Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Музейные экспонаты УАЗ

Максим Шелепенков.

Почти у каждого крупного отечественного автозавода есть свой музей. Правда, в советские годы они создавались как музеи трудовой славы, поэтому о натурных образцах в их экспозиции не очень задумывались. Считалось, что вполне достаточно фотографий и макетов, поэтому для истинных автолюбителей такие музеи представляются малоценными. Другое дело, если в музее представлено два-три десятка настоящих автомобилей!

Музей Ульяновского автозавода создавался в 1975 году по типичному сценарию советского периода – он разместился в нескольких небольших комнатах на втором этаже административного здания для освещения трудового подвига автостроителей на родине В.И. Ленина. Музею отводилась роль воспитателя молодежи на примерах старших товарищей. Со временем экспозиция музея не раз менялась и сейчас вполне соответствует духу времени, рассказывая и о людях завода, и о технике, которую они создавали. Обилие фотографий и фактов из биографии УАЗа на стендах помогает посетителям лучше узнать историю завода. А постоянно сменяемая выставочная экспозиция позволяет поддерживать интерес к музею даже у тех, кто бывал здесь уже не раз.

Но из-за «высотного» расположения и стесненных условий принять в экспозицию настоящие автомобили музей просто не в состоянии. Тем не менее стараниями бессменного директора Молевой Аллы Анатольевны в музее все-таки появился один автомобиль. Это ГАЗ-69АМ выпуска начала 1970-х годов. Машину перед этим тщательно восстановили на заводе и ради пущего впечатления зачем-то выкрасили в красный цвет (ведь для музея!), хотя серийная продукция в то время окрашивалась в два базовых цвета – песочный и хаки. Как «уазик» поднимали краном на второй этаж и проталкивали через разобранный оконный проем – тема отдельного повествования…

Производство грузовиков ЗИС-5 было эвакуировано из Москвы в Ульяновск осенью–зимой 1941 года. Летом следующего года Ульяновский филиал ЗИСа (УльЗИС) стал головным предприятием по выпуску «трехтонок». Вскоре их выпуск возобновился в Москве, а к февралю 1944 года производство ЗИС-5 полностью перевели из Ульяновска в Миасс (УралЗИС). Всего УльЗИС выпустил 7260 автомобилей ЗИС-5. Хранящийся на УАЗе ЗИС-5 отреставрирован с использованием деталей от машин разных годов выпуска, поэтому это больше некий собирательный образ грузовика, чем ЗИС-5, который сошел с конвейера УльЗИСа во время войны.

Производство грузовиков ЗИС-5 было эвакуировано из Москвы в Ульяновск осенью–зимой 1941 года. Летом следующего года Ульяновский филиал ЗИСа (УльЗИС) стал головным предприятием по выпуску «трехтонок». Вскоре их выпуск возобновился в Москве, а к февралю 1944 года производство ЗИС-5 полностью перевели из Ульяновска в Миасс (УралЗИС). Всего УльЗИС выпустил 7260 автомобилей ЗИС-5. Хранящийся на УАЗе ЗИС-5 отреставрирован с использованием деталей от машин разных годов выпуска, поэтому это больше некий собирательный образ грузовика, чем ЗИС-5, который сошел с конвейера УльЗИСа во время войны.

Автомобили ГАЗ-ММ выпускали в Ульяновске с 1 сентября 1947 по 1951 год. Правда, выглядели они несколько иначе, чем автомобиль, стоящий в ангаре УАЗа. Этот грузовик по внешнему виду больше соответствует автомобилям довоенного выпуска Горьковского автозавода, хотя и имеет признаки послевоенных грузовиков (поздняя бортовая платформа, ветровое стекло с перемычкой). Скорее всего при его реставрации использовались элементы ГАЗ-АА и ГАЗ-ММ различных лет выпуска.

Автомобили ГАЗ-ММ выпускали в Ульяновске с 1 сентября 1947 по 1951 год. Правда, выглядели они несколько иначе, чем автомобиль, стоящий в ангаре УАЗа. Этот грузовик по внешнему виду больше соответствует автомобилям довоенного выпуска Горьковского автозавода, хотя и имеет признаки послевоенных грузовиков (поздняя бортовая платформа, ветровое стекло с перемычкой). Скорее всего при его реставрации использовались элементы ГАЗ-АА и ГАЗ-ММ различных лет выпуска.

