Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Автобус сборной России по футболу NEOPLAN Cityliner

Даниил Минаев.

На чём ездят знаменитые футболисты? Конечно же на автобусах! Конечно, в обычной жизни они используют роскошные автомобили на свой вкус и цвет. Но в мире футбола их главный транспорт – комфортабельный автобус. Недавно сборная России по футболу примерила обновку – NEOPLAN Cityliner P14.

В преддверии выездного отборочного матча чемпионата Европы-2020 Генеральный директор «МАН Трак энд Бас РУС» Питер Андерссон передал символический ключ Первому вице-президенту РФС Никите Симоняну и советнику Президента РФС, известному в прошлом игроку Алексею Смертину. На церемонии присутствовал и главный тренер сборной России Станислав Черчесов. Интересно, и что же это за автобус?

Нестареющая классика

То, что это самый настоящий NEOPLAN нет никаких сомнений! Лобастая «колба» характерной формы остекления (кстати, теперь с функцией отражения инфракрасного излучения) на десятилетия стала визитной карточкой автобусов этой марки, ныне являющейся неотъемлемой частью концерна MAN Truck & Bus.

Детали эволюции – новая оптика и маска, иная кинематика трёх стеклоочистителей и новые зеркальные стойки свидетельствуют о новом поколении легендарной машины. Со слов водителей, нововведения устранили «слепую зону» правой части гигантского ветрового стекла, до которой в ненастье не доходили могущественные «лапы» рычагов стеклоочистителей.

Футбольную службу лайнера в РФС подчёркивает эксклюзивная ливрея с известными футболистами сборной в рамках коммуникационной кампании национальных сборных по футболу.

Рабочее место традиционно добротной строгости и без замечаний

Рабочее место традиционно добротной строгости и без замечаний

Рабочее место традиционно добротной строгости и без замечаний

Компоновка салона и оснащение

Версия, поставленная национальной сборной по футболу, – двухосная. Это особая комплектация: в салоне автобуса длиной 12 240 мм установлено 44 пассажирских кресла (вместо стандартных 49). Соответственно увеличен шаг сидений и расстояние до спинки впереди стоящего кресла.

Планировка салона классическая – парные сиденья вдоль бортов. В корме, в отличие от часто встречающегося пятиместного набора сидений, сохранены два ряда по два места. Салон, выполненный в единой цветовой гамме, воспринимается уютно. В Neoplan Cityliner P14 для сборной России установлены сиденья модели Deluxxo c двухточечными ремнями безопасности. Элитное исполнение кресел подчёркивает их обивка тканью Aunde Pandora c кожаными подголовниками и боковинами, включая кожаную окантовку. Аналогичная обшивка кресел у сидения водителя (пневматическое кресло ISRI Pro 2) и у сиденья сопровождающего. Предусмотрены регулируемые упоры для ног, а в спинках кресел – индивидуальные столики и сетки. Индивидуальные блоки освещения и вентиляции интегрированы в багажные полки и почти незаметны. Дизайн на высоте, а вот удобство использования, честно говоря, под сомнением…

Классическая планировка салона в варианте для футбольной команды предполагает меньшее количество мест для сидения, чем в базовой версии – 44 против 49

Классическая планировка салона в варианте для футбольной команды предполагает меньшее количество мест для сидения, чем в базовой версии – 44 против 49

Классическая планировка салона в варианте для футбольной команды предполагает меньшее количество мест для сидения, чем в базовой версии – 44 против 49

Хороший тон заботы о безопасности пассажиров: в кармашках кресел инструкции по безопасности, по аналогии с гражданской авиацией

Хороший тон заботы о безопасности пассажиров: в кармашках кресел инструкции по безопасности, по аналогии с гражданской авиацией
За комфорт футболистов будет отвечать мультимедийная система для водителя и пассажиров с функцией голосового управления, в состав которой входит основное головное устройство с системой навигации для водителя. В пассажирском салоне установлены два широкоформатных монитора. Устройство беспроводной громкой связи Bluetooth позволяет воспроизводить медиафайлы с двух мобильных телефонов.

