О грядущем «восточном телепорте», платной автодороге от столицы до Казани (с продлением до Екатеринбурга), мы подробно рассказывали в прошлом году. Установленный срок открытия всей трассы — конец 2024 года. Но некоторые этапы планируется сдать раньше. Так, буквально несколько дней назад была открыта часть так называемого нулевого этапа новой магистрали. Я побывал на приемке этой дороги и одним из первых проехал по ней после открытия.
апомним, что постройку всей трассы курирует государственный Автодор, но непосредственное строительство этапов ведут фирмы-подрядчики. Нулевой этап — это самое начало будущей трассы, 65 километров от МКАДа до большой бетонки А108. Возводит его компания Трансстроймеханизация, и общая стоимость этого участка, по нашей информации, оценивается чуть менее чем в сотню миллиардов рублей. Ну а сданный отрезок — это завершающая часть нулевого этапа по направлению из Москвы: он начинается от платной же трассы ЦКАД и через 23 километра упирается в А108 около Орехово-Зуева.
За день до открытия дороги строительная техника спокойно ездила по встречной полосе
На отрезке 11 искусственных сооружений, включая две развязки (собственно, с ЦКАДа и А108) и два моста через реки — Клязьму и Вырку. На всем протяжении — по три полосы движения в каждую сторону и светодиодное освещение. Система оплаты — с помощью безбарьерных рамок, как и на ЦКАДе. На всем протяжении трассы М12 до Казани их будет 19 (плюс несколько резервных), на открытом участке — одна.
Так выглядит рамка взимания оплаты
За работу рамок отвечает российская компания Телематика. На них — камеры и лазерные датчики, которые определяют габариты транспортного средства, его номерной знак (спереди и сзади), а также наличие или отсутствие транспондера. С последними, кстати, нынче напряги: в продаже транспондеров нет, на сайте Автодора лишь предлагается оформить предзаказ. Говорят, проблема в отсутствии для них микрочипов. Вроде как в ближайшее время их «импортозаместят», но когда именно — вопрос.
Камеры и лазерные датчики — глаза безбарьерной платежной системы
Без транспондера оплатить проезд по М12 можно на сайте Автодора — на это дается пять дней после проезда. Не успел/не захотел/забыл оплатить — выпишут штраф (от 1500 рублей для легковушки до 5000 для фуры). Впрочем, если в течение 60 дней после вынесения штрафа все же заплатить за проезд — протокол будет аннулирован.
В «черном ящике» — аккумуляторы для бесперебойной работы рамки: при отключении электричества их должно хватить почти на день работы
А вот еще полезная информация про рамки бесконтактной оплаты. Во время нашего приключения с байдарками за рулем полноприводного Peugeot Traveller с высоким экспедиционным багажником я несколько раз проезжал по другим платным дорогам — со шлагбаумами и кассирами. Из-за увеличенной высоты система постоянно фиксировала машину по дорогому второму классу, но во всех случаях получалось объяснить кассиру, что это именно из-за багажника, — и плату брали по легковому тарифу.
Так работа системы оплаты выглядит на экране в центре управления: фото машины спереди и сзади, номерной знак, наличие или отсутствие транспондера
С рамкой такой фокус не пройдет: зафиксировал бесстрастный лазерный датчик высокий автомобиль — и выписал соответствующую оплату. «Объяснить» системе наличие багажника удастся, только если часто ездить под ее рамками. Если девять раз машина с одним и тем же номером считывалась датчиками по легковому классу, а на десятый (когда поставили багажник) вдруг стала «грузовиком», компьютерный разум может принять это за «глюк» и пересчитать оплату по более дешевому классу.
60 км/ч — ограничение на съезде на платную трассу, на самой магистрали можно развивать до 130 км/ч
И еще — про скорость. Хотя заявленное ограничение на новой трассе — 130 км/ч, по нашей информации во время испытаний оборудование тестировали на проезд на скоростях до 220 км/ч. Все данные фиксировались без проблем.
Бетонный отбойник-разделитель выглядит внушительно
Движение по новому отрезку открыли 8 сентября — и уже на следующий день я самостоятельно проехал по ней в обе стороны. Сама трасса — классная широкая магистраль с тремя полосами в каждую строну и отличным покрытием. Лесополоса по обе стороны огорожена высоким забором: лоси, кабаны и другие лесные обитатели в безопасности от потока машин, а поток машин — от них.
На трассе встречаются места без заграждений на обочине
Проезжие части разделяет мощный бетонный отбойник, но вот обочина отделена рельсами безопасности почему-то не везде — местами она лишь выделена сплошной желтой линией. Один из самых распространенных типов ДТП на скучных платниках — сон за рулем. И тут, задремав, ничего не стоит улететь с дорожной насыпи или и вовсе «собрать» один из столбов светодиодного освещения.
На многих участках еще работают дорожники
Также видно, что достраивали дорогу впопыхах, — непонятно почему, ведь она и так сильно опередила сроки открытия. То тут, то там еще работают дорожники и тяжелая техника, кое-где даже нет разметки. Отсутствует пока и инфраструктура — АЗС по обе стороны от дороги лишь строятся. Впрочем, и это хорошо — на том же ЦКАДе нормальных заправок нет до сих пор.
Будущая АЗС на новом участке активно строится
Ну и главное. Новая дорога сразу должна была стать платной, но 9 сентября по ней еще можно было прохватить бесплатно! Я заезжал на М12 с ЦКАДа, проехал под новой рамкой в обе стороны и снова вернулся на ЦКАД. В итоге, согласно электронному чеку, заплатил я только за проезд по кольцевой дороге, а про М12 — ни слова. Впрочем, обещается, что оплату введут уже в ближайшее время — стоимость проезда по новому отрезку для легковушек составит порядка 100 рублей.
А это — вид на М12 в строну Москвы: здесь до открытия еще далеко
Не за горами и открытие новых участков. В нынешнем году планируется открыть еще чуть меньше 50 км первого этапа трассы в Московской области и чуть меньше 40 км — во Владимирской. В начале следующего года достроят и нулевой этап от Москвы. Все же 811 километров трассы, как и сообщали ранее, предполагается сдать до конца 2024 года.