Дежавю из Черкесска
Самодельный пикап на базе ГАЗ-21УС.
Не секрет, что на Кавказе советских ретроавтомобилей сохранилось гораздо больше, чем где бы то ни было: в социалистическую эпоху эти регионы жили богато, а тёплый климат не давал машинам стареть. Поэтому собираясь в очередную поездку в горы, я был готов к самым неожиданным сюрпризам.
Черкесск. Небольшая бензоколонка на окраине города. Наша «ГАЗель» останавливается на заправке, а рядом с ней встает что-то, что я, кажется, где-то уже видел – пикап, построенный на базе ГАЗ-21.
В прошлой жизни это была «Волга» улучшенной комплектации – ГАЗ-21УС, характеризуемая обилием хромированного декора снаружи. Со временем у владельца возникла необходимость в переделке «старушки» в пикап, и в результате получился вот такой лёгкий грузовик.
Конструктивно машина выполнена так же, как и пикап из Ессентуков – половина кузова до задних дверей оставлена оригинальной, а за ней – самодельная бортовая платформа. Экстерьер грузового отсека здесь сделан иначе: его борта изготовлены на основе старых кузовных элементов и вровень с передней частью, как у американских пикапов с кузовом типа стайлсайд (stileside). Так что кузовок не выглядит инородным элементом.
Такой нюанс во внешности: нижняя часть борта выше уровня порога как у хайсайдов (highside pick-up), выпускавшихся в Юго-Восточной Азии в 1970-х. Для машины того времени (к тому же построенной в кустарных условиях) вполне исторически достоверно. Но сейчас воспринимается как стилевая промашка.
Внушительное стекло в перегородке заимствовано из кабины ГАЗ-53: его размеры позволяют не только контролировать груз на платформе, но и увеличили обзорность.
Зиждется грузовая платформа на самодельной полураме, исполнение которой напомнило пикапы ВИС-2345. Такая конструкция позволила повысить грузоподъёмность относительно варианта, сделанного на базе стандартного кузова, а также сделать его более прочным.
Задний борт в сравнении с ессентукским пикапом не откидывается вниз, а открывается направо, что позволяет не затрачивать лишние усилия при погрузке. Всё это держится на обычном бытовом дверном замке и петлях. Более того, все встреченные на машине элементы вполне доступны даже на селе. На заднем борту установлены фонари и жигулёвский плафон подсветки госномера, они от ВАЗ-2103. Задний бампер самодельный и выполняет лишь декоративную функцию: не защищает, но хорошо блестит.
Заправившись, водитель привычно запрыгнул в кабину своей «Волги», и еще долго маячил на дороге перед нашей «ГАЗелью». Моё дежавю исчезло, когда на одном из перекрестков машина свернула к неизвестному горному аулу.
В советские годы подобные пикапы достаточно массово строили в таксопарках и ремонтных предприятиях по всей стране. В пассажирской эксплуатации машины с таким пробегом показывали себя не с лучшей стороны, а для технических целей отдельных предприятий вполне годились. Так и доживали свой век «Волги» в качестве лёгких грузовиков, а иногда и фургонов.
Позднее, на основе «Волги» следующего поколения, главным образом ГАЗ-24, ремонтные предприятия в Чебоксарах, Риге, Горловке наладили еще более массовую постройку пикапов и фургонов. В девяностых на эту тему задумался и сам ГАЗ – по выставкам кочевали образцы семейства «Бурлак» на базе ГАЗ-31029.
Последним стал кимовский завод «Гидропривод» из Тульской области – там на основе машин семейства ГАЗ-3110 и 31105 наладили постройку пикапов под именем «Трофим», которая была свернута к 2007 году.
А что же частные владельцы? «Советский танк», став грузовичком, превратился в незаменимую машину для селянина: и сельхозпродукцию вывезти, и себе любимому с комфортом прокатиться можно. А прочность и надёжность «старушки» «21-й» – это не сказка, а самая что ни на есть быль. Быль, которой живут владельцы подобных машин.
Ваш комментарий будет первым