Агент импортозамещения МАЗ-6501В9-8420-000.
Очертания автомобиля знакомые и преемственные – новая кабина на конвейере уже почти десятилетие (но и старую продолжают выпускать), просто за это время мне так и не удалось водить минские грузовики. Любопытство подогревает и не менее интересная цена. За 20-тонный самосвал в Москве в марте 2015 года просили порядка 3,5 миллионов рублей. Эта сумма на фоне стремительно подорожавших представителей «семёрки» и потянувшимися вслед за ними китайскими и южнокорейскими грузовиками даёт весомое конкурентное преимущество белорусскому самосвалу. Тем паче, что это не надстройка на знакомом шасси, а цельный продукт минского автозавода.
Уверенная мощь
Тестируемая модель впервые была представлена почти два года назад на выставке «Comtrans`2013». Судя по спальному месту в кабине, новинка адресована универсальным грузоперевозчикам, работающим на дальнем, по самосвальным меркам, «плече» – 35–50 км. Что это за трудяги такие? Вывоз мусора со строек, снега из центра городов, удалённые от жилья строительные кусты.
Допустимая полная масса грузовика 33,5 т, а грузоподъёмность – 20 т. Для того чтобы получить столь внушительные заявленные характеристики, была усилена рама. По отношению к предыдущим моделям высота лонжеронов толщиной 8 мм увеличена с 280 до 310 мм, а рама имеет четыре дополнительные поперечины.
Самосвал оснащён 412-сильным двигателем ЯМЗ-651 и 16-ступенчатой механической КП ZF. Такое сочетание редко встречается на отечественных самосвалах (для человека, рождённого в СССР, – МАЗ исключительно отечественная техника). Двигатели семейства ЯМЗ-651 – рядные 6-цилиндровые, традиционной для этого класса машин конструкции. Как мы уже писали, производятся они по технологической лицензии Renault Trucks, для этого была приобретена сборочная линия, которая находится в Тутаеве. Достижение экологических норм четвёртого класса (Euro 4) обеспечивается применением системы рециркуляции отработавших газов (EGR), т. е. без использования технологии AdBlue. К слову сказать, ярославские дизели «651-го» семейства успешно используют и на грузовиках «ТОНАР». Коробка передач ZF16S2520TO – уже проверенный и давно знакомый агрегат, который время от времени всплывает в самых разных грузовиках: от КамАЗа до Ford Cargo.
Что ждёт водителя
Кабина практически не изменилась за последние 12 лет («ГП» № 1, 2013 г.), только добавилась новая облицовка радиатора.
В интерьере кабины масса позитивных изменений в сравнении с предыдущим поколением «суперМАЗов». Но что-то уже успело устареть, а грубый пластик и некоторые «дореволюционные» кнопки и подрулевые переключатели фактически не изменились за пять лет, когда мы тестировали 4-осный 27-тонник МАЗ-6516V8-520 (см. «ГП» № 10, 2010 г.).
Массивный рычаг КП производил впечатление бессмертного. Этот орган управления внешне не изменился с начала 1980-х годов прошлого века, только теперь на него возложена функция выбора 16-ти, а не 8-ми передач, для чего к флажку на «кадыке» добавилась «пощёчина», а хотелось бы современные тумблер и компактный «флажок», как у большинства европейских грузовиков.
Рулевая колонка регулируется только по углу наклона и фиксируется простеньким механическим замком. Зато у водительского сиденья масса регулировок и пневматика. Не подкачал и обзор, приправленный изобилием всевозможных зеркал, но поднимать огромные боковые стёкла придётся вручную.
Комбинация приборов читается изумительно, однако ярко-зелёный дисплей бортового компьютера немного самобытен и напоминает калькуляторы «Электроника» из школьного детства. Зато появился долгожданный климат-контроль – дань уважения водителю самосвала, который теперь сможет работать с закрытыми окнами на пыльных стройплощадках. Педальный узел на пробу оказался на «своём месте», а справа теперь гордо красуется электронная педаль акселератора.
