Busworld Russia 2018. После исчезновения коломенского «Мира автобусов» сегодня это главная автобусная выставка страны. Проходящая всего второй раз, она смогла поразить активнейшим интересом со стороны… перевозчиков. На фоне общего спада посетителей на таких известных мероприятиях, как СТТ и Comtrans, на Busworld было просто не протолкнуться. Переговоры и встречи на стендах шли настолько плотно, что для получения информации непосредственно от конструкторов прессе приходилось постоять в очереди!
Не подкачали и производители, на стендах в общей сложности экспонировалось без малого четыре десятка единиц пассажирской техники. Пожалуй, в кои-то веки на выставке были в равной степени представлены все классы: «маршрутки», городские автобусы малой, средней, большой и особо большой вместимости, междугородные и туристские лайнеры. Кроме того, можно было познакомиться и с перспективными видами транспорта: разнотипными электробусами и «беспилотниками». Впрочем, судите сами…
VOLAT
«Свои автобусы представляет Минский завод колёсных тягачей!» – звучит? Ну, ещё бы! Тем не менее – это не шутка. Лидский завод «Неман» уже несколько лет является филиалом МЗКТ и формально перед вами именно его продукция.
Экспонируемые модели известны – это выпускаемые много лет 8,8-метровые «маршрутки» с кузовами Cacciamali. В данном случае речь идёт о 28-местном междугороднике «420234» и 44-местном «420211» для работы на городских маршрутах. Последний имеет низкопольную площадку в заднем свесе, что позволяет ему соответствовать программе «Доступная среда».
Основное изменение, озвученное представителями завода, – теперь в качестве носителя используется новое шасси IVECO Daily серии 70С с допустимой полной массой 7850 кг. Хотя официальная презентация машин в Белоруссии прошла ещё в 2017 году, для такого крупного мероприятия в России – это премьера.
Несмотря на то, что на российском рынке есть и «местные» кузовостроители, использующие аналогичное шасси IVECO Daily, белорусам удаётся продавать до десяти своих автобусов ежемесячно, причём в топовых комплектациях!
Группа ГАЗ
Традиционно самой большой экспозицией как по размеру, так и по количеству новинок была у «Группы ГАЗ». Самая актуальная модель стенда – «маршрутка» «ГАЗель NEXT Citiline». 20-местная версия каркасного автобуса была создана по ТЗ «Мострансавто». Машина получила широкую двухстворчатую служебную дверь, накопительную площадку с тремя страпонтенами и место для коляски. Кстати, чтобы вкатить коляску в салон (две ступени на входе никуда не исчезли), предусмотрены раскладные направляющие, которые в сложенном виде хранятся здесь же, в салоне. Для проезда сидя предусмотрено 13 стационарных кресел.
Если говорить о более далёкой перспективе, то вот он – электробус-беспилотник на базе «ГАЗели NEXT A62R33». В салоне всего 7 сидений и такой же «табурет», только поворотный для «водителя». Снаружи – система, работающая на основе стереокамер. Состоящий из нескольких блоков широкоугольных стереопар, формирующих «карту глубин» вокруг машины, подсистемы кругового обзора и подсистемы ультразвуковых датчиков большого радиуса действия, «мозг» «авторобота» воссоздает картинку вокруг себя и по ней определяет последовательность дальнейших действий. Альтернативный вариант – движение по заданному маршруту с использованием высокоточных навигационных GPS/ГЛОНАСС модулей.
А вот то, что стоит под капотом беспилотника, не такая уж и новинка. Его электромотор аналогичен модели «772010» NEXTelectro Suttle от компании «СпецАвтоИнжиниринг». В машине используется три вида батарей энергоёмкостью от 23,5 до 70,5 кВт.ч, что обеспечивает пробег от 60 до 200 км. В настоящее время такие «электроГАЗели» работают на регулярном маршруте в Сколково.
Павловский автозавод привёз на выставку своё новое творение – ПАЗ Vector NEXT 8,8. Увеличение колёсной базы до 4760 мм позволило повысить полную пассажировместимость до 65 человек. Кроме того, наличие в заднем свесе двухстворчатой двери и отсутствие ступеней на входе даёт возможность новинке участвовать в федеральной программе «Доступная среда». А вот силовая установка пока осталась без изменений – 169-сильный ЯМЗ-53423 в паре с 6-ступенчатой АКП Allison 2100.
Вершина модельного ряда Ликинского авобусного завода – ЛиАЗ Cruise. Похоже, глубокая модернизация «междугородника», длящаяся второй год, подходит к логическому завершению. Кроме лёгкого фейслифтинга, благодаря которому автобус получил переднюю оптику от ПАЗ Vector NEXT и пластиковую обшивку бортов с продольным ребром, препятствующим попаданию влаги в багажный отсек при открывании люков, была проведена и работа, невидимая беглому взору. Усовершенствована система отопления и вентиляции, доработана панель приборов, установлена полностью мультиплексная проводка и USB-разъёмы для пассажиров.
