Разбираемся, каких типов бывают камеры, за какие нарушения может прилететь штраф и как этого можно избежать.
Камеры, штрафующие автолюбителей, стали самым настоящим бичом автодорог — наверняка нет ни одного активно ездящего водителя, который бы хоть раз не попал под «всевидящее око». За прошлый год только в Москве камеры выписали штрафов на 12 миллиардов рублей!
Лиха беда: начало
Всевозможные устройства, предназначенные для контроля скорости автомобилей, начали активно внедряться еще в Советском Союзе. Первое время это были разного типа радары, но к их работе было много нареканий – ходили даже анекдотичные байки про инспекторов, которые бежали навстречу автомобилю, чтобы «увеличить» его реальную скорость на 10-15 км/ч. Ну а классические «засады в кустах» помнит не одно поколение водителей.
Камеры видеофиксации – немного другое дело: данные, полученные с их помощью, практически невозможно оспорить. Поэтому еще до наступления «цифровой эры» их начали достаточно активно использовать мобильные экипажи ДПС – в первую очередь для фиксации выездов на встречку под знаком «Обгон запрещен» на загородных трассах. Однако в начале 2010-х были внесены изменения в законодательство и появилась техническая возможность штрафовать водителей в автоматическом режиме – и понеслось.
Не только скорость
Первым видом нарушений, с которым стал бороться «электронный глаз», стало превышение скорости. Камер, совмещенных с радаром и сейчас большинство: всевозможные «Стрелки», «Крисы», «Ураганы», «Роботы» и т. п. изначально были настроены именно на лихачей. Однако сейчас практически все из них научились распознавать и другие виды нарушений — например, проезд по полосе А, предназначенной для общественного транспорта, выезд на обочину, пересечение сплошной линии разметки, выезд на «вафельницу»
Работают эти камеры на расстоянии от 200 до 500 метров, в зависимости от настроек могут захватывать от 1 до 5 полос, и ставятся для работы как «в лицо», так и «в спину», поэтому не спешите нажимать на газ, проехав одну из характерных «коробочек». Такие камеры как правило устанавливают на столбах и специальных конструкциях над дорогами.
Рояль в кустах
Стационарные камеры всем хороши, кроме одного — постепенно теряют эффективность. Водители привыкают к ним, благоразумно «сбрасываются» перед объективами и вообще — ведут себя прилично. А вот на «свободных» участках дорог позволяют себе расслабиться! Перевешивать стационарные камеры — дело хлопотное и дорогое, слишком часто не получается. «Непорядок, — решили государственные люди. — Ни тебе дисциплины, ни пополнения бюджета, нужно больше золота». И разрешили ставить передвижные комплексы видеофиксации. Почти как в анекдоте:
— Товарищ командир, у меня жена тройню родила! Премию надо бы!
— Молодец, сержант Сидоров, но премию выписать не могу! Есть идея получше: возьми из сейфа знак «Проезд запрещен» и повесь, где хочешь!
Технически эти комплексы мало чем отличаются от стационарных камер по фукнционалу — умеют «наказывать» за те же самые «грехи». Однако за счет гораздо большей автономности и компактности их можно установить либо на машину (характерные бело-зеленые фургоны со «штангами», выезжающими из люка в крыше), либо на штатив-треногу.
Несмотря на то, что ГИБДД постоянно убеждает нас в том, что установка таких камер жестко регулируется законом и тщательно проверяется, существуют целые анклавы треножников — например, в Тульской, Курской и Орловской областях второстепенные дороги местами утыканы такими радарами как берег реки в клевом месте рыбаками! Такие «самодеятельные» камеры вызывают особое негодование у автомобилистов.
Все свое ношу с собой
Наконец, отдельный тип автомобильных и «пешеходных» видеофиксаторов — это так называемые «парконы». Работают они так: инспектор проезжает на автомобиле или проходит пешком по определенному маршруту, камера фиксирует номера всех припаркованных на нем автомобилей. Через короткое время (по новым правилам — хоть раз в пять минут!) маршрут повторяется, камера вновь фиксирует номера. Кто не успел уехать и не оплатил парковку — «обилечивается», причем штраф в этом случае посерьезнее банального превышения скорости, по крайней мере, в Москве.
Как не попасть на камеру?
- Самый распространенный официальный ответ — не нарушать. Не всегда работает, особенно на камерах, которые фиксируют пересечение стоп-линии;
- Самый технологичный вариант — пользоваться навигаторами, в которые «зашиты» списки стационарных камер, а о передвижных камерах могут сообщать пользователи;
- Самый спорный вариант — использовать антирадары. Хотя законодательством это и не запрещено, против современных комплексов они часто «пасуют» или стоят достаточно дорого;
- Самый опасный вариант — замазывать номера грязью, заклеивать скотчем, дорисовывать (или наоборот, стирать) краску с цифр, чтобы затруднить идентификацию номера. Не рекомендуем использовать, потому что можно попасть на существенно больший штраф за скрытие номеров.