Midibus. Назовите известные вам городские модели подобных машин, присутствующих на российском рынке. Вспомнили больше пяти – здорово, но сомнительно. Давайте отбросим все автобусы малого класса с передним расположением двигателя – для города каскады ступенек на входе, а иначе в таких моделях быть не может, это уже плохо. Теперь вычеркнем все опытно-экспериментальные «бусы», которые кочуют по выставкам и вроде вот-вот готовы появиться в продаже, но как-то не складывается. И что же остаётся в итоге?..
Автобус, о котором пойдёт речь сегодня, – приятное исключение, соответствующее термину midibus, – Golden Dragon XML6845. Внешне машина довольно заметная и всё благодаря передней раскосой точечной оптике. Её «хитрый» прищур придаёт элегантности простому по внешнему оформлению кузову, не позволяя машине затеряться в транспортном потоке.
А вот изучение внутренностей никаких открытий не несёт. Планировка салона однозначно выдаёт время выхода «бусика» на наш рынок. Это как раз тот период, когда китайцы всю железную составляющую старательно адаптировали к особенностям национальной эксплуатации, а вот проводить перепланировку салона категорически отказывались. Как результат – с одной стороны, всего одна ступенька на входе, под которой укрыты «печки», создающие завесу холодному воздуху, подсасываемому из-под створок, а с другой – высокие подиумы у передних колёсных арок, на которые водружены пять «метромест».
Зато пожилых людей порадуют четыре места без подиумов, кстати, под тремя из них пристроились «печки». При этом салон не выглядит зажатым, места достаточно даже для стоящих пассажиров, хотя их количество – 34 человека, первоначально и кажется завышенным, реально автобус может вместить и больше.
В остальном всё вполне ожидаемо, без каких-либо проколов или открытий. Классическая рабочая лошадка со всеми свойственными этому классу плюсами и минусами. Разве что салон, несмотря на уже немалые пробеги, не выглядит убитым и даже потёртым. Заменённые «подушки» сидений, разумеется, не в счёт – главное, что сами основания не сломались и даже не растрескались. Хороший результат.
Дело привычки
Рабочее место водителя изначально выглядит, как стыковка двух противоположных элементов. Передняя панель с комбинацией приборов, выполненная в стиле а-ля MAN, с округлыми формами явно диссонирует с нарочито плоскими панелями остальной части кабины. Однако едва вы перестаёте изображать эстета и усаживаетесь за руль, как претензии напрочь исчезают. Как ни крути, а немцы знают толк в эргономике, поэтому даже внешнее сходство уже гарантирует удобство управления. Так оно, по сути, и есть – все клавиши под рукой, вся информация считывается мгновенно.
Не могу пройти мимо камеры заднего вида. Простенький с виду элемент, приникший к крыше над задним стеклом, оказался незаменимым помощником. Нежелание московских водителей пройти три лишних шага и поэтому паркующих свои драндулеты на остановочных пунктах вынуждает водителей ОТ совершать такие пируэты при движении задним ходом, что просто диву даёшься….
На ходу автобус оправдывает первоначальные предположения, что машина на рессорной подвеске и с короткой базой в порожнем состоянии будет жестковата, зато с полной загрузкой порадует плавностью хода и уверенным прохождением выбоин. Кроме того, 180-сильного двигателя гарантированно хватает, чтобы держаться в московском транспортном потоке вне зависимости от загрузки.
Так как Golden Dragon XML6845 уже давно работают на маршрутах, скажу о некоторых наблюдениях. Из доработок, произведённых самими водителями в реальных условиях, стоит отметить перегородку кабины, защищающую ноги водителя от холода, идущего от 1-й двери, вентилятор для обдува ветрового стекла и лотки для сбора мелких денег, билетов и т. п. вещей, необходимых при работе в качестве маршрутного такси. Как видим, никаких нештатных занавесок и дополнительной оклейки ветрового стекла для защиты от солнца не производилось, а значит, конструкция штатных противосолнечных шторок прекрасно справляется со своей задачей, хотя передняя прикрывает стекло лишь на 2/3.
