Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Мотогрузовик завода «Саранский»

Денис Дементьев.

Прошлые десятилетия, ознаменованные развалом колхозов и совхозов, ярко проиллюстрировали проблемы современного сельского хозяйства. Ещё на рубеже «перестройки» многие либералы уверенно говорили, что нашей экономике нужен эффективный собственник, коим государство быть не может. В 1990-е годы ещё теплились надежды на то, что таким собственником в стране, ещё недавно считавшейся не только промышленной, но и аграрной державой, станет частный предприниматель.

И действительно, на руинах бывших коллективных хозяйств стали повсеместно появляться фермерские, которые должны были стать тем оплотом российского агропрома, о котором так долго рассуждали с трибун. Такой резкий переход от крупных хозяйств к мелким индивидуальным комплексам не мог не сказаться и на межотраслевой структуре экономики. Так, у многих предприятий сельскохозяйственного машиностроения появились поистине чудовищные проблемы со сбытом своей продукции. Как оказалось, дорогое и производительное оборудование фермерам не только было не по карману, но и просто не нужно. Индивидуальным хозяйствам требовалась малогабаритная, многофункциональная техника. А её не было…

Не хватало на селе и дешевого мобильного транспорта. Всё, чем могли довольствоваться фермеры, – это прожорливые и не всегда доступные «уазики». Учитывая эту тенденцию, в Мордовии, где сельское хозяйство всегда считалось приоритетным направлением, решили создать собственный мини-грузовичок, рассчитанный не только на фермеров, но и для других малых предприятий. Так, в 1996–1997 годах на ОАО «Авторемонтный завод «Саранский» группа конструкторов под руководством Александра Ивановича Мякишева разработала проект мотогрузовика.

Он являл собой весьма интересную конструкцию. Мотогрузовик грузоподъёмностью 350 кг оснащали мотоциклетным двигателем «ИЖ-Юпитер-5» мощностью 25 л.с. Привод был передним, а задний мост имел зависимую рессорную подвеску с двумя амортизаторами, заимствованную у легкового прицепа мод. 8285-0000010 собственного производства. От прицепа мотогрузовик унаследовал и цельнометаллическую бортовую платформу (габаритные размеры платформы – 2650х1570х1220 мм) с задним откидным бортом.

В 1997 году были выпущены первые два экземпляра мотогрузовика, которые в процессе заводских испытаний в Мордовии прошли свыше 600 км. На 1998 год был запланирован серийный выпуск с объёмом производства до 1500 шт. в год. Под проект даже подписалось и республиканское министерство соцзащиты. Интерес с его стороны был понятен: мотогрузовик имел полностью ручное управление и вполне подходил для использования инвалидами.

К сожалению, этот проект дальнейшего развития не получил, а выпущенные первые два мотогрузовика так и остались, судя по всему, единственными. В эти годы авторемонтный завод полностью прекратил выпуск автомобилей (он изготавливал вахтовые машины и микроавтобусы на шасси УАЗ-3303 и ГАЗ-33021). В линейке дорожных транспортных средств остались только грузовые прицепы к легковым автомобилям, которые он под новым брендом ОАО «Мордовагромаш» производит и в наши дни.

Источник