Очень хотелось дом на колесах — прям вот чесался весь. Но чтоб был вседорожный, а лучше вне-, при том компактный, категории «В», обеспечивал уют и безопасность, достаточную автономность… и много-много чего еще. При этом конечно хотелось потратить денег три копейки. Так не бывает, скажете вы — и будете правы!
Ведь в правильном понимании кемпер — это средство передвижения, обеспечивающее кроме самого перемещения в пространстве еще и комфортные условия для проживания экипажа, что в свою очередь включает спальное ложе, место и условия для приготовления пищи, сантехудобства и место для перевозки багажа. Для пояснения этой мысли применительно к «Соболю», а дальше речь пойдет именно о нем, называть кемпером автомобиль просто с установленным салоном «Ривьера» — слишком большая натяжка. Ни чего из вышеперечисленного, кроме раскладных спальных мест он не обеспечивает. Это офис на колесах с возможностью передохнуть в дороге — не более. Но «Соболь 4х4» как платформа для относительно бюджетного строительства правильного внедорожного кемпера тем не менее практически безальтернативен. На нем я и остановил свой выбор. Но как все хотелки разместить в общем то маленьком и совсем не резиновом автомобиле? Когда я делился планами или спрашивал совета, слышал:
-Кухня? Душ? Туалет? Спальник? Холодильник? В Соболе? Зачем все это тебе — ведь ты же турист, знаешь как разместить весь скарб в рюкзаке или на худой конец в кофре.
Они не знали, что процесс уже был запущен, а точка невозврата пройдена — продан мотоцикл BMW 1200GS, на эти деньги куплен цельнометаллический грузопассажирский Соболь 4х4 с бензиновым двигателем ЭВОТЕК. Пока складывалась компоновка, на машину в штатное место был установлен кондиционер, салон полностью разобран, снята перегородка, сделана шумоизоляция. Когда ты своими руками, ногами, головой и прочими точками ощупываешь пространство, рулеткой замеряешь размеры всего, что тебя окружает, а по вечерам шерстишь интернет, приходят понимание того, что можно сделать, а что нельзя, и решения — как это сделать. К тому же, чем меньше объект — в данном случае автомобиль, тем конечно сложнее, но и интересней внедрить в него какую то систему или связку систем — «впихнуть невпихуемое».
Итак, долго чесав затылок — могу даже лысину предъявить, родил компоновочное решение. Перегородка срезается по высоте наполовину. За ней — спальная полка размером 130х180см. Сиденья заменяются все — спереди остаются два — водителя и пассажира, поворотные, с пружинной регулируемой подвеской. Сзади тоже два, но с откидными (вперед) спинками. Это сделано для того, чтобы был доступ на спальную полку.
Слева от сидений располагается кухонный блок с раковиной-плитой Dometic и откидной столешницей. В самом кухонном блоке — ящики и емкости для хранения продуктов и посуды. Когда столешница поднята, а передние сиденья повернуты, образуется комфортная кают-компания на 4 человека — решение вполне стандартное для малоразмерных кемперов. Над кухонным блоком размещена антресоль.
Под задним рядом сидений почти во всю ширину автомобиля размещается газовый баллон ГБО обьемом 120л и 40л выдвижной ящик, доступ в который возможен как изнутри, так и снаружи автомобиля (стоя у откатной двери). Но как же быть с душем, туалетом и прочими «благами цивилизации»? Про них не забыл, а секрет — в спальной полке. Она имеет 5 лючков, открывающихся вверх и фиксирующихся пружинами петель в открытом положении.
Лючки это — 3 бардачка, они же являются ревизиями для водяного бака, клапанов системы отопления, подачи воды и газа, а также для замены 12,5л газового баллона кухни. Еще один — для того, чтобы добраться до холодильника Indel 45B. А самый большой — крышка отсека душа и туалета. Если ее откинуть и поднять мягкие шторки-стенки, то получится душевая кабинка размером 65х70х145 см. Высота конечно маловата, но сидя разместиться вполне удобно. Сидеть предлагается на крышке биотуалета Dometic 976, закрепленного к решетке поддона ремнями. В случае нужды это пластиковое чудо используется по прямому назначению.
Под спальной полкой размещаются также бак чистой воды на 110л, бойлер на 12л, блок салонных АКБ, допускающих глубокий разряд (2шт по 100АЧ), инвертор на 1500Вт и багажный отсек объемом 630л. Багажник оснащен светодиодным освещением и розеткой на 12В.
