О чем стоит помнить, садясь за руль грузовика зимой, и к чему готовиться, выезжая на дорогу в самое суровое время года? Предлагаем вашему вниманию небольшой «зимний свод законов». Постарайтесь ему следовать, и тогда все ваши поездки будут безаварийными и успешными
Проверьте колеса и резину
Дальнобойщики не делят резину на зимнюю и летнюю. Они уверены: на заснеженной трассе вполне достаточно всесезонного круглого рисунка протектора, главное, чтобы резина не была «лысой». Производители же считают, что вместо понятия «зимняя резина» лучше называть ее «резина с другим протектором» — так будет правильно. По своим характеристикам эта резина несущественно отличается от всесезонной.
На заснеженной трассе вполне достаточно всесезонного круглого рисунка протектора
В период сильных снегопадов набирают актуальность цепи противоскольжения. Обычно такие цепи состоят из 12 участков, поперек пересекающих шину. Их можно применять на горной местности или тогда, когда автомобиль буксует — об этом знает каждый водитель. Цепи понадобятся в ситуации, когда на автотрассе лежит 20-сантиметровый слой снега. Вот, пожалуй, и все. Поэтому прежде чем отправиться в дорогу, потренируйтесь эти цепи устанавливать. Впервые делать это на морозе замерзшими пальцами будет довольно сложно. После пары часов тренировок никакие заснеженные трассы будут вам не страшны.
Поменяйте дворники
Лобовое стекло любой грузовой машины дворники должны очищать с одного прохода и без разводов. В противном случае их стоит заменить новыми. Только представьте себя в ситуации, когда на опасном участке дороги вас неожиданно обдает грязью грузовик из соседнего ряда. Времени на очистку стекла в несколько заходов у вас может и не быть…
Запаситесь стеклоомывателем
Пополнять запасы омывателя в своем грузовике нужно заранее, а не после того, как последние его капли перестанут разбрызгиваться по стеклу. Попробуйте испытать судьбу, поступив иначе, и тогда (видимо, по закону подлости) заветная жидкость непременно закончится в самую ненастную погоду, ночью и где-нибудь далеко за городом. Либо же судьба непременно подбросит вам «счастливую» возможность прокатиться за грузовиком, рассыпающим соль для таяния снега. Еще одна важная деталь! Не разбавляйте жидкость омывателя водой: при большом морозе она замерзент.
Ездить зимой нужно на 10-15 км медленнее, чем летом
Правильно трогайтесь и проверяйте тормоза
Чтобы миновать пробуксовки во время трогания, набирайте скорость плавно: медленно отпускайте сцепление и постепенно выжимайте «газ». При пробуксовке включите повышенную передачу. Это позволит снизить тягу на колесах и аккуратно сдвинуться с места. Проверяйте тормоза грузовика в начале каждой поездки. Не дожидайтесь крутого спуска, сделайте это на прямом участке пути.
Не спешите
Освоить зимнюю манеру вождения, значит, железно уяснить себе «золотое» правило самой холодной поры года: ездить зимой нужно на 10-15 км/ч медленнее, чем летом. Особенно если машина с грузом! Все просто: чем выше у грузовика скорость, тем хуже сцепление шин с дорогой.
Соблюдайте рядность движения
Больше всего данный пункт относится к водителям, которые частенько передвигаются по загруженным дорогам и часами простаивают в пробках. Именно в таких ситуациях машины чаще обычного «царапают» друг друга. Поверьте, гаишников не будет волновать, что «все ехали в 3 ряда по 2-х рядной дороге». Двигались между рядами, значит, нарушили правила.
Соблюдайте рядность движения
Удерживайте дистанцию
Дистанцию между машинами при зимней езде нужно удерживать больше, чем летом — как минимум в 2 раза. В аварийной ситуации это позволит вам затормозить плавно, не рискуя машиной, грузом и собственной безопасностью.