Салон автобуса оборудован мини-кухней с резервуарами для холодной и горячей воды, аппаратом для приготовления кофе и других горячих напитков. Имеется два объёмных холодильника.

Сиденья модели Deluxxo c двухточечными ремнями безопасности, обитые тканью Aunde Pandora c кожаными подголовниками и боковинами, включая кожаную окантовку

Сиденья модели Deluxxo c двухточечными ремнями безопасности, обитые тканью Aunde Pandora c кожаными подголовниками и боковинами, включая кожаную окантовку

Индивидуальные пассажирские потолочные панели необычного дизайна весьма скромные и не всегда совпадают с посадочными местами, как ими правильно пользоваться – сразу не поймёшь

Индивидуальные пассажирские потолочные панели необычного дизайна весьма скромные и не всегда совпадают с посадочными местами, как ими правильно пользоваться – сразу не поймёшь

Технологические призраки в привычных деталях

В ХХI веке трудно вообразить, чего может не хватать пассажиру современного комфортабельного автобуса. Но конструкторы продолжают оттачивать совершенство технической мысли в привычных и неприметных гостям деталях интерьера и экстерьера.

Так, например, ветровое стекло напрямую влияет на климат в салоне! Зимой оно борется с теплопотерями, летом может снизить время использования кондиционера, за счёт чего уменьшить расход топлива. Благодаря отражающим свойствам ламинированного ветрового стекла (thermocontrol reflecting), фильтрующего инфракрасное излучение, в жаркие дни солнечное тепло не будет нагревать салон. А в сочетании с зимним пакетом и мощной системой кондиционирования (38,5 кВт) микроклимат в салоне в любое время года поддерживается на комфортном уровне.

Уделено внимание и дополнительной теплоизоляции технологических помещений автобуса, в частности санитарного отсека. Все баки (для чистой воды, сточных вод) и трубы коммуникаций обогреваются. Это значит, что все жидкости не превратятся в лёд, даже при длительном простое автобуса на морозе. Кроме того, туалетная комната дополнительно оснащена собственным тепловентилятором.

Для капитана лайнера

Место для водителя в новом «футбольном» NEOPLAN Cityliner P14 продвинутое в плане эргономики: по-немецки добротно и строго! В изобилии ниши и полочки, причём адаптированные по форме под часто используемые предметы, такие как папка DIN A4 или бутылка с водой.

Зеркальные блоки вопреки модной традиции не на длинных выносных стойках, а на аккуратных кронштейнах скромной длины с мощными рёбрами жёсткости: слева вообще в непосредственной близости от пилота, справа немного выведен на необходимое и достаточное удаление

Зеркальные блоки вопреки модной традиции не на длинных выносных стойках, а на аккуратных кронштейнах скромной длины с мощными рёбрами жёсткости: слева вообще в непосредственной близости от пилота, справа немного выведен на необходимое и достаточное удаление

Поскольку NEOPLAN Cityliner является продуктом концерна MAN Truck & Bus, многое на рабочем месте: кнопки, рычажки, регуляторы и сама комбинация приборов с характерным оформлением шкал перекликается не только с автобусами, но и грузовиками концерна. Необычно расположена опять же типовая «мановская» «крутилка» селектора АКП – снизу панели, возле правого колена водителя.

Хищный взор передней оптики является симбиозом из шести приборов-зрачков, в которых мирно соседствуют светодиоды, линзы ксеноновых светильников, колбы галогеновых ламп и лампочек-простушек с тоненькими нитями накаливания

Хищный взор передней оптики является симбиозом из шести приборов-зрачков, в которых мирно соседствуют светодиоды, линзы ксеноновых светильников, колбы галогеновых ламп и лампочек-простушек с тоненькими нитями накаливания

А вот педальный узел очень самобытный: напольная педаль тормоза, но не на оси вращения от пола, а утапливаемая, внешне очень похожая на педальные узлы автомобилей 1960–1970-х годов. По соседству близко расположенный подвесной акселератор – выглядит весьма оригинально. Экипаж водителей хвалит необычные педали – усилия и ходы не требуют ни секунды привыкания.

