Электробусы бывают разные. Одни, как ЛиАЗ -6274, рассчитаны на длительную ночную подзарядку от сети, другие, вроде КАМАЗа-6282, оснащены пантографом, через который они пополняют запасы энергии непосредственно на маршруте от станций ультрабыстрой зарядки.
Существуют электробусы и троллейбусного типа, такие как Тролза-5265.02, аккумуляторы которых получают электричество из контактной сети. Но компания «Транспортные системы», основное направление деятельности которой — постройка трамвайных вагонов, в том числе и московских Витязей, пошла своим путем и показала на выставке Электротранс-2018 электробус «Пионер-6218» решили пойти своим путем и для увеличения запаса хода своего детища, расположили дополнительные батареи в прицепе.
Запас хода для электробуса – важный параметр, однако сегодня многие производители его не увеличивают, а наоборот сокращают. Электробус заряжается на кратковременных остановках через пантограф в крыше автобуса, а в качестве накопителей энергии используются суперконденсаторы.
Это помогает отказаться от тяжелых аккумуляторов, что позволяет не только удешевить электробус, но и увеличить его пассажировместимость.
Конструкторы из московской компании «ПК Транспортные системы» придумали оригинальный способ увеличения пробега для своего электробуса «Пионер-6218». Они взяли и установили литий-марганцевые аккумуляторы емкостью 150 кВт.ч ни куда-нибудь, а в прицеп.
Интересно, что основными как раз являются прицепные батареи, а вот резервные (емкостью 50 кВт.ч.) электробус имеет на крыше. Последние задействуют лишь тогда, когда батареи в прицепе полностью разряжены.
В итоге 85-местный электробус «Пионер-6218» обладает общим запасом хода до 200 км. А на резервной батарее машина проедет всего 50 км. Использование прицепа с аккумуляторами имеет и плюсы, и минусы: его можно быстро заменить, а вот маневренность с ним, равно как и эстетический вид уже не те.
Над дизайном работала нижегородская компания «Фабрика композитов».Внешне (особенно компоновкой салона с максимально сдвинутой вперед передней осью) Пионер напоминает газовый автобус Вихрь.
У такой компоновки масса плюсов, но есть и минусы: к примеру, при открытой передней раздвижной двери нельзя выворачивать руль влево до упора, иначе дверь можно повредить.
Низкопольный салон рассчитан на 85 пассажиров, 29 из которых смогут сидеть. Предусмотрено и место для одного инвалида в коляске. Увы, оно расположено в передней части салона — и такому человеку будет мешать открывание двери в кабину. Впрочем, компоновку салона можно быстро поменять: все сиденья крепятся к боковому каркасу — и их можно спокойно двигать или вообще снимать.
Пионер-6218: минусы электробуса
Лишь только аккумуляторы прицепа истощатся, электробус на своей собственной батарее продолжит движение до конечной. А там транспортные службы отсоединят старый прицеп и подключат новый, уже заряженный. И никаких простоев (пусть и минимальных) на станциях ультрабыстрой зарядки! Красота! Но, увы, не все так радужно.
Во-первых, чтобы добиться работы без задержек, на каждый электробус в парке нужно как минимум два прицепа. То есть если электробусов 300, то прицепов должно быть хотя бы 600 — и где все это добро хранить и заряжать? Во-вторых, очевидными становятся проблемы с маневренностью и безопасностью: в тех же пробках водители легковушек могут «зажимать» сцепку. А что будет, если при движении по выделенной полосе в прицеп сзади въедет зазевавшийся таксист, даже представлять не хочется.
Третья проблема — необходимая инфраструктура для быстрой смены прицепа. Звучит все просто, но представьте, каково в мороз подключать и отключать задубевшие, покрытые растворами реагентов кабели, а главное — сколько времени эта процедура займет.
Ну и последний момент, чисто эстетический. Даже с симпатичным на вид двухосным прицепом, дизайн которого разработан в одном стиле с автобусом, сцепка на дороге выглядит, мягко скажем, странновато.
Пионер-6218: итог
Как бы то ни было, пока Пионер лишь опытный образец, которому только предстоят сертификационные испытания. В техзадание для московских электробусов, которые будут построены по принципу ультрабыстрой зарядки, он не укладывается. Но в компании и не рассчитывают попасть в столицу с данным решением, стремясь завоевать своей прицепной концепцией другие крупные российские города. О стоимости новичка также пока ничего не известно, однако можно предположить, что она окажется на одном уровне с ценой конкурентов из ГАЗа и КАМАЗа, то есть около 30 млн рублей.