Одной из первых новинок подобного плана стал седельный тягач МАЗ-54А02К. Оснащенный 400-сильным двигателем Weichai, автомобиль с учетом запаса метана в двух китайских криобаках (CIMC) в 688 л может пройти без дозаправки более 700 км. А если заменить их аналогами от компании Chart, которые вместят уже 755 л топлива, то запас хода автопоезда станет еще больше.
Кстати, интересно, что тягач выполнен в комплектации для перевозки опасных грузов, и белорусы уже и полуприцеп подходящий для тягача построили — 40-кубовый транспортер для сжиженного метана ППЦП-40.
Седельный тягач МАЗ-54А02К — актуальный вариант «дальнобойщика» на метане
И если перспективы нового «седельника» все же пока туманны, то вот автобусное подразделение МАЗ уже продает серийную технику на сжиженном газе. Так, недавно в Челябинск была поставлена партия из 33 машин МАЗ 203945, работающих именно на этом виде топлива.
Девятиметровый МАЗ 206945 пока выпущен в единственном экземпляре
Кстати, еще до официального объявления о поставке в Челябинске проходили тестовую эксплуатацию две модели автобусов — собственно, большой МАЗ 203945, а также девятиметровый МАЗ 206945. Этот автобус был оснащен 200-сильным двигателем (разумеется, Weichai) и автоматической коробкой передач Allison. Автобус во время испытаний показал себя неплохо, но с вместимостью 67 человек оказался маловат для крупного города.
В настоящее время главной проблемой производителей техники, работающей на сжиженном метане, на российском рынке является отсутствие развитой сети заправочных станций. И если вопрос с АГНКС для пополнения запасов сжатого метана хоть как-то решается, то пока непонятно, где можно будет взять сжиженный.
Собственно, МАЗ представил свой способ решения — мобильные заправщики. Пока автозавод готов предложить два варианта исполнения: АПЦЗ-16 на шасси МАЗ-6501Y8 и АПЦЗ-8 на шасси полноприводного МАЗ-5434X3. Цистерны рассчитаны на хранение сжиженного метана в течение 168 часов без потери продукта при поддержании внутренней температуры -196°C и -162°C соответственно во всем диапазоне температур от -40°C до +40°C.
АПЦЗ-16 на шасси МАЗ-6501Y8-8525-012 может исполнять роль полноценной газовой заправки
Шасси МАЗ-6501Y8-8525-012, используемое в качестве одного из носителей, тоже своего рода решение проблемы с отсутствием заправок с жидким метаном. На машине установлен газовый двигатель (на этот раз Cummins), способный работать как на сжатом, так и на сжиженном газе. В испарителе сжиженный метан переходит в газообразное состояние, а потом через редуктор, понижающий давление, попадает в двигатель, как обычный природный газ. На шасси установлены две емкости для топлива: полимерно-композитный баллон на 486 литров компримированного газа и 350-литровый криобак для хранения метана в сжиженном виде.
Девятикубовый мусоровоз МАЗ-4901C4-030 рассчитан на транспортировку 2900 кг отходов
О технике на обычном уже сжатом метане на МАЗе тоже не забывают. Коммунальщикам представили первый образец девятикубового мусоровоза с кормовой загрузкой. В качестве носителя используется шасси, оснащенное 170-сильным двигателем ЯМЗ (Евро-5), который работает на сжатом природном газе. Метан хранится в двух 210-литровых баллонах, закрепленных вдоль рамы. Предполагается, что его запаса должно хватить на одну рабочую смену.
Газодизельный самосвал МАЗ-55512 во время испытаний в НАМИ
Следующий заход минских грузовиков в газовую тему состоялся только через 20 лет. В 2008 году был анонсирован проект ЭкоМАЗ — детище чешского дилера МАЗа, фирмы TRADO Holding. Метановый MAZ-534003 комплектовался чешским 285-сильным газовым двигателем TEDOM, а объем газовых баллонов составлял 805 л. Но машина поддержки автозавода не получила, так и оставшись штучным товаром, который изредка все еще можно встретить в Европе.
Метановый MAZ-534003 даже пригоняли для показа в Минск — увы, не срослось…
Путь автобусов МАЗ к серийному выпуску газовых модификаций был также небыстрым. Первый образец, работающий на метане, собрали во второй половине 90-х, после того как в серию пошла модель МАЗ 104. Причем газовый вариант в кузове пригородной модификации МАЗ 104С собрал вовсе не сам МАЗ. Та машина была создана с подачи компании МинскТрансГАЗ. Ярко раскрашенный автобус активно использовался в качестве служебного на протяжении многих лет.
Метановый МАЗ 104С так и остался в единственном экземпляре, удивляя знатоков марки «горбом» на крыше
Вторую попытку устроить в моторном отсеке минских автобусов двигатель, работающий на метане, предприняли в 2009 году. Машина была изготовлена сербским партнером МАЗ, фирмой «Вулович транспорт». За основу взяли стандартный МАЗ 203, в который внедрили 280-сильный газовый двигатель Cummins. Общая вместимость газовых баллонов составила 1176 л, а комплект газового оборудования был поставлен компанией Dynetek. Новинка была преподнесена под маркой БИК (аббревиатура от сербского «Бус Индустрија Крагујевац»), но на конвейер МАЗа также не попала.
Первый газовый автобус МАЗ, в который был установлен двигатель стандарта Евро-6
В серийное производство автобусы МАЗ с двигателями, работающими на метане, пошли только в 2014 году, и сейчас потребителям доступно четыре варианта 12-метровых машин на компримированном газе (CNG), а также две модели (9 и 12 метров) на сжиженном метане (LNG).
А вот с грузовиками ситуация другая. Несмотря на то, что в заводском каталоге присутствует более десятка моделей различного назначения как в вариантах CNG, так и LNG, фактически в массовое производство ни один вариант так и не запущен. О наиболее перспективных моделях мы сегодня рассказали, но вопрос, как быстро они выйдут на дороги, пока остается открытым…