Максим Чернявский.
Если американские грузовые марки изредка все же упоминаются в европейской прессе (обычно в виде новостей), то автобусные — почти никогда. Несмотря на всеобщую глобализацию, автобусный рынок Северной Америки остается почти закрытым и состоит из десятка производителей, неизвестных за рубежом. К примеру, Нью-Йорк сейчас закупает очередную партию городских автобусов. А текущий тендер выиграла канадская компания Nova — немногие за пределами Штатов слышали про нее.
Своим появлением фирма Nova Bus обязана гиганту General Motors. До середины 1980-х он также был крупнейшим на континенте производителем автобусов, городских и междугородних, но позже решил отказаться от их выпуска и распродал свои заводы. На базе канадского подразделения, после нескольких переходов собственности, в 1993 году и образовалась компания Nova. Она сосредоточилась именно на городских машинах и первое время продолжала сборку моделей Classic и RTS, разработанных еще в GM.
Начинала канадская марка с производства городских серий GM Classic, позже — RTS
В 1994 году появилась и первая собственная модель LFS — такие автобусы производятся до сих пор. В ее аббревиатуре скрывается передовая по тем временам технология «низкопольности». По конструкции это типичный американский городской бус длиной 12,2 и шириной 2,6 метра с кузовом из нержавеющей стали. Как принято на заокеанском рынке, он комплектуется агрегатами по выбору заказчика: дизели Cummins или Caterpillar, автоматические коробки Allison или ZF. Вмещают эти автобусы до 80 пассажиров в одиночном варианте и 112 в 19-метровом сочлененном исполнении.
От конкурентов Nova отличается большой площадью остекления — по заявлению производителя, рекордной в отрасли. Кстати, сами стекла могут быть как вклеенными, так и вставными, на резиновых уплотнителях.
Единственная модель Nova LFS отличается стремительными обводами и бывает одиночной и сочлененной
За эти годы компания пережила несколько кризисов и взлетов. Так, в 2002 году она закрыла свои заводы в штате Нью-Йорк, чтобы сконцентрироваться на канадском рынке. Однако позднее она решила снова вернуться в США и в 2009 году вновь открыла там сборочный завод.
В результате Nova входит в ведущую десятку автобусных производителей США и Канады. А крупнейший парк этих машин сосредоточен в Нью-Йорке: их там больше двух тысяч.