадки, сделать было сложно.
Два одинаковых автопоезда участвовали в пробеге по дорогам общего пользования с целью измерения расхода топлива на разных шинах
Ну а напоследок мишленовцы подвели итоги еще одного теста — на топливную экономичность. По окрестностям Казани целый день курсировали два автопоезда. Один из них был обут в шины Michelin X-Multi Energy, а на втором стояли российские покрышки Cordiant Professional FR-1. Машины преодолели больше 200 км, а в середине дистанции на шиномонтажной станции полностью поменялись друг с другом колесами. В итоге тягач на шинах Michelin в среднем оказывался более чем на три литра солярки на сотню километров экономичнее, чем его собрат на Кордианте.
Справа — символические бочки с соляркой, которую можно сэкономить за год на одном тягаче, используя шины X-Multi Energy. Правда, по забавному стечению обстоятельств, тягач в центре композиции питается не соляркой, а сжатым метаном
Конечно, в долгосрочной перспективе французские шины в качестве обувки для автопоездов принесут дальнобойщикам одни лишь преимущества. Но в наши кризисные времена многие из них слишком бедны, чтобы позволить себе здесь и сейчас выложить за покрышки двойную цену. Поэтому дорогие премиальные шины Michelin пока удел богатых перевозчиков, а всем остальным остаются те самые обычные — круглые и черные.