Очевидно желая идти в ногу со временем, КАМАЗ запустил программу «Спецшеринг» для своих грузовиков. Онлайн-сервис уже заработал в Татарстане, а в первом квартале этого года появится в Москве, Петербурге и Краснодаре.
Однако к этой инновации есть много вопросов. Начать с того, что слово «шеринг» в названии этой услуги — для красного словца. Ведь главная идея модного автотренда — в цифровом удобстве и оперативности: «зарегался» в мобильном приложении, нашел через него же ближайшую «тачку» и сразу используй, причем лишь нужное время. У КАМАЗа же весь «онлайн» исчерпывается заявкой на сайте, на которую в течение суток ответит оператор.
А дальше — обычная аренда, какая уже есть у европейских конкурентов: с договором на юридическое лицо, оговоренными территорией использования и пробегом (не более 12000 км в месяц). Причем потенциальный арендатор должен еще успешно пройти предварительную проверку. Разве что срок аренды начинается с одного дня, что не особо актуально для грузовиков.
Клиент при этом самостоятельно оплачивает топливо и другие сопутствующие расходы, упомянутые на стартовой страничке сайта, а также любые штрафы.
Как реализовать последнее — неясно, учитывая крайнюю гибкость наших юридических лиц. Ведь, к примеру, огромные штрафы за перегруз приходят с большой задержкой. Придут они, очевидно, на владельца — то есть на структуру КАМАЗа. Перенаправлять штраф арендатору придется через суд, что в российских условиях занимает несколько месяцев. А если к этому моменту у арендатора уже не окажется денег на счету или он вовсе обанкротится, пусть и формально?
Есть и другие вопросы: кто, к примеру, несет ответственность за предрейсовый медицинский осмотр? А за предрейсовый технический, ведь машину надо пригонять к дилеру только раз в месяц? И за пресловутый режим труда и отдыха водителя, который сейчас как раз активно обсуждается министерством?
Возникают вопросы и по машинам. Сейчас в «шеринг» предлагаются только самосвалы двух моделей: трехосный КАМАЗ-6580 и четырехосный 65801. Учитывая их полные массы (35 и 50 тонн соответственно), заинтересовать они смогут лишь мифических горняков с собственными разрезами, но без техники. В противном случае машины будут использоваться с серьезным недогрузом, ведь допустимые массы дорожных грузовиков ограничены 25 тоннами для трехосных и 32 — для четырехосников. А ведь еще стоит помнить о скором весеннем ограничении нагрузок на оси в ряде регионов. Вряд ли все это будет иметь какую-то экономическую целесообразность, да еще в аренде.
Не иначе, КАМАЗ взял на себя добровольную социальную ответственность в борьбе с перегрузом и нарушениями технического регламента. И опытным нелегким путем «тракшеринга» хочет собрать обширный материал по этой ситуации в Приволжском, Центральном и Северо-Западном округах страны, чтобы правительство смогло, к примеру, разработать какое-нибудь лицензирование.
Некоммерческая природа инновации отчасти подтверждается словами самого Сергея Когогина, который сказал, что «Спецшеринг» сработал неожиданно хорошо, хотя проект при этом «не имел для нас экономической целесообразности». И сообщил, что из всех десяти «шеринговых» машин пять сданы в аренду в Казани, а остальные отправлены в Москву.