Стенки спального отсека обшиты панелями из алюкобонда, обтянутого поролоном и экокожей. В багажном отсеке панели просто крашеные. Такая же панель закреплена вместо штатной в салоне по левому борту за кухонным блоком. Изнутри панели тепло- звукоизолированы. В стенке спального отсека по левому борту размещено кемперное окно размером 300х500мм, оснащенное механизмом подъема с двухуровневым упором, москитной сеткой и шторкой.
Отсек имеет две антресоли: по левому борту (над головами) — для вещей и по правому борту — для энергоблока. Спальный отсек занавешен шторками — утепленной сзади, которая сохраняет тепло зимой, а также прикрывает от осадков и любопытных глаз при открытых дверях, она имеет 2 молнии для открывания по типу палаточного полога, а спереди отгораживается от салона сдвижной шторкой. Вентиляция осуществляется накрышным «карлсоном» с плавным регулятором оборотов и подсветкой. Освещение спальника — 2 светильника в задних дверях, которые при открытых дверях позволяют освещать наружное пространство, светильник на перегородке «в головах», светильник снизу левой антресоли и светильник на крышке вентилятора — не спальный отсек, а новогодняя елка.
Кстати о новогодней елке. Наш Кузя все же полноприводный авто, а значит он обязательно будет перемещаться вне дорог общего пользования и просто обязан иметь хороший внешний свет. И он его имеет! На экспедиционном багажнике размещены: LED бар переднего комбинированного света мощностью 360Вт (изогнутая балка), 2 светильника бокового света по 36Вт и такой же светильник заднего света. Вся эта люстра управляется клавишами на потолочной консоли. Еще по одному LED светильнику размещено по обеим сторонам машины на стойках за передними дверями — для удобства манипуляций вблизи машины на стоянках. Включаются как изнутри, так и при открытых дверях снаружи автомобиля.
Все электроприборы получают энергию от АКБ — в основном от салонного блока, хотя часть запитана от стартерной батареи, батареи заряжаются от генератора автомобиля в движении, от солнечных панелей (2х165Вт), установленных на багажнике, и от внешнего питания 220В на стоянках (генератор или внешняя сеть). Переключения между источниками питания и зарядки осуществляются энергоблоком автоматически.
Отопление. При работающем двигателе салон отапливается нагретым от него теплоносителем двумя печками — штатной и дополнительной Eberspeher Xeros 4000. В угоду компоновки допотопитель салона, которым комплектовался автомобиль, пришлось демонтировать. А для нового тянуть довольно длинную магистраль. В нее врезаны — собственно сама «печка», бойлер, предпусковой подогреватель Бинар 5S и три электроклапана, позволяющие в ручном и автоматическом режиме разделять малый (двигатель — штатный отопитель — радиатор) и большой (допотопитель — бойлер — Бинар — двигатель — штатный отопитель — радиатор) круги отопления. Бинар 5S несет в системе 3 функции — работает собственно как предпусковой подогреватель, а в режиме догревателя как отопитель салона и как водогрейный котел (через теплообменник бойлера).
Компрессор установлен под капотом.
Тележка автомобиля сильных изменений не претерпела. Для моих нужд важна надежность, а не гряземесные свойства, которые у Соболя 4х4 кстати и в стоке хороши. Исходя из этого сделаны следующие изменения конструкции: установлена двухконтурная пневмоподвеска, сапуны мостов и коробок выведены в двигательный отсек, поднят и защищен снизу радиатор (это, кроме повышения живучести, еще и улучшает охлаждение двигателя); в защиту вварен квадрат ТСУ фирмы QJ, и на нее же завязана защита картера двигателя от РИФа. Установлен задний силовой бампер РИФ с калиткой запасного колеса и квадратом ТСУ. Установлены условно-силовые пороги РИФ. Планируются установка шин на 30″ (штатные 29″). Для доступа к ящику на багажнике (обьемом 350л) на левой задней двери установлена лестница.
В настоящее время работы по строительству активно ведутся, хотя предстоит еще много чего сделать — сварить бак для воды и бойлер, душевую кабину, развести воду, организовать пространство под спальной полкой, изготовить и собрать салонную панель управления на перегородке, кухонный блок, установить головное устройство, телевизор и роутер, дособрать потолок, дошить шторы. В скором будущем Кузя должен получить «боевой раскрас» , а потом, как обычно, настанет день «последней гайки».
И самое главное — все изменения в конструкцию узаконены, в свидетельстве о регистрации вписано, что бывший цельнометаллический грузопассажирский фургон теперь — «Дом на колесах (кемпер)»!