Словом, все достоинства знаменитого первого «суперМАЗа» сохранены и преумножены, но отчётливо сквозит, что белорусские конструкторы создавали модель максимально самостоятельно. Оттого некоторые решения, в частности пластиковые кожухи, расположение некоторых приборов и клавиш, не совсем удались. Не хочу ругать всё и вся, но, положа руку на сердце, вынужден признать, что бывает и лучше, но конечно же дороже.
Будет несправедливо не отметить, что сегодня для минских грузовиков прямо с завода доступно большое количество опций, среди которых и электроуправляемые зеркала, и центральный замок. Предусмотрен даже независимый жидкостный подогреватель двигателя «Прамотроник» российского производства, преобразователь напряжения, антиблокировочная система тормозов, противобуксовочная система. Согласитесь, всё это очень важно для водителя, поскольку делает его работу более безопасной и комфортной.
Самосвальный набор
Самосвальная платформа прямоугольного типа объёмом 20 м3 и грузоподъёмностью 20 т с задней разгрузкой и механическим запором управляется при помощи гидроцилиндра Penta, имеет подогрев выхлопными газами. Данный тип кузова в сочетании с довольно длинной колёсной базой (3875+1400 мм) предназначен для транспортировки сыпучих нелипких грузов большого объёма со средними удельными показателями плотности в пределах 0,9–1,3 м3/т – песка, щебня, грунта, строительного мусора, снега или, например, ТБО. Преимущественно, это дорожная модификация, но наличие блокировок подразумевает и периодический съезд с усовершенствованного покрытия. Наличие усиленной рамы и задняя тележка грузоподъёмностью 26 т, по идее, должны выдержать и разбитую дорогу, и некоторый перегруз, но в разумных пределах.
Осмотрев деталировку автомобиля МАЗ-6501В9, я пришёл к выводу, что лучше всего он приживётся в автохозяйстве с собственной ремонтной базой, где трудолюбивые слесари ещё помнят советские грузовики. Особенность машины в том, что это давно знакомый МАЗ, но с импортным силовым агрегатом и самосвальной гидравликой. Скорее всего, при должном обращении иностранные узлы потребуют несложного технического обслуживания, которое ограничится заменой масел, фильтров и редкими регулировочными работами. А всё остальное будет незамедлительно приведено в порядок без привлечения дорогостоящего оборудования и необходимости посещения красивого, но дорогого дилерского сервиса. Я призадумался, посомневался, но пришёл к выводу, что такой плод совместного творчества импортных технологий и отечественного конструирования имеет право на жизнь и даже сегодня будет востребован, поскольку позволит экономить средства, которые текут в карманы транспортников отнюдь не с мощью ниагарского водопада.
Да, и вот ещё что. Сегодня многим предприятиям, финансируемым из государственного бюджета, поставлена задача импортозамещения, и МАЗ для эксплуатанта представляет здесь вполне интересную альтернативу…
Допустимая полная масса, кг | 33 500 |
Допустимая нагрузка на 1- / 2- / 3-ю оси | 7250/ 13 000/ 13 000 |
Снаряжённая масса, кг | 13 425 |
Грузоподъёмность (масса, допустимая конструкцией), кг | 20 000 |
Вместимость кузова геометрическая, м3 | 20 |
Двигатель
|
ЯМЗ-651, турбодизель, I-6, Euro 4 11 122 412 (302) при 1900 мин-1 1940 при 1200 мин-1 |
Коробка передач | ZF16S2520TO |
Количество ступеней вперёд/назад | 16/ 2 |
Передаточное число главной передачи | 4,59 |
Сцепление | Сухое, однодисковое |
Тормозная система | Пневматическая |
Вместимость топливного бака, л | 300 |
Шины | 315/80 R22,5 |
Подвеска | Рессорная |
Источник http://www.gruzovikpress.ru/
Ваш комментарий будет первым