Ford Cargo – универсальное семейство грузовых автомобилей, выпускаемых компанией Ford с 1981 года. Первоначально машины этой модели производились США и Великобритании. Затем – в Бразилии, Аргентине, Индии и Турции. Российские владельцы имеют дело в основном именно с Ford Cargo турецкого производства, выпущенными в 2000 / 2010-х годах. Некоторая их часть была собрана крупноузловым способом из турецких машинокомплектов в Калининграде, на сборочноом предприятии «Автотор» (с 2015-го года). Каким стал опыт их эксплуатации и что конкретно люди говорят о этих грузовиках?
«Карго» переводится просто – «груз». Ford Cargo стал наиболее удачным семейством грузовых автомобилей от «Форд». Эта модель изначально была создана как универсальный грузовик, предназначенный и для работы на строительных площадках, и для развозной деятельности во внутригородских и внутрирегиональных условиях, и для протяжённых межгородских и межрегиональных перевозках. Полная масс Форд Карго – от 18-ти до 35-ти тонн.
В Соединённых Штатах и в Австралии Ford Cargo продавался и под другим названием – как Freightliner Sterling.
Одним из наиболее удачных вариантов грузовика Форд Карго принято считать H298, который начал в официальном порядке активно поставляться на территорию стран бывшего Союза, начиная с 2007-го года – после того как его представили на выставке «Комтранс-2007». Почти все грузовики модели Ford Cargo, работающие в России и СНГ, являются продукцией совместного турецко-американского производственного предприятия Ford Otosan.
На нём с 2005 года был запущен в массовое производство совершенно новый (как по дизайну, так и по двигателям и прочей технической «начинке») Ford Cargo. Этот автомобиль быстро завоевал признание в России и других республиках бывшего СССР. У нас Форд Карго пришёлся ко двору благодаря удачному соотношению цены и качества.
Основным минусом использования этого автомобиля стали невысокие эргономика кабины и комфорт на рабочем месте водителя, а также некоторое отставание машины в технических возможностях от таких известных европейских производителей-лидеров, как Вольво, МАН, Скания. Но с отдельными недостатками модели покупатели готовы охотно смириться – из-за недорогой цены самой машины и её техобслуживания / ремонта; из-за достойных показателей надёжности и долговечности в работе.
Поэтому многие рассматривают именно Форд Карго как возможную альтернативу для замены старых отечественных грузовиков и самосвалов в своём автопарке. Как уже было отмечено, ценовая политика компании Ford Otosan довольно привлекательна и приемлема для многих потенциальных потребителей, поэтому автомобили семейства Ford Cargo и сумели занять свою нишу в среднем диапазоне стоимости, удобно разместившись между более дешёвыми отечественными МАЗами и КамАЗами – с одной стороны, и более дорогими европейскими автомобилями – с другой.
Варианты модификаций
Большинство работающих в России грузовиков Форд Карго встречается в виде двух- и трёхосных седельных тягачей и самосвалов с колесной формулой 6х4 и грузоподъёмностью 20 тонн. Производство стальных кузовов для них давно и успешно освоили отечественные компании: Бецема, Автомастер, Амкар и прочие. Гораздо реже попадаются и более мощные, четырёхосные 25-тонные самосвалы.
Грузовики семейства Форд Карго выпускаются в разных вариантах колёсной базы: 4х2, 6х2, 6х4 и 8х2. Модификации данного семейства можно разделить на следующие основные группы:
1.Седельные тягачи для работы на межгороде.
2.Тяжёлые развозные грузовики для доставки товара по городу и региону.
3.Строительные грузовики: самосвалы, бетоносмесители, бетононасосы, крано-манипуляторные установки.
Двигатели автомобилей Ford Cargo
Все грузовые машины данного семейства комплектуются шестицилиндровыми дизельными двигателями модели Ford Ecotorq. Это силовой агрегат с двумя вариантами рабочего объёма: в 7,3 литра и 9 литров. Диапазон мощности представленной линейки двигателей – от 260-ти до 380-ти лошадиных сил (260; 320; 350 и 380 л.с.) Система впрыска – электронная, типа «Коммон Рэйл», от компании «Бош». Штатный топливный бак – алюминиевый, вмещающий в себя 550 литров горючего. В большинстве модификаций, поставляемых в Россию, имеется подогрев топливного бака – вещь, безусловно, нужная в нашем климате.