Фирма гарантирует
Какой вопрос чаще всего звучит на выставках и презентациях? Правильно, какая марка того или иного агрегата и где произведено. Постараемся частично удовлетворить любопытство читателей. Двигатель, глушитель и нейтрализатор фирмы Cummins, ТНВД и форсунки Bosch, турбокомпрессор Hoset – стандартный набор для данного двигателя. Воздушный фильтр Fleetguard, задний мост Dongfeng, рулевой механизм Suzhou Zhenke.
Работает всё исправно, и стороннего вмешательства не требует. Хотя если оное понадобится, то вопросов возникнуть не должно – все «ходовые» элементы, за исключением передних фар, в зоне быстрой доступности. Понравились небольшие, но удобные отсеки в корпусах передних колёсных арок. В левом расположены предохранители, а правый можно использовать в качестве «бардачка».
Довелось мне пообщаться и с теми, кто непосредственно эксплуатирует эти автобусы. Как всегда, с китайской техникой постоянно ведётся работа по её усовершенствованию. Замечаний накопилось немного, частично они уже устранены.
1. Изначально водителей не устраивали неподвижные дефлекторы обдува ветрового стекла, которые к тому же и стояли довольно далеко, – в итоге увеличилось их количество, размеры и изменилось расположение. Доработан и дефростер, так как в связи со спецификой работы (долгая стоянка при посадке и короткое время в пути) его мощности не хватало на равномерный обдув всего стекла и правая часть оставалась частично запотевшей.
2. Из-за большого угла между КП и задним мостом очень быстро выходил из строя карданный вал – на всех, даже находящихся в эксплуатации машинах, были установлены новые подушки крепления двигателя, сместившие его в сторону, в результате чего проблема исчезла.
3. Было доработано крепление задних рессор, устранившее постукивание.
4. Из-за особенностей «ползущего» ритма московских пробок быстро выходило из строя сцепление – скорее всего, грядёт замена поставщика этого элемента.
5. В холодную погоду кормовая часть салона прогревается хорошо, а вот впереди, мягко говоря, прохладно – данная проблема пока в стадии решения.
А ещё из-за особенностей размещения проводки настоятельно не рекомендуется мыть двигатель из шланга и тем более системами высокого давления. Справедливости ради отмечу, что для довольно значительного пробега моторный отсек не выглядит чумазым – так, рабочий налёт.
Вот собственно и все замечания при пробеге 100 000 км, согласитесь, это немного, учитывая текучку кадров и стремление наших перевозчиков экономить всегда и на всём.
В свете вышесказанного гарантия 100 000 км или 24 месяца и межсервисный пробег 15 000 км выглядят вполне нормальным явлением.
В настоящее время именно на таких маршрутах нашли основную прописку мидибусы. Основная их задача – быстро связать крупные торговые центры с ближайшими станциями метро, пунктами высокой ротации пассажиров или с крупными спальными районами города. Именно здесь эти машины могут лучше всего проявить свою высокую маневренность в сочетании с хорошими динамическими показателями. Более того, имея среднюю наполняемость в будни, они вполне справляются и в «пиковые» выходные и праздничные дни. Так что челночные рейсы на короткие расстояния – это их конёк, и Golden Dragon XML6845 не исключение.Мы едем в гипермаркет
Скажу больше, этот автобус с неубиваемой рессорной подвеской даст фору своим оппонентам и на городских маршрутах. А всё благодаря искривлениям нашей политики пассажирских перевозок. Ведь только у нас всё чаще в тендерах фигурирует требование низкого пола для облегчения процесса посадки и высадки. При этом заказчик никак не собирается обеспечивать ни качество дорог на маршруте, ни хотя бы качество водителей. Сочетание двух этих параметров обычно даёт сногсшибательный, а в нашем случае «подзаборный» эффект, когда при высокоскоростном прохождении «лежащих полицейских», ж/д переездов и др. автобусы с пневмоподвеской умирают практически мгновенно. На их фоне Golden Dragon XML6845 по выносливости подвески может соперничать с ПАЗ-3204 или МАЗ-256.
Так что перспективы у Golden Dragon XML6845 очень неплохие. К тому же в следующем году, скорее всего, расширится возможность выбора силового тандема и увеличится количество возможных вариантов салона. Кроме того, в Россию придёт версия, работающая на метане, причём, по заверениям сотрудников компании «БТД», ценник газовой модификации будет точно таким же, как и на дизельную версию.