Аккуратно выполняйте повороты
Обязательно притормозите перед поворотом и медленно выворачивайте руль в нужную сторону. Особенно будьте осторожны при повороте направо. Если для этого маневра вы выберите неправильную скорость, при резком торможении можете вылететь на встречную полосу. Коварство левых поворотов — в их большем радиусе. Готовясь к этому маневру, держите руль прямо, не выворачивайте его заранее, как это делают неопытные водители. В случае, если сзади в вас въедет какой-нибудь «летчик», вы не окажетесь на «встречке».
Передвигайтесь с включенным ближним светом
Не считайте зазорным дополнительно обозначать свою машину в бесконечном потоке транспорта. Также включенный ближний свет фар сделает ваше транспортное средство более заметным при неблагоприятных погодных условиях (снегопад, туман и пр).
Включенный ближний свет фар сделает ваше ТС более заметным
Будьте предсказуемы
Каждое ваше действие должно быть понятно другим участникам дорожного движения. Включайте поворотник за несколько секунд до выполнения маневра. Все свои действия выполняйте плавно.
Боковые зеркала и стекла должны быть чистыми
Замызганные стекла и зеркала в грузовых машинах — причина многих аварий. Дабы не стать их участником, держите в машине рулон туалетной бумаги — одно из самых эффективных и доступных средств для их очистки.
Будьте осторожнее с колеями
Не пытайтесь переехать сразу две «рельсы» за один прием. Делать это нужно в 2 захода, выравнивая после выполнения каждого из них автомобиль на прямые колеса. Конечно же, дорог с колеями, лучше избегать. Но если выхода нет, постарайтесь двигаться по ним правильно. Дело в том, что внутри колеи зачастую стоит вода, а езда по нескончаемой луже таит в себе отнюдь не приятные «сюрпризы».
Даже идеально безопасная дорога зимой может быть абсолютно непредсказуемой
Стань провидцем
На дороге лучше думать и за себя, и, как говорится, за «того парня». Водителя, который ведет себя на дороге странно, выполняет резкие и нелогичные маневры, лучше пропустить. Для своего же блага. Особенно это актуально в период новогоднего ажиотажа…
Следуйте сигналам светофора
Всегда найдутся те, кто захочет проскочить на мигающий зеленый или «краснеющий» желтый. Такие разгоняются, что есть мочи, потом понимают, что не успеют, и резко тормозят. В результате вылетают на перекресток, ни коим образом не контролируя машину на скользкой дороге. Финал такого остросюжетного фильма, разумеется, непредсказуем.
Продумывайте запасные варианты
Планируя любой маневр, обдумывайте в голове запасной вариант его выполнения. Такая практика поможет вам спастись в случае возникновения непредвиденных обстоятельств.
На зимней дороге будьте готовы к неожиданному проколу колеса
Научитесь грамотно тормозить
Научитесь тормозить, «качая» педаль тормоза. Без практики применить данный прием в критической ситуации у вас вряд ли получится, поэтому лучше доведите его выполнение до автоматизма на учебной площадке. Поверьте, уж оно того стоит.
Бойтесь пешеходов
Сбить пешехода — одна из самых страшных ситуаций, которая может произойти с водителем. Будьте предельно осторожны. Даже если человек, на ваш взгляд, успевает перейти дорогу, все равно притормозите. Он может упасть, поскользнуться. Мало ли что…
Будьте готовы к неожиданному проколу колеса
Всегда держите руль грузового авто обеими руками. Этим вы спасете свою жизнь при случайном проколе колеса. Будьте особенно внимательны, если прицеп вашего авто нагружен под завязку! Если уж неприятность случилась, постарайтесь не паниковать и сохранить прямолинейное движение. При первом же удобном случае плавно снизьте скорость, переключите машину на пониженную передачу и тормозите двигателем.
Не включайте «нейтралку»
Разогнавшись как следует летом, какой-то отрезок дороги можно катиться на нейтральной передаче. Хотя правила делать этого не разрешают, но все же… Зимой поступать таким образом категорически нельзя. Даже идеально безопасная, на ваш взгляд, дорога в это время года может быть абсолютно непредсказуемой. Накаты, наледь…Случись что, справиться с грузовиком на «нейтралке» будет предельно сложно.