Мощности 9-литровых моторов Ecotorg оказалось недостаточно для четырёхосного самосвала полной массой в 41 тонну или для 44-тонного автопоезда. Более мощный дизель для них стал широко известный по тяжелым грузовикам IVECO дизель Cursor 10, или в соответствии с «фиатовской» классификацией, F3A – мотор с хорошей репутацией у перевозчиков, который выпускают с начала 2000-х годов. Двигатели IVECO Cursor 10 для тягачей Ford Cargo Н566 могу быть в четырёх вариантах: две настройки мощности – 430 л.с./1900 Н.м и 460 л.с./2100 Н.м и два исполнения – Евро‑3 и Евро‑5. Отсюда два цифровых индекса в обозначении тягачей: 1842Т и 1846Т. Уровня Евро‑5 добивались впрыском водного раствора мочевины AdBlue.
Мощности 9-литровых моторов
Ecotorg оказалось недостаточно для четырёхосного самосвала полной массой в 41 тонну или для 44-тонного автопоезда. Более мощный дизель для них стал широко известный по тяжелым грузовикам IVECO дизель Cursor 10, или в соответствии с «фиатовской» классификацией, F3A – мотор с хорошей репутацией у перевозчиков, который выпускают с начала 2000-х годов. Двигатели IVECO Cursor 10 для тягачей Ford Cargo Н566 могу быть в четырёх вариантах: две настройки мощности – 430 л.с./1900 Н.м и 460 л.с./2100 Н.м и два исполнения – Евро‑3 и Евро‑5. Отсюда два цифровых индекса в обозначении тягачей: 1842Т и 1846Т. Уровня Евро‑5 добивались впрыском водного раствора мочевины AdBlue.
Коробки переключения передач
Во многих модификациях автомобилей Форд Карго задействована двенадцатиступенчатая коробка переключения передач на автоматизированной основе, модели ZF AS-Tronic. При желании и необходимости, водители грузовиков Ford Cargo могут использовать данную КПП и в ручном режиме. Также на Форд Карго распространены коробка передач девятиступенчатая, модели ZF 9S1110, и 16-ступенчатая коробка ZF Ecosplit 16S 2230.
Возможен отбор мощности для гидронасоса самосвальной установки, в этом случае КОМ и сам насос тоже производства ZF. Управление коробкой на Ford Cargо выполнено тросами, кулиса расположена на тоннеле кабины, и нет никаких щелей, через которые мог бы пробраться шум.
У концерна ZF в России отлаженная сервисная сеть, коробки Ecosplit ремонтируют в сервисных центрах DAF, MAN, Renault, IVECO, а также у дилеров КАМАЗа и МАЗа, в Набережных Челнах на заводе «ЦФ КАМА».
Шасси и подвеска
Поскольку основная сфера использования данного автомобиля – перевозка грузов серьёзного тоннажа, в его конструкции разработчики модели применили усиленное 7мм стальное шасси из ниобиевого сплава. А на 1842Т – 10 мм, на 1848Т – 8 миллиметров, и с локальными усилителями. Крепление различных кронштейнов и траверс выполнено на высокопрочных болтах и холодной клепке, причем преобладают болтовые соединения. Благодаря этому, удалось в значительной степени повысить грузоподъёмность платформы и сделать автомобиль более надёжным при грузоперевозках в условиях интенсивной эксплуатации.
Подвеска у автомобиля рессорная. Как спереди, так и сзади на многих модификациях используются усиленные многолистовые рессоры, с амортизаторами и стабилизаторами поперечной устойчивости. Однако на седельных тягачах, предназначенных для «дальнего боя», передняя подвеска стоит четырёхточечная пневматическая. Дифференциал – MERITOR RS 186 (4,10:1). Шины используются в штатном порядке размерности 315/80 R 22,5. Диски колёсные – 9.00 x 22.5.
У седельных тягачей Форд Карго есть несколько вариантов высоты седла: 1300, 1250, 1200, 1150, 1100 мм, что оптимально подходит для полуприцепов всех европейских производителей. Возможно также как самое высокое расположение ССУ – 1450 мм, так и «низкорослый» вариант в 960 мм – опция, доступная на низкопрофильных шинах 295/60R 22,5.
Рулевое и тормозное управление
На грузовиках данной модели используется рулевое управление типа С, с усилителем Hema ZF 8098 Servocom. Тормозная система – двухконтурная, пневматическая, Z-типа APU с подогревателем / осушителем. Диаметр 410 мм, длина 200 мм. В качестве дополнительного тормоза используется горный тормоз.
Электрооборудование
В качестве электрооборудования используются аккумуляторы 24 Вольта (2х12 Вольт, 150 Ампер/часов), стартер 80 Aмпер / 5.5 кВт.
Кабины Форд Карго
Грузовики данного семейства оснащаются как дневными кабинами (строительные машины и развозники), так и кабинами со спальным местом.
