Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Испытательный полигон для техники или как весной асфальт «сходит» вместе со снегом

 

С середины марта дороги в Центральной России активно разрушаются. На ровных скоростных участках образуются глубокие провалы и ямы с острыми краями. Не всякая подвеска легкового автомобиля способна их отработать, недостаточно хода рычагов и штока амортизатора, отчего на кузов время от времени передаются пугающие удары.

Естественно, резина колес переживает слишком сильные нагрузки, приводящие к повреждениям конструкции шины. Рвется корд, разрушается обмотка, появляются вздутия резины или разрывы на ее боковых стенках. Да и детали подвески переживают избыточные нагрузки, приводящие к внезапным поломкам. Выходят из строя сайлент-блоки, страдают амортизаторы. Неужели во всех этих проблемах виноваты только дорожники, не умеющие строить качественные автомобильные трассы?

Лед разрывает асфальт

Технология образования ям достаточно проста. Как только солнце растапливает снег, по обочинам начинают течь ручьи. Вода скапливается в ложбинках асфальта, проникает в трещины, наполняет неровности и буквально пропитывает дорогу до песчаной подушки. С заходом солнца температура снижается, холодная промерзшая земля забирает тепло от асфальта и вода в трещинах быстро замерзает. Когда же она превращается в лед, то начинает расширяться. Объем льда примерно на 11% больше объема воды, из-за чего внутри покрытия образуются новые очаги напряжений, растут нагрузки на разрыв, раздирающие асфальт на части. Трещина расходится по сторонам с образованием закольцованных повреждений. Асфальт буквально крошится. Однако происходит это в основном со старыми дорогами, построенными без учета существующих нормативов.

Как правило, самыми разбитыми участками дорог оказываются те, что проложены по суглинкам, препятствующим отводу воды. Плохая песчаная прослойка, некачественная насыпь и отсутствие дренажных канав приводят к застою грунтовых вод, к образованию подземных «линз» с недостаточной несущей способностью. При проезде тяжелой техники они становятся источником колебаний. Мокрая дорога буквально сотрясается под их колесами, а эти вибрации оборачиваются новыми трещинами в асфальтовом покрытии. Грунт проседает, снижается прочность песчаной подушки, а далее следует износ асфальтобетонного настила.

Если асфальт плохо просушивается солнцем, закрыт от лучей высокими деревьями или иными преградами, а в низинах скапливается вода, то там обязательно начнут образовываться ямы, грозящие повреждением колес.

Нарушение технологий

В целом в любом случае разрушение дорожной поверхности — это следствие ряда причин, из которых нельзя вычеркивать халатность строителей и неправильные расчеты в инженерных проектах. Неточно проведенные исследования, неверные данные по гидрогеологической обстановке, ошибочные расчеты трафика транспорта и незапланированный рост интенсивности проезда тяжелых магистральных грузовиков и иных транспортных средств могут способствовать разрушению дорог не меньше, чем плохой климат.

Согласно ГОСТ Р 54401-2011, качественный асфальт, уложенный на автомобильных дорогах с полным соблюдением технологий, должен служить не менее 15 лет. Между тем таких результатов удается достигнуть не всегда. В среднем после смены асфальтобетонного слоя автомобильные дороги служат 7-10 лет до следующего ремонта. Если трасса начинает разрушаться раньше, то можно говорить о грубых нарушениях технологий строительства.

Источник

Тема Mission News от Compete Themes.