А самым спорным моментом Cruise по-прежнему остаётся использование шведского шасси Scania. С одной стороны, оно обеспечивает автобусу надёжность, с другой – загоняет ценник в диапазон, где он становится неконкурентоспособным китайским аналогам…
Побродив по залу, можно было встретить ещё одного представителя с «оленем» на передней маске. Флагман линейки городских машин – 18,75-метровый сочленённый низкопольный ЛиАЗ-621367 с пассажировместимостью 171 человек. Партия таких длинномеров была построена по заказу Москвы и исправно работает на маршрутах. На выставке экспонировался вариант, оснащённый газовым двигателем ЯМЗ-536 мощностью 312 л.с. Запаса сжатого природного газа (метана), хранящегося в тринадцати 102-литровых баллонах на крыше, должно хватать на 400 км пробега – этого более чем достаточно для двухсменной работы.
МАЗ
Минский автозавод представил своего первенца – сочленённый городской автобус с толкающим приводом МАЗ-216. Несмотря на похожий с серийными моделями дизайн, кузов автобуса спроектирован заново. Учитывая требования европейских перевозчиков, его длина уменьшена до 18 м, оптимизировано расположение топливных баков и предусмотрено несколько вариантов планировки салона, а общая пассажировместимость может достигать 171 чел.
В новинке используется традиционный для минских автобусов двигатель Mercedes-Benz – в данном случае 326-сильный OM 926LA. Узел сочленения тоже от известного бренда – Hubner. Причём немцы предложили попробовать свою самую передовую модель с рабочим механизмом в масляной ванне, МАЗ-216 стал первым автобусом, на который она установлена.
Не осталась в стороне от перспективной разработки и Allison – на новинке установлена АКП T375w/Ret с пакетом топливосберегающих функций FuelSense® 2.0 Plus с технологией DynActive™ Shifting. Она позволяет значительно повысить топливную экономичность и за счёт постоянной оптимизации моментов переключения, используя алгоритм самообучения, поддерживающий идеальный баланс между экономией топлива и разгонной динамикой.
РМЗ РариТЭК
Представляем нового отечественного производителя автобусов – ООО «Ремонтно-механический завод РариТЭК» (г. Набережные Челны).
На выставке состоялся премьерный показ нового 10,5-метрового городского полунизкопольного автобуса LOTOS-105 на базе китайского Foton. Общая пассажировместимость – 68 человек, причём 29 из них могут ехать сидя. Предусмотрено несколько вариантов планировки салона, однако на выставке был представлен самый оптимальный для наших условий, с накопительной площадкой и двумя страпонтенами. Порадовало наличие USB-разъёмов в каждом ряду – в ногу со временем и без лишнего пафоса.
Машина оснащена 260-сильным двигателем Yuchai YC6G260N-50, работающим на природном газе (метан). Газ хранится на крыше, в баллонах общей вместимостью 720 л. Приятно, что уже в базе здесь предусмотрена автоматическая коробка Allison T280R – для городского автобуса это важный момент.
Экспонируемый образец был создан по ТЗ челнинцев в Китае. Однако в дальнейшем автобус будут полностью собирать в России с глубокой локализацией, включающей сварку и окраску кузовов – сейчас достраивается производственный цех. Планируется, что серийное производство «чистокровных» LOTOS-105 начнётся уже в 2019 году.
Anadolu Isuzu
Очередную попытку выйти на российский рынок предпринимает турецкий производитель Anadolu Isuzu. В отличие от прошлых лет в этом году речь идёт уже не о прощупывании спроса, а о вполне конкретных намерениях. Компания готовится начать производство своих автобусов в России, хотя пока и не озвучивает, кто станет её партнёром с нашей стороны.
Косвенно серьёзность намерений была подтверждена размахом экспозиции – не мудрствуя лукаво в Москву привезли автобусы, до этого представленные на… международном автосалоне «IAA Nutzfahrzeuge 2018» в Ганновере!
AOS Citibus – городской полунизкопольник набирающего у нас популярность формата 9,5 м с формулой дверей 1–2–1. В зависимости от использования страпонтена и наличия коляски в салоне его пассажировместимость колеблется от 65 до 73 человек при неизменных 22 посадочных местах.
AOS NOVOciti LiFe – компактный 7,8-метровый «горожанин» с длинной базой (4259 мм) и минимальным размером заднего свеса. Формула дверей 1–2–0. В полунизкопольном салоне 21 стационарное кресло плюс 4 страпонтена на накопительной площадке. Максимальная вместимость 60 человек – неплохо для таких габаритов.
Впрочем, если городские автобусы вписываются в привычную для нас концепцию, то междугородники уже нет. Дело в том, что обе представленные модели 29-местный AOS NOVOultra и 31-местный AOS TURQUOISE спроектированы по схеме «двигатель – впереди, привод – задний». За счёт этого в заднем свесе удалось разместить дополнительный багажный отсек.
По словам представителей Anadolu Isuzu именно AOS Citibus и AOS TURQUOISE планируется собирать в России.