С самого первого знакомства с Ford Cargo было видно, что кабина у него всё-таки заметно более узкая, чем у европейских грузовиков для межрегиональных перевозок, и по своему объёму тоже проигрывает популярным моделям «Большой евросемёрки». Рестайлинг 2009-года, а потом и 2013-го годов этого положения серьёзно не изменил. Каркас стался прежним, задающим основные размеры.
Компания Ford ещё с середины 70-х годов сотрудничает с итальянским дизайнерским кузовным ателье Carrozzeria Ghia S.p.A., или просто Ghia. Облик Ford Cargo – их работа. У Renault Trucks похожая внешность «передка», но, как ни странно, пальма первенства принадлежит Форду – их машина появилась на раньше.
Но в отделке интерьера рестайлинговый Ford Cargo сопоставим практически с любым европейским грузовиком. Применены очень качественные материал, верх – из мягкого пластика, приятного на ощупь и совершенно не скрипучего. Обивка дверей называют удобная, с хорошим подлокотником и карманом для мелочей. Сиденье водителя немецкое – ISRI или Grammer, комфортное, с хорошим диапазоном регулировок и пневмоподвеской.
Что говорят владельцы Ford Cargo о свих автомобилях?
Большинство покупателей, не имевших раньше дела с данной моделью, долго и пристально присматривается к турецким Фордам, читает отзывы. В них немало пишут что машина эта – не очень. Но, как известно, когда автомобиль работает хорошо, всем некогда и незачем писать на него хвалебные отзывы. А вот если что-то не в порядке – человек садится писать свои жалобы, «выпуская пар».
Опять же: смотря с чем сравнивать. До уровня Мерседесов, МАНов, Вольво и Сканий Ford Cargo безусловно не дотягивает. А вот в сравнении с КамАЗами и в особенности с МАЗами, а также с пресловутыми «китайцами» – смотрится весьма и весьма достойно.
Тот, кто пересел с упомянутых марок на Форд, обратно не хочет ни за что на свете. «Комфортнее, чем МАЗ, что там говорить. Нет такой усталости, как от работы на нашем грузовике, – рассказывает один владелец трёх Ford Cargo, – с утра не подводит, всегда хорошо заводится, ничего у него не течёт, и ремни нормально ходят. Управляемость хорошая, ретардо водители не нахвалят. Я знаю одного владельца МАЗ-центра, так он имеет таких пять таких Фордов, и говорит, что МАЗы ему больше не нужны. Несмотря на то, что у него свой сервис, запчасти почти оптом и ремонтники под рукой. Просто доволен Фордами, также как и я. Каждая машина у меня отбила потраченные на неё деньги приблизительно за полгода, после чего начала приносить доход».
По отзывам водителей и владельцев, автомобиль Ford Cargo выдерживает любые нагрузки («бывает, и по 16 часов подряд работаем и в жару, и в мороз, и никаких проблем автомобиль не создавал»). Мотор хвалят за хороший запас тяги: даже когда приходится ехать с перегруженным «хвостом», автомобиль отлично справляется с этим.
По работе тормозов (Knorr Bremse) никаких нареканий нет, они работают резко, но, в тоже время, в безопасном режиме. Явно нелишней на седельных тягачах Форд Карго является и EBS, отвечающая за синхронизацию работы тормозов головы и хвоста.
Коробка передач ZF всем очень нравится своей возможностью переключения скоростей вручную (сразу на две передачи) как вверх, так и вниз – это на самом деле очень удобная вещь.
Комплектация автомобиля на удивление многих уже в стандартном исполнении получается достаточно богатой, что тоже не может не радовать всех владельцев: ESP, EBS, моторный тормоз, круиз, пакет для холодного климата, спойлеры на крыше и по бокам кабины, мокрая печка, защита ступенек, наружный солнцезащитный козырек, удобное водительское кресло с электроподогревом и поясничной поддержкой, кондиционер и сухой фен, центральный замок с дистанционным управлением и иммобилайзером – очень и очень достойный комплект.
Минусы
1.Кабина тесновата и узковата, в ней немного бардачков и вещевых ящиков. Жестковата на ухабах и в особенности на нырках.
2.Замки на кабине хлипковаты.
3.Реальный расход дизельного топлива чаще всего оказывается больше того, который показывает бортовой компьютер.
4.Проводка некачественная: проводки могут обрываться по той причине, что сделаны внатяжку.
5.Свет фар при включении ближнего слабоват, приходится дополнительно задействовать противотуманки.
6.Нет места под запаску.