Производство ГАЗ-69 перевели в Ульяновск в 1955 году из Горького, с тех пор автозавод специализируется на легковых автомобилях повышенной проходимости и легких грузовичках на их базе. ГАЗ-69-68, выпущенный в декабре 1972 года, – последний изготовленный автомобиль этой модели. Основное отличие поздних версий ГАЗ-69-68 (модернизация 1968 года) в мостах, унифицированных с семейством УАЗ-452. Эти же мосты перешли по наследству на УАЗ-469Б.

Производство ГАЗ-69 перевели в Ульяновск в 1955 году из Горького, с тех пор автозавод специализируется на легковых автомобилях повышенной проходимости и легких грузовичках на их базе. ГАЗ-69-68, выпущенный в декабре 1972 года, – последний изготовленный автомобиль этой модели. Основное отличие поздних версий ГАЗ-69-68 (модернизация 1968 года) в мостах, унифицированных с семейством УАЗ-452. Эти же мосты перешли по наследству на УАЗ-469Б.

Таким образом, красный ГАЗ-69АМ стал единственным натурным экспонатом музея. На этом можно было бы поставить точку в описании музея, если бы на территории завода не было заветного ангара с историческими автомобилями, с которых начиналась история УАЗа, и опытными и экспериментальными образцами, показанными на выставках и автосалонах в последние годы.

Официально все эти машины числятся не музейными экспонатами, а в гараже УКЭР, поэтому почти все имеют государственную регистрацию и номерные знаки. А значит, в любой момент могут покинуть территорию завода и принять участие, например, в праздничных мероприятиях города. Но они редко покидают свое место, поэтому всегда доступны для осмотра экскурсионными группами, которые организует директор музея по предварительным заявкам. О самых интересных экспонатах по традиции расскажу читателям нашего журнала.

«Изюминка» всей коллекции – санитарный УАЗ-450А выпуска начала 1960-х. На улице такую машину уже давно не встретишь. Да и у коллекционеров этих машин немного, тем более в таком отличном состоянии. Поистине этот экземпляр в силу исторической ценности и состояния сохранности может претендовать на особый статус в заводском собрании.

«Изюминка» всей коллекции – санитарный УАЗ-450А выпуска начала 1960-х. На улице такую машину уже давно не встретишь. Да и у коллекционеров этих машин немного, тем более в таком отличном состоянии. Поистине этот экземпляр в силу исторической ценности и состояния сохранности может претендовать на особый статус в заводском собрании.

«Изюминка» всей коллекции – санитарный УАЗ-450А выпуска начала 1960-х. На улице такую машину уже давно не встретишь. Да и у коллекционеров этих машин немного, тем более в таком отличном состоянии. Поистине этот экземпляр в силу исторической ценности и состояния сохранности может претендовать на особый статус в заводском собрании.

«Изюминка» всей коллекции – санитарный УАЗ-450А выпуска начала 1960-х. На улице такую машину уже давно не встретишь. Да и у коллекционеров этих машин немного, тем более в таком отличном состоянии. Поистине этот экземпляр в силу исторической ценности и состояния сохранности может претендовать на особый статус в заводском собрании.
1 / 2

На протяжении выпуска «469-го» семейства и последователей завод делал попытки организовать выпуск на его базе полноценного грузовика с бортовой платформой. Такие машины имелись в производственной программе многих зарубежных производителей аналогичных внедорожников, поэтому прежде всего в этой машине нуждались дилеры УАЗа за рубежом. На фото опытный УАЗ-2315-080 начала 1990-х.

На протяжении выпуска «469-го» семейства и последователей завод делал попытки организовать выпуск на его базе полноценного грузовика с бортовой платформой. Такие машины имелись в производственной программе многих зарубежных производителей аналогичных внедорожников, поэтому прежде всего в этой машине нуждались дилеры УАЗа за рубежом. На фото опытный УАЗ-2315-080 начала 1990-х.

Этот опытный автомобиль-амфибия УАЗ-3907 «Ягуар» выпуска 1989 года четырнадцатый по счету. Темой «Ягуаров» завод занимался на протяжении 1980-х годов и почти довел этот автомобиль до серийного производства, но в это время распался Советский Союз и обострились экономические проблемы в государстве. Стало не до «Ягуаров», а жаль, интересная получалась машина. Достаточно отметить, что несмотря на амфибийность, УАЗ-3907 имел в кузове обычные открывающиеся двери.