Просто багажные отсеки…

Просто багажные отсеки…

Дела сердечные – двигатель MAN D2676 LOH

Двигатель D2676 LOH – рядный шестицилиндровый турбодизель шестого экологического класса рабочим объёмом 12,4 л, имея несколько настроек мощности в нашем исполнении автобуса, выдаёт 460 л.с. и до 2300 Н∙м крутящего момента.

Из интересных особенностей самого нутра движка – система контроля температуры в камере сгорания, поддерживающая высокую температуру отработавших газов даже при частичной нагрузке, например, в городских заторах. Это позволяет системам рециркуляции и сажевому фильтру работать наиболее оптимально и сокращает время прогрева двигателя. К другим нововведением в двигателе относятся новые стальные поршни и новый «активный» датчик уровня масла, который позволяет предотвратить работу двигателя при недостаточном уровне моторного масла.

В моторном отсеке современный двигатель D2676 LOH, предназначенный специально для автобусов. В связи с этой спецификой – наличие сразу трёх генераторов и привод мощного компрессора климатической установки, который выполнен заодно с корпусными деталями двигателя

В моторном отсеке современный двигатель D2676 LOH, предназначенный специально для автобусов. В связи с этой спецификой – наличие сразу трёх генераторов и привод мощного компрессора климатической установки, который выполнен заодно с корпусными деталями двигателя

Из навесного оборудования обращаем внимание на три генератора трёхфазного тока по 120 А каждый – автобусная особенность, привод компрессора климатической установки, смонтированный на общих специальных корпусных деталях с двигателем и регулируемый с помощью шкива с вискомуфтой насос охлаждающей жидкости переменной производительности. В отличие от распространённых ранее постоянно работающих насосов системы охлаждения, новый узел обеспечивает подачу антифриза в зависимости от потребностей. Регулирование мощности производится бесступенчато в диапазоне от 20 до 95%. Так при небольшой потребности в охлаждении, например, в режиме устоявшегося прямолинейного движения, механическая мощность насоса системы охлаждения может быть снижена на 80%, что позволяет сэкономить топливо.

Техническая характеристика автобуса NEOPLAN Cityliner N 1216 HD P14
Полная масса, кг 18 600
Колёсная формула 4х2
Пассажировместимость, чел. 44
Допустимая нагрузка на 1-/ 2-ю оси, кг 7100/11 500
Двигатель:

  • тип
  • рабочий объём, см3
  • мощность, л.с.
  • крутящий момент, Н∙м
Man D 2676 LOH
Турбодизель, 6-цилиндровый, рядный (Euro 6)
12 419
460 при 1800 мин-1
2300 при 930–1350 мин-1
Коробка передач:

  • тип
  • количество ступеней вперед/ назад
MAN Tipmatic
Автоматизированная
12/1
Подвеска Пневматическая
Тормозная система Пневматическая, ABS, ESR
Передаточное число главной передачи 2,73
Размер шин 295/80 R22,5

Робот без разговоров

КП NEOPLAN Cityliner – 12-ступенчатая, MAN TipMatic с функцией помощи при трогании на подъёме MAN EasyStart. MAN TipMatic – это автоматизированная система переключения передач, реализованная совместно с КП ZF AS-Tronic. Это хорошо знакомый узел не преподнёс никаких сюрпризов. Особенности настройки этой автоматизированной АКП применительно к междугородным и туристическим автобусам я подробно описывал в ходе «польского» теста самого «богатого» NEOPLAN Tourliner. Напомню только, что MAN TipMatic ведёт себя в автобусе степенно и размеренно: паузы между переключениями затягиваются, а набор оборотов двигателем происходит достаточно плавно. Здесь действительно другие, нежели в грузовых автомобилях настройки и алгоритмы, длительность переключения передач выше благодаря оригинальной стратегии, адаптированной под двигатели семейства D26. Новая функция SmartShifting обеспечивает оптимальный баланс между эффективностью и комфортом при переключении передач. Приоритетно включение более высоких передач и переключение в зависимости от дорожной ситуации, иногда с учётом топографии.