Автокредит — кабала!
Вот почему с рынком автокредитования нужно что-то делать.
– Ах! Жить хорошо… А хорошо жить еще лучше!
В наше время люди делятся на три класса: имеющие, не имеющие и не платящие за то, что они имеют.
Эрл Уилсон
Жить стало хуже, жить стало веселее. Не правда ли?
Вот вам парадокс нашего нелегкого и странного времени. В стране растет автокредитование, но вместе с этим растет и просрочка по кредитам. Но самое интересное, что это происходит на фоне обнищания населения и падения доходов в течение уже нескольких лет. Абсурд. Такого вы не увидите в развитых странах. Судя по всему, это специфика нашей страны с веселой экономикой.
Согласно статистике Национального бюро кредитных историй (НБКИ), в период с апреля по июнь в России было выдано 208,1 тыс. автокредитов, что по сравнению с аналогичным периодом докризисного 2014 года больше на 1,5%. В денежном выражении это примерно 147 млрд рублей, что на 36,8% больше, чем за тот же период в 2014 году. Так что и по количеству, и по сумме кредитов этот год уже ставит исторические рекорды. И есть вероятность, что рекорды за первое полугодие не последние в текущем году. Так, по мнению экспертов, до конца года россияне существенно увеличат объем автокредитования. В первую очередь этот ажиотаж на рынке автокредитования наблюдается в связи с постоянным ростом цен на новые и подержанные автомобили. Последнее время из-за очередной волны ослабления рубля ряд автомобильных компаний существенно скорректировали ценники в сторону повышения. И это с учетом того, что основное подорожание на рынке автомобилей еще впереди (после увеличения НДС с 18% до 20%).
Также многие россияне побежали по автосалонам и банкам в связи тем, что из-за экономического кризиса в стране откладывали покупку автомобиля. Естественно, с постоянным ростом цен на авторынке многие решили больше не ждать.
В общем, россияне заметно осмелели, беря массово автокредиты. С одной стороны, это и оживило еще недавно практически дохлый авторынок. Это, конечно, плюс для экономики. Но в этом ажиотаже есть и ложка дегтя.
Смотрите также: Вот как в 2019 году изменится порядок регистрации автомобилей
Дело в том, что вместе с ростом автокредитования начала расти и просрочка по кредитам. То есть чем больше автолюбителей покупают автомобили в кредит, тем больше число тех, кто начинает жаловаться, ища виноватых в высоких процентах по кредитам, обвиняя во всем власть, депутатов, всех чиновников, главу ЦБ, Америку, Европу, банковских работников и всех, кого можно вспомнить. Самое плохое, что те, кто перестает платить по автокредитам, почти никогда не винят себя в подобных бедах.
В итоге обычно те, кто не могут больше выплачивать автокредит, делятся на три категории: допускают временную просрочку по платежам, но затем продолжают платить, скрипя зубами; не могут больше платить по кредиту, но рефинансируют его либо в другом банке по более низкой ставке, либо увеличивают срок кредитования; и третья категория – это те, кто физически не может продолжить платить (потеря работы, тяжелое финансовое состояние и т. п.).
К сожалению, таких грустных историй от автозаемщиков становится все больше. Самое плохое, что с долгами по кредитам часто в итоге расплачиваются родственники заемщиков. Особенно ужасно, когда долги по автокредитам переходят по наследству несовершеннолетним детям, за которые должны расплачиваться их законные представители (родители, опекуны и т. п.).
Смотрите также: Страховая кабала: как вернуть страховку по кредиту
Казалась бы, автокредит не ипотека, где заем обеспечен залогом недвижимости, который банк может забрать, и, по сути, оставить на улице кого угодно. Ведь если человек не способен выплатить автокредит, то, как правило, банк в рамках договора залога транспортного средства имеет право забрать залог и реализовать его. Но не все так просто в теории. Во-первых, как правило, при продаже залога автомобиль продается по бросовой цене. В итоге чаще заемщики даже после продажи залога остаются должниками перед кредиторами, поскольку вырученной суммы от продажи залога обычно не хватает, чтобы погасить проценты по кредиту, пени, штрафы и основную сумму долга. В этом случае люди зачастую остаются и без машины, и с долгами.
Естественно, большинство заемщиков не радует подобная перспектива. Поэтому многие, несмотря на то что находятся в крайне трудном финансовом положении, продолжают выплачивать автокредит, отказываясь в буквальном смысле от еды. Самое плохое, что в России немало семей, где от нехватки денег из-за автокредита страдают дети. Во многом, конечно, виноваты сами заемщики, не оценившие все риски при оформлении автокредита. Но, с другой стороны, есть в этом вина и государства. Например, люди же не виноваты в том, что когда они брали кредит в 2014 году, ценники в магазинах не пугали своими цифрами, а доходы населения в целом росли, тогда как за последние несколько лет ситуация резко поменялась после обвала цен на нефть, ослабления курса рубля и после того, как доходы населения фактически стали падать угрожающими темпами. Сами понимаете, люди не виноваты, что теперь на продукты и товары народного потребления и лекарства нужно в два раза больше денег по сравнению с докризисным 2014 годом. Как быть большинству заемщиков, у которых зарплата фактически не выросла на сегодняшний день? Кредит платить надо. Детей кормить – это святое.
Да, конечно, любой заемщик должен учитывать при оформлении кредита все будущие риски. В том числе и изменение экономической ситуации в стране в худшую сторону. Каждый заемщик должен понимать и осознавать всю ответственность при заключении кредитного договора.
Но нашему государству стоило бы подумать и о том, как помочь тем, кому стало тяжело выплачивать кредит из-за кризиса в стране. Может быть, ЦБ стоило бы сделать льготную ставку по кредитам, оформленным в докризисные годы? Да, конечно, для этого Правительство РФ должно найти где-то деньги, чтобы вернуть банкам выпадающие доходы. Но, наверное, сегодня это не проблема. Особенно если учитывать траты на различные мегапроекты. А может быть, власть имущим пришло время немного спуститься на землю и подумать о проблемах обычного народа?
Плохо еще и то, что для многих заемщиков долги по кредиту – это не только материальная нагрузка на семейный бюджет, но и психологическая. В нашей стране, к сожалению, нет официальной статистики, сколько должников по кредитам имеют психологические проблемы. Но, судя по сообщениям в Сети, складывается ощущение, что очень много людей, являющихся должниками по кредитам, испытывают серьезные психологические проблемы, что в конечном итоге сказывается на здоровье трудоспособного населения страны.
Для многих россиян быть должником страшно чисто морально. А с учетом различных коллекторов, которые очень любят трепать нервы, многие заемщики в итоге оказываются на грани срыва. К сожалению, участились в России случаи суицида из-за невыплаченных кредитов. Правда, в основном это касается ипотечных кредитов. Но факт остается фактом. Ситуация с ростом автокредитования в России неоднозначная и вряд ли в ближайшем будущем изменится. По крайне мере до тех пор, пока заемщики не получат более справедливые проценты по займам и стабильный рост доходов на уровне докризисного периода.
Источник: http://www.1gai.ru/
Ваш комментарий будет первым