Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Полунизкопольный ЛиАЗ с точки зрения пассажира

Петр Грибачев.

Чуть меньше года назад мы рассказывали о начале производства новых автобусов ЛиАЗ-5292 в полунизкопольном пригородном исполнении для перевозчика Мострансавто из Московской области. В середине июня нынешнего года транспортники отрапортовали о завершении поставки, а новые автобусы стали появляться на улицах населенных пунктов Подмосковья. Вышли они и на маршруты города Королев, в котором я живу. И шанс одним из первых прокатиться на новом ЛиАЗе я не упустил.

В профиль новый автобус выглядит необычно из-за длинного заднего свеса без двери

Автобусы для Подмосковья, получившие собственный дополнительный индекс 5292.65-03, стали частью лизингового контракта между Министерством транспорта и инфраструктуры региона и организацией «Сбербанк Лизинг». Помимо 632 таких ЛиАЗов, он включал в себя еще 29 учебных автобусов, а также 27 полноприводных буксировщиков (видимо речь про Уралы Next, о которых мы писали) и пять тяжелых эвакуаторов (имеются в виду КАМАЗы с колесной формулой 8х4 — о них мы тоже рассказывали). Исходя из представленной на сайте госзакупок открытой информации, каждый полунизкопольный ЛиАЗ оценивается в 12 миллионов рублей, а сумма всего контракта составляет 9 374 062 000 рублей.

Слева — новый полунизкопольник, справа — городской низкопольник. Передние маски у них одинаковые

Внешне новый ЛиАЗ максимально унифицирован с рестайлинговой моделью 5292 — передняя и задняя маски похожи, а габариты одинаковы. Впрочем, если взглянуть сбоку, все встает на свои места. Из-за того, что дверей здесь две (одностворчатая передняя и широкая двустворчатая центральная), задняя часть автобуса кажется непривычно вытянутой. Также обращает на себя внимание отсутствие решетки в задней части левого борта: двигатель ЯМЗ-536 мощностью 276 л.с. размещен здесь не как у низкопольника в отдельной шахте слева, а более традиционно — в свесе. В паре с ним работает шестидиапазонный «автомат» ZF. Задний мост здесь не портальный, а самый обычный — марки Raba.

Двигатель переехал на традиционное место в заднем свесе

Интересно, что, хотя эти автобусы формально считаются пригородными, в Королеве они ходят в том числе по обычным внутригородским маршрутам. И пока их немного: чтобы дождаться новичка, мне пришлось пропустить парочку обычных низкопольников.

Ступенек много, но все они низкие

Захожу через одностворчатую переднюю дверь (центральная распашная работает исключительно на выход) — и попадаю в необычный салон. Здесь светло и просторно, как в городском автобусе, но вместо простеньких сидушек установлены мягкие кресла с высокими спинками, трехточечными ремнями безопасности, раскладными столиками и сеточками для мелочи. На таком «троне» можно легко пережить и дальнюю поездку, однако антивандальность у него очевидно ниже, чем у сугубо городских жестких сидений. Всего в салоне 42 кресла, а общая пассажировместимость составляет 93 человека.

Удобные сиденья со столиками удивляют пассажиров на городских маршрутах, но, увы, привлекают вандалов

Удобные сиденья со столиками удивляют пассажиров на городских маршрутах, но, увы, привлекают вандалов

Удобные сиденья со столиками удивляют пассажиров на городских маршрутах, но, увы, привлекают вандалов

Первым делом я отправился на галерку — туда ведет несколько невысоких ступенек. Сидеть удобно — ногам не тесно, и крыша не давит. Вибрации и шум от двигателя ощущаются, но не больше, чем в аналогичном городском ЛиАЗе. А вот ход у нового автобуса все же пожестче — особенно это заметно при проезде «лежачих полицейских», которых на дорогах города хватает с избытком. Зато при проезде неровностей пока молчит обивка — опять же у более старых низкопольников она уже погромыхивает.

За сиденьями — широкая неиспользуемая полка

Подоконник последнего ряда приподнят

Подоконник последнего ряда приподнят

А вот о работе системы кондиционирования не могу сказать ровным счетом ничего: в день моих поездок на улице было жарко, но водители обоих новых автобусов, на которых я успел покататься, кондиционер просто не включали. Вентиляция осуществлялась исключительно за счет открытых форточек, и в салонах было откровенно душно.

В новом автобусе, естественно, предусмотрено и место для инвалидной коляски

Багажные полки есть только в передней низкопольной части салона

Багажные полки есть только в передней низкопольной части салона

Понаблюдав за пассажирами, могу отметить, что полунизкопольная компоновка салона их неплохо организует. Те, кому ехать недалеко, наверх не забираются — либо садятся в передней части салона, либо вообще стоят на широкой накопительной площадке в центре. Впрочем, ездил я не в час пик, поэтому, что будет, когда салон заполнится под завязку, прогнозировать не берусь.

Трудяги-низкопольники модели 5292 остаются основной подвижной силой подмосковного перевозчика

Трудяги-низкопольники модели 5292 остаются основной подвижной силой подмосковного перевозчика

Трудяги-низкопольники модели 5292 остаются основной подвижной силой подмосковного перевозчика

Трудяги-низкопольники модели 5292 остаются основной подвижной силой подмосковного перевозчика

Что же до моих общих пассажирских впечатлений от нового автобуса, то они скорее положительные: машина получилась аккуратной и универсальной. Пусть с оговорками, но такой ЛиАЗ может работать и на городских маршрутах. Однако все же наиболее оптимальное место его использования — спокойные загородные дороги. Таких пока в нашем регионе хватает.