Этот опытный автомобиль-амфибия УАЗ-3907 «Ягуар» выпуска 1989 года четырнадцатый по счету. Темой «Ягуаров» завод занимался на протяжении 1980-х годов и почти довел этот автомобиль до серийного производства, но в это время распался Советский Союз и обострились экономические проблемы в государстве. Стало не до «Ягуаров», а жаль, интересная получалась машина. Достаточно отметить, что несмотря на амфибийность, УАЗ-3907 имел в кузове обычные открывающиеся двери.

Этот опытный автомобиль-амфибия УАЗ-3907 «Ягуар» выпуска 1989 года четырнадцатый по счету. Темой «Ягуаров» завод занимался на протяжении 1980-х годов и почти довел этот автомобиль до серийного производства, но в это время распался Советский Союз и обострились экономические проблемы в государстве. Стало не до «Ягуаров», а жаль, интересная получалась машина. Достаточно отметить, что несмотря на амфибийность, УАЗ-3907 имел в кузове обычные открывающиеся двери.

Этот опытный автомобиль-амфибия УАЗ-3907 «Ягуар» выпуска 1989 года четырнадцатый по счету. Темой «Ягуаров» завод занимался на протяжении 1980-х годов и почти довел этот автомобиль до серийного производства, но в это время распался Советский Союз и обострились экономические проблемы в государстве. Стало не до «Ягуаров», а жаль, интересная получалась машина. Достаточно отметить, что несмотря на амфибийность, УАЗ-3907 имел в кузове обычные открывающиеся двери.

УАЗ-3172 – представитель нового поколения ульяновских вездеходов в стиле «милитари» (тема с кодовым названием «Вагон»), которое в 90-х должно было сменить на конвейере семейство УАЗ-469 (УАЗ-3151). Машина обладала выдающимися вездеходными качествами благодаря редукторным мостам, блокировке межколесных дифференциалов и пружинной подвеске мостов.

УАЗ-3172 – представитель нового поколения ульяновских вездеходов в стиле «милитари» (тема с кодовым названием «Вагон»), которое в 90-х должно было сменить на конвейере семейство УАЗ-469 (УАЗ-3151). Машина обладала выдающимися вездеходными качествами благодаря редукторным мостам, блокировке межколесных дифференциалов и пружинной подвеске мостов.

УАЗ-3172 – представитель нового поколения ульяновских вездеходов в стиле «милитари» (тема с кодовым названием «Вагон»), которое в 90-х должно было сменить на конвейере семейство УАЗ-469 (УАЗ-3151). Машина обладала выдающимися вездеходными качествами благодаря редукторным мостам, блокировке межколесных дифференциалов и пружинной подвеске мостов.

УАЗ-3172 – представитель нового поколения ульяновских вездеходов в стиле «милитари» (тема с кодовым названием «Вагон»), которое в 90-х должно было сменить на конвейере семейство УАЗ-469 (УАЗ-3151). Машина обладала выдающимися вездеходными качествами благодаря редукторным мостам, блокировке межколесных дифференциалов и пружинной подвеске мостов.

Гражданская версия УАЗ-3170 (1990 г.), унифицированная по кузову и некоторым узлам с УАЗ-3172, называлась «Симбир». Единственный сохранившийся экземпляр этой машины – на родном автозаводе.

Гражданская версия УАЗ-3170 (1990 г.), унифицированная по кузову и некоторым узлам с УАЗ-3172, называлась «Симбир». Единственный сохранившийся экземпляр этой машины – на родном автозаводе.

Гражданская версия УАЗ-3170 (1990 г.), унифицированная по кузову и некоторым узлам с УАЗ-3172, называлась «Симбир». Единственный сохранившийся экземпляр этой машины – на родном автозаводе.

Гражданская версия УАЗ-3170 (1990 г.), унифицированная по кузову и некоторым узлам с УАЗ-3172, называлась «Симбир». Единственный сохранившийся экземпляр этой машины – на родном автозаводе.

