Максим Шелепенков.
Почти у каждого крупного отечественного автозавода есть свой музей. Правда, в советские годы они создавались как музеи трудовой славы, поэтому о натурных образцах в их экспозиции не очень задумывались. Считалось, что вполне достаточно фотографий и макетов, поэтому для истинных автолюбителей такие музеи представляются малоценными. Другое дело, если в музее представлено два-три десятка настоящих автомобилей!
Музей Ульяновского автозавода создавался в 1975 году по типичному сценарию советского периода – он разместился в нескольких небольших комнатах на втором этаже административного здания для освещения трудового подвига автостроителей на родине В.И. Ленина. Музею отводилась роль воспитателя молодежи на примерах старших товарищей. Со временем экспозиция музея не раз менялась и сейчас вполне соответствует духу времени, рассказывая и о людях завода, и о технике, которую они создавали. Обилие фотографий и фактов из биографии УАЗа на стендах помогает посетителям лучше узнать историю завода. А постоянно сменяемая выставочная экспозиция позволяет поддерживать интерес к музею даже у тех, кто бывал здесь уже не раз.
Но из-за «высотного» расположения и стесненных условий принять в экспозицию настоящие автомобили музей просто не в состоянии. Тем не менее стараниями бессменного директора Молевой Аллы Анатольевны в музее все-таки появился один автомобиль. Это ГАЗ-69АМ выпуска начала 1970-х годов. Машину перед этим тщательно восстановили на заводе и ради пущего впечатления зачем-то выкрасили в красный цвет (ведь для музея!), хотя серийная продукция в то время окрашивалась в два базовых цвета – песочный и хаки. Как «уазик» поднимали краном на второй этаж и проталкивали через разобранный оконный проем – тема отдельного повествования…
Таким образом, красный ГАЗ-69АМ стал единственным натурным экспонатом музея. На этом можно было бы поставить точку в описании музея, если бы на территории завода не было заветного ангара с историческими автомобилями, с которых начиналась история УАЗа, и опытными и экспериментальными образцами, показанными на выставках и автосалонах в последние годы.
Официально все эти машины числятся не музейными экспонатами, а в гараже УКЭР, поэтому почти все имеют государственную регистрацию и номерные знаки. А значит, в любой момент могут покинуть территорию завода и принять участие, например, в праздничных мероприятиях города. Но они редко покидают свое место, поэтому всегда доступны для осмотра экскурсионными группами, которые организует директор музея по предварительным заявкам. О самых интересных экспонатах по традиции расскажу читателям нашего журнала.
«Изюминка» всей коллекции – санитарный УАЗ-450А выпуска начала 1960-х. На улице такую машину уже давно не встретишь. Да и у коллекционеров этих машин немного, тем более в таком отличном состоянии. Поистине этот экземпляр в силу исторической ценности и состояния сохранности может претендовать на особый статус в заводском собрании.
«Изюминка» всей коллекции – санитарный УАЗ-450А выпуска начала 1960-х. На улице такую машину уже давно не встретишь. Да и у коллекционеров этих машин немного, тем более в таком отличном состоянии. Поистине этот экземпляр в силу исторической ценности и состояния сохранности может претендовать на особый статус в заводском собрании.
Этот опытный автомобиль-амфибия УАЗ-3907 «Ягуар» выпуска 1989 года четырнадцатый по счету. Темой «Ягуаров» завод занимался на протяжении 1980-х годов и почти довел этот автомобиль до серийного производства, но в это время распался Советский Союз и обострились экономические проблемы в государстве. Стало не до «Ягуаров», а жаль, интересная получалась машина. Достаточно отметить, что несмотря на амфибийность, УАЗ-3907 имел в кузове обычные открывающиеся двери.
Этот опытный автомобиль-амфибия УАЗ-3907 «Ягуар» выпуска 1989 года четырнадцатый по счету. Темой «Ягуаров» завод занимался на протяжении 1980-х годов и почти довел этот автомобиль до серийного производства, но в это время распался Советский Союз и обострились экономические проблемы в государстве. Стало не до «Ягуаров», а жаль, интересная получалась машина. Достаточно отметить, что несмотря на амфибийность, УАЗ-3907 имел в кузове обычные открывающиеся двери.
УАЗ-3172 – представитель нового поколения ульяновских вездеходов в стиле «милитари» (тема с кодовым названием «Вагон»), которое в 90-х должно было сменить на конвейере семейство УАЗ-469 (УАЗ-3151). Машина обладала выдающимися вездеходными качествами благодаря редукторным мостам, блокировке межколесных дифференциалов и пружинной подвеске мостов.
УАЗ-3172 – представитель нового поколения ульяновских вездеходов в стиле «милитари» (тема с кодовым названием «Вагон»), которое в 90-х должно было сменить на конвейере семейство УАЗ-469 (УАЗ-3151). Машина обладала выдающимися вездеходными качествами благодаря редукторным мостам, блокировке межколесных дифференциалов и пружинной подвеске мостов.
Гражданская версия УАЗ-3170 (1990 г.), унифицированная по кузову и некоторым узлам с УАЗ-3172, называлась «Симбир». Единственный сохранившийся экземпляр этой машины – на родном автозаводе.
Гражданская версия УАЗ-3170 (1990 г.), унифицированная по кузову и некоторым узлам с УАЗ-3172, называлась «Симбир». Единственный сохранившийся экземпляр этой машины – на родном автозаводе.
Редкая серийная модификация «головастика» УАЗ-39095 с кабиной, оборудованной спальным местом для водителя. Это попытка заинтересовать своими автомобилями частных автоперевозчиков, осуществляющих междугородные перевозки на большие расстояния, была предпринята в 1996 году.
Редкая серийная модификация «головастика» УАЗ-39095 с кабиной, оборудованной спальным местом для водителя. Это попытка заинтересовать своими автомобилями частных автоперевозчиков, осуществляющих междугородные перевозки на большие расстояния, была предпринята в 1996 году.
Микроавтобус середины 1990-х годов – УАЗ-22069-030 в комплектации «люкс» с небольшим внешним рейсталингом. Данные изменения были призваны улучшить потребительские качества выпускаемой продукции и немного разбавить ряд простых и утилитарных «уазиков».
Микроавтобус середины 1990-х годов – УАЗ-22069-030 в комплектации «люкс» с небольшим внешним рейсталингом. Данные изменения были призваны улучшить потребительские качества выпускаемой продукции и немного разбавить ряд простых и утилитарных «уазиков».
УАЗ-27722 – это попытка заинтересовать проектом мини-вэна медиков и спасательные службы. До сих пор в нашей стране не хватает именно таких автомобилей! Но несмотря на востребованность такой продукции освоить ее производство в одиночку Ульяновский автозавод не в состоянии. Необходима государственная поддержка!
УАЗ-27722 – это попытка заинтересовать проектом мини-вэна медиков и спасательные службы. До сих пор в нашей стране не хватает именно таких автомобилей! Но несмотря на востребованность такой продукции освоить ее производство в одиночку Ульяновский автозавод не в состоянии. Необходима государственная поддержка!
Несостоявшийся экспонат
Этот ярко-красный КиАЗ-3227 совсем недавно «ходил» в транспортном цехе предприятия и был последним наглядным свидетелем эпопеи испытаний и доводки Ульяновским автозаводом этих машин для строившегося автозавода в Кировабаде (Азербайджан). Но СССР ушел в небытие, а вместе с ним и перспектива освоения этих машин в серийном производстве. Этой машине следовало стать музейным экспонатом, олицетворяющим целый этап в истории завода, но об этом никто на УАЗе не задумался, и машину банально разрезали на металлолом.