Ankai
Новый игрок на нашем рынке – компания Ankai. На её стенде был представлен междугородный Ankai A9, сертифицированный в России буквально накануне выставки. Характерной особенностью автобуса является его дизайн – если посмотреть на переднюю маску, то перед вами вылитая Setra. Впрочем, на этом сходство заканчивается: двигатель – 375-сильный Weichai WP 10.375E53, коробка передач – 6-ступенчатая QJJANG, мосты – FANGSHENG и т.п. Зато автобус оснащён определённым перечнем систем безопасности. Салон рассчитан на перевозку 51 пассажира, и по своему качеству особых претензий не вызвал – стандартный бюджетный набор без столиков на сиденьях и туалета, но с холодильником и кулером. Багажный отсек – 8,5 м3.
Higer
Компания «Русбизнесавто», дистрибьютор Higer в России, представила новую модель в линейке – Higer KLQ 6128LQ. Новинка является воплощением последних наработок, актуальных для нашего рынка: длина – 12 280 мм, новая передняя подвеска, увеличенное количество ёмкостей для багажа, ровный пол без «ущелья» центрального прохода и четыре варианта планировки салона от 51 до 55 мест. Кроме того, на выбор предлагается две модели двигателей: 9,76-литровый Weichai WP10.375E53 мощностью 375 л.с и 9,4-литровый Cummins ISL9.5-385E51A мощностью 385 л.с. Это самые мощные из предлагавшихся ранее моторов.
Впрочем, гораздо больше внимания привлекал Higer KLQ 6128LQ не в стандартной, а в VIP-комплектации. В салоне всего 32 кресла-оттоманки, установленные в три ряда: два по левому борту и один по правому. Все они имеют чёткое персональное разделение подлокотниками, увеличенную ширину и укомплектованы USB-разъёмом. Салон выглядит достаточно богато и прекрасно подходит для путешествия на дальние расстояния. Неудивительно, что от перевозчиков поступило сразу несколько предложений «забрать автобус сразу после выставки»…
King Long
Не дремлют и остальные игроки рынка из Поднебесной, впрочем, делают порой это весьма странно.
Знакомьтесь, 8,2-метровый городской(!) автобус King Long XMQ6820G. Формула дверей 1–2–0, полная пассажировместимость – 51 человек, посадочных мест – 19, предусмотрено место для инвалида-колясочника. Вроде всё в норме, но как это в реальности реализовано?!
Машина не низкопольная – на входе присутствует ступенька и для прохода в корму ещё одна, огромных размеров пандус передвигается по салону по направляющим вручную, 5 мест из 19 – исконно китайские «метроместа». Добавим ко всему этому рессорную подвеску и 5-ступенчатую механическую коробку передач. По ощущениям, это машина времени, возвращающая вас на 10 лет назад, когда про адаптацию китайских автобусов к нашему рынку никто и слыхом не слыхивал. Впрочем, машина сертифицирована и готова к поставкам. Ждем?..
MAN
Самый большой праздник в этом году царил на стенде MAN. Междугородный MAN Lion’s Coach победил в конкурсе «Лучший коммерческий автомобиль года в России`2018» в номинации «Туристический/ междугородный автобус». Победа однозначно заслужена, что подтверждается стабильным спросом – модель активно покупают как для работы на маршрутах, так и в качестве «клубного автобуса».
Но если премьера MAN Lion’s Coach состоялась годом ранее, то 3-осный туристский Neoplan Tourliner L с 13,9-метровым кузовом и 59-местным салоном в нашей стране демонстрируется впервые. Как и положено флагману, машина имеет полный набор опций, обеспечивающих пассажирам 100-процентный комфорт. Автобус оснащён 460-сильным двигателем MAN D 2676 LOH36 (Euro 6), 12-ступенчатой автоматизированной коробкой передач TipMatic с системой облегчения начала движения, интардером ZF и т.д. Самое интересное – это была не «пыль в глаза». Прямо во время выставки, ключи от лайнера были переданы новому владельцу из солнечного города Сочи. А вы говорите, кризис не миновал…
Yutong
Сразу две новых модели красовалось на стенде «Ютонг-Центр Столица» – официального дилера Yutong.
100-процентная новинка – междугородный Yutong ZK 6121HQ. Машина создавалась с учётом опыта российской эксплуатации и представляет собой классический вариант цена–возможности. В салоне 12,3-метровой машины 57 мест и необходимый перечень удобств для пассажиров, путешествующих на среднем плече до 400 км, включая систему кондиционирования с блоками индивидуальной вентиляции. Автобус по набору характеристик является оптимальной «рабочей лошадкой» и идеально вписывается в сегмент, где правит бал техника из Поднебесной.
Не менее интересным оказался и новый флагман российского рынка – междугородно-туристский Yutong T 122HDH. Если в прошлом году на выставке Comtrans’17 он демонстрировался просто для изучения спроса, то теперь это сертифицированная модель, которую можно приобрести и поставить на маршрут. Если, конечно, у вас хватит денег, потому как стоит этот лайнер… 19 700 000 руб. или $300 000!!!
Ваш комментарий будет первым