Прототип УАЗ-3159 «Барс» 1996 года имел увеличенный объем грузового отделения за счет более высокой крыши в задней части машины. На серийных машинах от этого ноу-хау отказались. Еще одна особенность опытной машины – опускные, а не сдвижные стекла в дверях.

Прототип УАЗ-3159 «Барс» 1996 года имел увеличенный объем грузового отделения за счет более высокой крыши в задней части машины. На серийных машинах от этого ноу-хау отказались. Еще одна особенность опытной машины – опускные, а не сдвижные стекла в дверях.

Редкая серийная модификация «головастика» УАЗ-39095 с кабиной, оборудованной спальным местом для водителя. Это попытка заинтересовать своими автомобилями частных автоперевозчиков, осуществляющих междугородные перевозки на большие расстояния, была предпринята в 1996 году.

Редкая серийная модификация «головастика» УАЗ-39095 с кабиной, оборудованной спальным местом для водителя. Это попытка заинтересовать своими автомобилями частных автоперевозчиков, осуществляющих междугородные перевозки на большие расстояния, была предпринята в 1996 году.

Редкая серийная модификация «головастика» УАЗ-39095 с кабиной, оборудованной спальным местом для водителя. Это попытка заинтересовать своими автомобилями частных автоперевозчиков, осуществляющих междугородные перевозки на большие расстояния, была предпринята в 1996 году.

Редкая серийная модификация «головастика» УАЗ-39095 с кабиной, оборудованной спальным местом для водителя. Это попытка заинтересовать своими автомобилями частных автоперевозчиков, осуществляющих междугородные перевозки на большие расстояния, была предпринята в 1996 году.

Модификация УАЗ-33036 с увеличенной грузоподъемностью до 1,3 т и платформой увеличенного размера создавалась в пику «ГАЗели». У нее были лучшие показатели проходимости и низкая цена.

Модификация УАЗ-33036 с увеличенной грузоподъемностью до 1,3 т и платформой увеличенного размера создавалась в пику «ГАЗели». У нее были лучшие показатели проходимости и низкая цена.

Микроавтобус середины 1990-х годов – УАЗ-22069-030 в комплектации «люкс» с небольшим внешним рейсталингом. Данные изменения были призваны улучшить потребительские качества выпускаемой продукции и немного разбавить ряд простых и утилитарных «уазиков».

Микроавтобус середины 1990-х годов – УАЗ-22069-030 в комплектации «люкс» с небольшим внешним рейсталингом. Данные изменения были призваны улучшить потребительские качества выпускаемой продукции и немного разбавить ряд простых и утилитарных «уазиков».

Микроавтобус середины 1990-х годов – УАЗ-22069-030 в комплектации «люкс» с небольшим внешним рейсталингом. Данные изменения были призваны улучшить потребительские качества выпускаемой продукции и немного разбавить ряд простых и утилитарных «уазиков».

Микроавтобус середины 1990-х годов – УАЗ-22069-030 в комплектации «люкс» с небольшим внешним рейсталингом. Данные изменения были призваны улучшить потребительские качества выпускаемой продукции и немного разбавить ряд простых и утилитарных «уазиков».

Легковой автомобиль повышенной проходимости нового поколения. УАЗ-3160 (зав. № 630) – уже история предприятия. Впервые широкой общественности его представили в 1993 году, а в 1997-м освоили мелкосерийное производство. Все современные модификации семейства Patriot имеют в основе кузов, разработанный для модели УАЗ-3160.

Легковой автомобиль повышенной проходимости нового поколения. УАЗ-3160 (зав. № 630) – уже история предприятия. Впервые широкой общественности его представили в 1993 году, а в 1997-м освоили мелкосерийное производство. Все современные модификации семейства Patriot имеют в основе кузов, разработанный для модели УАЗ-3160.

Коммерческие варианты пробовали создавать и на базе семейства УАЗ-3160 и УАЗ-3162. На фото опытный образец пикапа УАЗ-2760 образца 2001 года с застекленным пластиковым верхом над грузовой платформой (грузоподъемность 800 кг, объем грузового отсека 5 м[sup]3[/sup]).

Коммерческие варианты пробовали создавать и на базе семейства УАЗ-3160 и УАЗ-3162. На фото опытный образец пикапа УАЗ-2760 образца 2001 года с застекленным пластиковым верхом над грузовой платформой (грузоподъемность 800 кг, объем грузового отсека 5 м3).