7.Отсутствие кнопочного управления на руле (пересаживаясь с европейца, придётся долго привыкать, с отечественного грузовика – это будет незаметно).
8.Очень низкие фартук и боковые юбки – их нижние кромки обламываются.
9.Задний бампер слабый – пластиковый. 4 или 6 никчёмных креплений, итог которых бампер этот трогать нельзя.
При пробеге в 200 тысяч километров советуют осматривать змеевик компрессора: при недолжном уходе его сильно забивает, после чего воздух долго качает, либо вообще перестаёт его качать. Владелец поспешно едет покупать ремонтный комплект компрессора, а требуется всего лишь снять трубу с компрессора и с МВО, и продуть.
Тем, кому доводилось на Форде Карго попадать в серьёзные морозы, отмечают: в кабине прохладно, печка с сильным морозом не справляется, мёрзнут ноги, приходится включать фен-отопитель. Боковые стёкла и зеркала покрываются льдом. Дефлекторы обдува боковых стекол сделаны неудачно (даже если их повернуть круто – на боковое стекло всё равно не достаёт).
От фена-отопителя неудачно сделан топливопровод. Он очень тонкий внутри (типа рубашки от тросика с мотоцикла), и во время морозов солярка густеет, отчего насос не осиливает её протолкнуть по такому тонкому отверстию. А если фен встал – водителю стало совсем холодно.
Сцепление автомобиля Форд Карго ходит, в зависимости от водителя, приблизительно 200-300 тысяч километров. Оно однодисковое стоит не дороже, чем на КамАЗ. ПГУ –очень надёжное, рулевое управление – крепкое и долговечное.
Двигатель у этой машины весьма требовательный к качеству дизельного топлива, особенно в холодное время года. Нужно утеплять фильтры, не скупиться, и тогда проблем возникать не будет.
Проблему представляет интеркулер (радиатор для воздуха). У него есть снизу пробка для слива конденсата, но если не слить вовремя, то нижний ряд лопается из-за льда. Аргонщики не запаивают, а просто отрезают нижнюю соту. Так можно делать раза 3-4, но потом требуется замена радиатора. Основной радиатор — очень хлипкие пластиковые бачки. Иногда лопаются сами по себе. Выход – приваривать алюминиевые.
Ходовую часть лучше всего шприцевать много и постоянно. Нужно регулярно контролировать протяжку колёс, разобьёт чулок, ступицу, подшипник. Всё это неприятно и дорого. Периодически текут балансиры.
Ресиверы. Компрессор качает хорошо, но долго. 8 атмосфер – это максимум, на 7 атмосфер падает с ручника. С нуля надо ждать примерно 8-10 минут, пока накачает.
Владелец 16-кубового 300-сильного самосвала Ford Cargo отмечает, что минусом данного автомобиля является «полная засада» с ласточками (мост соединяет с рамой): к ним нигде нет сайлентблоков, от других автомобилей попросту не подходят. Поэтому приходится покупать новую, в сборе. «Тормоза – это что-то с чем-то, – излагает этот владелец, – тормозит машина хорошо, хоть пустая, хоть груженая, однако, когда колодочки подтираются и возникает необходимость их подвести, нужно быть готовым снимать все колёса и барабаны. Лючки есть, но через них не отрегулируешь, пока не развернешь трещотку, а она разворачивается при снятом барабане и отжатой колодке».
В целом, автомобили Форд Карго владельцы и водители хвалят за очень удачное сочетание цены и качества.
Стоимость нового Ford Cargo
В зависимости от модификации, новый грузовик Ford Cargo обойдётся от 60 до 73 тысяч евро – рублёвые эквиваленты данной суммы можно узнать, если умножить на величину актуального курса. Ценовыми ориентирами для Ford Cargo можно назвать КамАЗы и грузовики IVECO Stralis: цена Карго всегда на 10-20 процентов выше цены КамАЗа. Но при этом обязательно немногим меньше, чем у IVECO Stralis.
На вторичном рынке машины семейства Форд Карго представлены достаточно широко, благодаря популярности этих автомобилей в нашей стране. Ценовой диапазон очень большой: от 800 тысяч до 8 миллионов рублей, в зависимости от года выпуска и технического состояния.
Турецкий Ford Cargo за оды своего выпуска не раз «замахивался» на конкуренцию с общеевропейскими марками. «Отосанцы» не раз анонсировали открытие станции техобслуживания и начало широкомасштабных продаж по всей Европе. Однако не вышло — несмотря на все достоинства, не дотягивает машина до европейских конкурентов, и пока остаётся бюджетным решением для не очень богатых стран.