У США много символов, по которым безошибочно можно узнать страну-владельца: бутылочка (стеклянная) из-под «Пепси-колы», статуя Свободы, быстрая еда, школьный автобус, мотоциклы «Харлей–Дэвидсон» и др. Но все это можно уже встретить практически в любой развитой стране. Грани между странами стираются, и американское становится европейским или японским.
Мы знаем, что американцы просто обожают свое родное, и чтобы оно было большим и блестящим (по возможности). Об автомобильной промышленности Северной Америки (сюда входят Канада и Мексика) ходят легенды, и в ближайшие годы «переплюнуть» ее вряд ли кому удастся. У нее были спады и подъемы, но количество и качество всегда были на высоте. Настоящие янки никогда не купят заморский автомобиль. «Американцу – американское» – этот слоган потихонечку сдает позиции, но держится крепко.
На этом континенте еще в середине прошлого века возникло понятие Recreation Vehicles (RV – автомобиль для отдыха). Хотя скорее автобус для отдыха. Нигде ничего подобного возникнуть не могло. Мешали войны, отвратительные дороги, огромные размеры страны и общий технический потенциал того или иного государства. А богатая Америка с прекрасно развитой дорожной инфраструктурой, богатым населением и прекрасными автомобилями (мы говорим о середине прошлого века) жаждала чего-то еще невиданного… И оно появилось. Постепенно индустрия этих автомобилей разрослась, пришлось ввести классификацию (class A, B, C…), затем особые правила и нормы для автомобилей этой категории в зависимости от его размера.
Но вернемся к Recreation Vehicles. Для некоторых изготовителей RV проще заключить договор с существующим автобусным предприятием, чтобы оно поставляло Bus-Shell («автобус-ракушку»), т. е. автобус без внутреннего оборудования (сидений, обивки и часто даже без панели приборов), а другие делают все на своих производственных площадях – от дизайна до последней гайки на колесе или в интерьере. Конечно, стандартизованные элементы приобретаются, потому что действующие сегодня нормы к RV чрезвычайно жестки и удовлетворить им совсем непросто.
Обо всех RV рассказать не удастся, тем более эти чудеса проиллюстрировать. Поэтому остановимся на самых больших и интересных автобусах класса «А», которые скорее так и останутся мечтой для многих, даже очень богатых американцев. К изготовителям таких роскошных автобусов можно отнести американские фирмы Country Coach, Newell, Liberty Coach, Marathon Coach и др. Некоторые из них приобретают готовые автобусы для последующего дооборудования интерьеров, а другие изготавливают сами. Начнем с известной всему миру фирмы Liberty Coach. Для своих творений она использует автобусы уже проверенных изготовителей, таких как канадские MCI, Prevost и американские Blue Bird. Эти фирмы специально выпускают «автобусы-ракушки» для таких производителей. Большинство автобусов имеет выдвигающиеся фрагменты боковых стенок (и справа, и слева), чтобы увеличить внутреннее пространство. Конечно, это делается только на остановках. Здесь RV подключаются к централизованным системам снабжения горячей и холодной водой, канализации и электричеству. Это все есть в самих автобусах, но ради экономии можно и подключиться! Как правило, Liberty Coach выпускает свои автокемпинги на шасси автобусов Prevost, а выдвижные боковые стенки изготовляет фирма RV. Трехосные монстры максимальной длины 13,5 метров. Кто же их покупает? Есть два типа американцев. Первые – те, у кого этот автобус – все, что у него есть. В нем он живет со своей семьей, переезжая из штата в штат. Как правило, бамперы у них увешаны десятками номерных знаков. Дорожная полиция очень не любит таких вояжеров, но их немного. Подавляющее большинство владельцев таких автобусов – миллионеры, ведь их стоимость начинается с 700 000 долларов… Все зависит от отделки салона, мебели и применяемых материалов. За всю историю существования RV не было двух одинаковых автобусов! Перед покупкой потенциальный владелец должен заполнить объемную карту, а затем ждать от полугода до года, когда его заказ будет выполнен. На фото – интерьеры 2006 модельного года. Они уже распроданы! Заказы принимаются только на 2007 год. Правда, существует вторичный рынок, но и там «отловить» то, что нужно, бывает очень сложно.
В первом автобусе при изготовлении мебели часть панелей из пластика, а для обивки допускается применение моющейся синтетики. Кроме того, радиоаппаратура, телевизоры и другая аппаратура невысокого класса. Хотя, глядя на фотографии, не скажешь, что материалы дешевые. Это уже работа дизайнеров. Везде, где можно (во всех моделях), применяются зеркала. Их можно увидеть на стенах, мебели, даже фасонные на потолке и, как правило, они подсвечены точечными светильниками. Зеркала зрительно увеличивают пространство, но с каким мастерством это делают на фирме «Liberty Coach» – одно загляденье. На «Либерти Леди» выезжают и левая, и правая боковые стенки, так что ширина салона получается больше 3 метров. А еще и длина 13,5 метров… Салон разделен на основные комнаты (условно) – зона отдыха, столовая с кухней по-американски, туалет с душем и спальня с домашним кинотеатром.
Несколько слов о названиях автобусов. По давней традиции их называют как угодно, но чтобы в названии присутствовало слово «Lady». Читатель уже, наверное, это заметил.
А теперь о технике, которая по большей части у всех автобусов похожа или просто одинакова. У каждого из них очень мощная двухсекционная климатическая установка, причем в спальне регулировка температуры происходит индивидуально. Система Webasto имеет 6 ступеней регулировки температуры воздуха и подогреваемой воды (специальная система). На борту автобуса 24-вольтовое питание, от которого работают все системы – навигационная, центральный компьютер и вся видео- и аудиотехника, 20-киловаттный генератор включается, когда аккумуляторным батареям нужна «помощь». Кстати, их срок службы составляет 5 лет. Автобусы оснащаются 37″ и 22″ плазменными панелями и спутниковой TV-антенной. Аппаратуру поставляют известные фирмы «Sony» и «JVC». Как правило, имеется DVD-система. Но покупатель может выбрать себе аппаратуру любой фирмы. Предусмотрены 160-галонный бак для чистой воды (для душа), а 135-галонный алюминиевый бак – для питья и мытья посуды. Это необходимо, когда автобус находится в автономном режиме. Имеется электрическая щетка для мытья бортов, когда рядом нет мойки. На крыше автобуса расположены все необходимые для Америки световые и звуковые сигналы. За дополнительную плату их количество могут увеличить. Покупатель может заказать себе абсолютно любое оборудование, какое заблагорассудится, а интерьер – хоть из золота, платил бы деньги. Если покупателю захотелось иметь прицеп с личным автомобилем, пожалуйста… Многоосный!
В последнее время автобусы оснащают 12,7-литровыми двигателями DDEC Series 60 c трансмиссией B-500 World. Хотя иногда применяют и двигатели Cummins. В Америке привычно набирать ходовую часть от разных производителей.
Вот бы так пожить, как они путешествуют!
Ваш комментарий будет первым