Микроавтобус УАЗ-3165 «Симба» повышенной проходимости полукапотной компоновки появился в 2000 году и решал многие «врожденные» проблемы коммерческих УАЗов: улучшена пассивная безопасность на передних местах, решены проблемы с неудачной развесовкой по осям. Но не всегда более правильные конструкторские идеи обеспечивают «зеленый свет» новой удачной разработке.

Микроавтобус УАЗ-3165 «Симба» повышенной проходимости полукапотной компоновки появился в 2000 году и решал многие «врожденные» проблемы коммерческих УАЗов: улучшена пассивная безопасность на передних местах, решены проблемы с неудачной развесовкой по осям. Но не всегда более правильные конструкторские идеи обеспечивают «зеленый свет» новой удачной разработке.

УАЗ-27722 – это попытка заинтересовать проектом мини-вэна медиков и спасательные службы. До сих пор в нашей стране не хватает именно таких автомобилей! Но несмотря на востребованность такой продукции освоить ее производство в одиночку Ульяновский автозавод не в состоянии. Необходима государственная поддержка!

УАЗ-27722 – это попытка заинтересовать проектом мини-вэна медиков и спасательные службы. До сих пор в нашей стране не хватает именно таких автомобилей! Но несмотря на востребованность такой продукции освоить ее производство в одиночку Ульяновский автозавод не в состоянии. Необходима государственная поддержка!

УАЗ-27722 – это попытка заинтересовать проектом мини-вэна медиков и спасательные службы. До сих пор в нашей стране не хватает именно таких автомобилей! Но несмотря на востребованность такой продукции освоить ее производство в одиночку Ульяновский автозавод не в состоянии. Необходима государственная поддержка!

УАЗ-27722 – это попытка заинтересовать проектом мини-вэна медиков и спасательные службы. До сих пор в нашей стране не хватает именно таких автомобилей! Но несмотря на востребованность такой продукции освоить ее производство в одиночку Ульяновский автозавод не в состоянии. Необходима государственная поддержка!

Обновленный полноприводный мини-вэн УАЗ-3165М казался в 2003 году достойной заменой морально устаревших «головастиков» и «батонов», так как в отличие от «Симбы» уже базировался на узлах UAZ Patriot. Этот автомобиль мог бы составить заметную конкуренцию различным импортным полноприводным мини-вэнам.

Обновленный полноприводный мини-вэн УАЗ-3165М казался в 2003 году достойной заменой морально устаревших «головастиков» и «батонов», так как в отличие от «Симбы» уже базировался на узлах UAZ Patriot. Этот автомобиль мог бы составить заметную конкуренцию различным импортным полноприводным мини-вэнам.

Предсерийный экземпляр пикапа УАЗ-23632 с двухрядной кабиной. В серию машина пошла совсем недавно, но уже без застекленного верха грузовой платформы, хотя именно в таком варианте она привлекает наибольшее внимание потенциальных потребителей.

Предсерийный экземпляр пикапа УАЗ-23632 с двухрядной кабиной. В серию машина пошла совсем недавно, но уже без застекленного верха грузовой платформы, хотя именно в таком варианте она привлекает наибольшее внимание потенциальных потребителей.

Пикап УАЗ-23602 с однорядной кабиной на базе UAZ Patriot уже много лет числится в экспериментальных разработках, хотя у него весьма вместительная грузовая платформа, грузоподъемность 800 кг, комфортабельная кабина и полный привод.

Пикап УАЗ-23602 с однорядной кабиной на базе UAZ Patriot уже много лет числится в экспериментальных разработках, хотя у него весьма вместительная грузовая платформа, грузоподъемность 800 кг, комфортабельная кабина и полный привод.

Несостоявшийся экспонат

Этот ярко-красный КиАЗ-3227 совсем недавно «ходил» в транспортном цехе предприятия и был последним наглядным свидетелем эпопеи испытаний и доводки Ульяновским автозаводом этих машин для строившегося автозавода в Кировабаде (Азербайджан). Но СССР ушел в небытие, а вместе с ним и перспектива освоения этих машин в серийном производстве. Этой машине следовало стать музейным экспонатом, олицетворяющим целый этап в истории завода, но об этом никто на УАЗе не задумался, и машину банально разрезали на металлолом.

КиАЗ-3227