Пластиковые киты для сборки, часто называемые у нас «склейками», были особенно популярны в Америке. Золотое время для этих моделей было в 70–80-е годы прошлого века. Именно тогда разрабатывался широкий ассортимент моделей американских грузовиков в масштабе 1:25. Однако фирма Monogram не обошла вниманием и более крупный, популярный в то время, масштаб 1:16.
Легенда
Есть такая американская мечта – классический капотный грузовик Kenworth W900. Серию W900 начали выпускать с 1961 года на смену 900-й серии, которая, в свою очередь, была развитием серии 500, появившейся перед самым началом Второй мировой войны. У машин 900-й серии заметно выше радиатор и капот, но общий стиль сохранён. У кабин стальной капот типа «бабочка», уступивший место пластиковому и заметно более широкому на новой серии W900. Буква W присвоена в честь одного из основателей компании Эдгара Вортингтона (Edgar Worthington).
Визитной карточкой W900 стала более просторная кабина с увеличенной площадью остекления, богатое оснащение и качественная отделка стальных элементов. Большинство машин построено по индивидуальным заказам, с возможностью выбирать различное оборудование под конкретные задачи. Например, на выбор предлагались двигатели Cummins, Caterpillar, Detroit Diesel.
Важную роль в таком тягаче играет спальный отсек, где водитель может отдохнуть с комфортом. К «спальникам» привычной формы в 1976 году добавился необычный обтекаемый Aerodyne Conventional. Высокий и просторный, с двухспальным местом, телевизором, холодильником и плитой. Кожаная отделка, шторки, верхний свет, кондиционер, стереосистема – да это просто маленькая квартира на колёсах!
Большинство машин известно как седельные тягачи, но встречались и самосвалы, а также шасси для различных надстроек и оборудования. К концу 1960-х годов к индексу модели добавили литеру «А», поэтому часто можно встретить обозначение W900A, характерной внешней особенностью которой были круглые фары. В таком виде легендарная серия выпускалась до 1982 года, уступив место новой модификации W900B, узнать которую можно по прямоугольным фарам вместо круглых.
В шестнадцать раз меньше
Модель Kenworth W900 Aerodyne фирма Monogram выпустила в 1982 году. Годом раньше появился кит W900 с обычным «спальником». А первым грузовиком фирмы 1:16 был Peterbilt 359, вышедший в 1980 году. В то время шестнадцатый масштаб был довольно популярным, но ассортимент совсем небольшим, и Monogram единственный, кто предлагал сразу три грузовика такой величины. Важно отметить, они получились весьма удачными, правильные пропорции и достоверная деталировка позволяют собрать прекрасную модель, очень похожую на настоящий грузовик.
Кит состоит из 278 отлитых качественных деталей, здорово смотрятся хромированные колёсные диски и резиновые шины. Нередко можно услышать мнение, что для такого масштаба он сделан простовато, передние колёса не поворачиваются, решётка радиатора не сквозная. Но на то это и кит, что его можно доработать. На фото вы видите уже доработанную модель. Посмотрим, что сделано.
Кабина отлита одной деталью, поэтому двери аккуратно вырезаны и посажены на самодельные петли. Были вырезаны и сделаны открывающимися отсеки «спальника». Интерьер кабины заметно преобразился, на торпедо имитация дерева, в отделке дверей использованы шпон и ткань, ковровое покрытие смотрится очень натурально. Весь секрет в бархатной бумаге. Доработана радиостанция с витым проводом, на панели приборов «забыта» сигаретная пачка.
Натуральная ткань создаёт уют и в спальном отсеке. Алюминиевые пивные банки много раз выручали моделистов, здесь из них сделаны топливные баки. Зеркала заменены, они сделаны из металла, в них вставлены зеркальные элементы. В передней части вставлена сетка решётки радиатора, заново сделаны подножки и задние брызговики.
Кит комплектуется макетом восьмицилиндрового двигателя Caterpillar 3408. Чтобы его «оживить», пришлось немало повозиться, добавив провода, топливные магистрали, ремни вентилятора и генератора. Было важно угадать с цветом, характерным для моторов Caterpillar.
Доработке подверглась и передняя подвеска – теперь колёса поворачиваются. Если посмотреть на модель снизу, хорошо видны многочисленные шланги и провода, уложенные в раме. Это здорово оживляет шасси. Оценивая внешность, приятно ещё раз отметить, что эта модель в масштабе 1:16 смотрится очень живо и достойна своего прототипа. Остаётся один вопрос, почему не использованы монограмовские декали? Автор модели Вячеслав Коршунов на это ответил так: «Когда собирал этот «Кенворт», хотел сделать его оригинальным, нестандартным. Поэтому вместо китовых декалей расписал модель вручную, в ковбойской тематике, которой тогда увлекался».
В заключение хочу сказать о том, что многие коллекционеры Die-cast считают надёжным вложением только в металлические миниатюры и с недоверием относятся к пластиковым моделям, задаваясь вопросом, а что с ними будет через несколько лет. Думаю, им будет интересно узнать, что модель Kenworth, которая представлена на фотографиях, собрана… 23 года назад!
Kenworth W900A – в кино
В 1977 году вышел комедийный боевик «Смоки и Бандит», ставший невероятно популярным. Фильм шёл по всему миру, в том числе был показан и в нашей стране. Для советских зрителей это была возможность посмотреть на ту, другую жизнь, посмеяться над полицейскими-недотёпами (это же комедия) и полюбоваться динамичной погоней, жадно всматриваясь в американские авто.
Наш герой – Kenworth W900A – в красивой расцветке, коричневый с золотыми полосками, в стиле семидесятых, на котором ездил актёр и кантри-певец Джерри Рид по прозвищу Снеговик. Любопытно, что в съёмках участвовали три грузовика! Вот оно настоящее кино, с каскадёрами и реальными трюками, с реальным перелётом через недостроенный мост! Правда, машина потом под списание… «Понтиаков», насколько известно, было использовано целых пять! Зато на экране жизнь, а не компьютерная графика.
Ещё один фильм, где снимался W900A, боевик 1986 года Thunder Run, вышедший в нашем прокате как «Смертельная гонка». Сюжет фильма довольно нелепый: для поимки террористов в рейс отправляют грузовик, перевозящий плутоний в качестве приманки! Не зная всех подробностей, бывший дальнобойщик и ветеран корейской войны соглашается выполнить опасное задание за вознаграждение в четверть миллиона долларов, для чего и покупает Kenworth.
Ваш комментарий будет первым