А. Краснов.
Сегодня на североамериканском континенте – родине пикапов – ежегодно продается около четырех миллионов (!) подобных машин из разных стран. Причем почти половина из них используется не по прямому назначению, а в качестве ежедневного универсального транспортного средства. Мы уже писали о пикапах некоторых стран Европы, а сегодня рассказ об автомобилях Северной Америки. Но мы будем говорить о грузовичках, выпущенных в нескольких экземплярах, то есть о концептуальных разработках. Речь пойдет о творениях только одного производителя – фирмы «Ford».
Для начала немного об истории восприятия пикапа как явления и эволюции дизайнерской работы над ним. До Второй мировой войны их строили по простенькой схеме: рама, кузовные детали от легковых автомобилей плюс минимум затрат на изготовление. А что еще нужно фермеру для перевозки навоза или картофеля… Никто и мысли не мог допустить о том, чтобы подъехать на пикапе к театру или общественному собранию.
Все изменилось, когда в США начали проводиться многочисленные автомобильные шоу, где помимо серийных новинок автопрома демонстрировались разработки, которые мы сегодня называем концепт-карами. На выставки с участием такой диковинной техники публика шла тысячами.
Вскоре руководство практически всех крупных автомобильных предприятий поняло, что нет такого транспортного средства, над которым не смог бы поработать дизайнер. А почему бы не над пикапом?
В 1967 и 1968 годах были выставлены концепты пикапов, поразившие публику до глубины души. Оказывается, и простая «рабочая лошадка» может иметь внешность, достойную внимания. У обоих пикапов было по две версии – двухместная и четырехместная. Базировались они на старом варианте пикапа F-250. Длина их была 18 футов (примерно 5,4 м), а в движение они приводились V!образным 8-цилиндровым двигателем.
Внешность, действительно, была футуристической. У обоих пикапов ветровое стекло имело среднюю стойку, по которой проходил дверной разъем (!). Ranger II 1967 года имел очень смелое решение передка со спрятанными фарами, утопленную среднюю часть с надписью «Ford» и небольшим радаром, предупреждающим о приближении препятствия. Правда, бамперы-клыки были опасны, но в те годы на такие мелочи никто не обращал внимания. Главное – чтобы автомобиль выглядел необычно и не был похож на остальные. А здесь такой красавец пикап! Такое даже не снилось простому фермеру…
Ranger III 1968 года имел более «приземленную» внешность. Облицовку радиатора и цельный бампер можно было встретить на улице у серийного легкового автомобиля. Вот только фары необычной вытянутой формы и огромное панорамное ветровое стекло со средней стойкой выдавали неординарность дизайна. Форма кузова очень напоминала Ranger II. Так начинался дизайнерский путь пикапов-концептов, без которых сегодня не обходится ни один автосалон, а пикап постепенно превратился в настоящее произведение искусства.
1992 год преподнес любителям пикапов небольшой подарок в виде концепта Ford Explorer Drifter. Этот пикап действительно базировался на ранней версии Explorer, но с укороченной базой. У автомобиля не было крыши, зато была масса дополнительных световых приборов. Рассчитан он был на молодежь, одержимую охотой. Двухместный салон кабины был полностью переработан и отделан дорогими материалами. Здесь можно было увидеть CD-проигрыватель и телефон. Автомобиль имел постоянный полный привод, но главное – работал он на природном газе. Двигатель – V-образный 4,0-литровый 6-цилиндровый силовой агрегат с автоматической 4-ступенчатой трансмиссией. Дизайнеры постарались. Автомобиль выглядел очень привлекательно, но его принадлежность к «донору» выдавала неизмененная облицовка радиатора. Время кардинальных изменений еще не пришло…
На Североамериканском автосалоне 1994 года чуть в стороне от основного фордовского стенда стояло не’что желтого цвета, ничем не напоминающее продукцию компании Ford. Это был пикап Ford Power Stroke (в переводе – «мощный удар»). Энди Джекобсон, тогдашний руководитель отдела дизайна грузовых автомобилей (именно там создаются пикапы), в своем выступлении заявил, что так необычно теперь будут выглядеть фордовские пикапы и именно такие формы будут доминировать при их разработке. Что же это был за концепт? Во-первых, вся скульптура автомобиля построена плавными кривыми, совсем несвойственными пикапам. Во-вторых, внешняя агрессивность, заложенная дизайнерами, будет продолжена и в будущих серийных образцах.
А теперь подробнее об автомобиле. За основу был взят пикап серии F, у которого была увеличена база. Задние колеса сдвоенные, что говорит о повышенной грузоподъемности. Двигатель – от грузовиков: V-образный 8-цилиндровый турбированный дизель объемом 7,3 л, мощностью 210 л.с. Что касается дизайна кузова, то прежде всего бросается в глаза несвойственная фордовским пикапам «зловещая улыбка», нарисованная облицовкой радиатора, интегрированной в бампер и поддержанная блоками фар и нижним воздухозаборником. Получился необычный передок. Хромированная полоса, начатая бампером, проходит по всему борту. А мы знаем, как американцы любят хром. Вычурной формы подножка и «трюмо» для зеркала заднего вида подчеркивают необычность формы машины. Ветровое стекло кабины зрительно объединено с окнами дверей. Стойки скрыты за стеклами, поэтому есть впечатление непрерывного стекла. И масса огней – как на грузовиках… Этот пикап никого не оставил равнодушным, но, к сожалению, он так и остался концептом.
В 1995 году посетители салона увидели очередной концепт-пикап. Это был Ford Triton – не такой смелый по дизайну, как Power Stroke, но производил довольно приятное впечатление. Даже были мнения, что за смелость предыдущего концепта некоторые дизайнеры были временно отстранены от работы, мол, поэтому Triton, решенный в таком же ключе, очень «приземлен». Он вполне мог попасть на конвейер. За основу концепта было взято шасси от F-150, увеличена база и изменены размеры кабины. Если приглядеться, можно найти много общего с Power Stroke, особенно в стилевом решении передка. Плавные обводы и поверхности большой кривизны остались. В новом пикапе широко применялись пластмассы: капот, крышка грузового отсека, панели передка и задка. Одним словом, Triton выглядел солидно и убедительно. Под капотом концепта расположился совершенно новый V-образный 8-цилиндровый двигатель объемом 4,6 л, предназначенный для установки на легкие грузовики. Не были забыты комфорт и безопасность водителя и пассажира – для них предназначены подушки безопасности, а отодвинутая назад на 150 мм задняя стенка позволила сделать салон просторнее.
Через год американцам был представлен концепт пикапа Adrenalin. Это был четырехдверный компактный автомобиль-макет (с четырехлитровым двигателем и 5-ступенчатой коробкой передач от Ranger) – настоящая находка для искателей приключений. Передняя подвеска от модели Explorer позволяла автомобилю двигаться плавно и легко управлять им. Крупная резина Goodyear 32/11 5 R16 помогала преодолевать препятствия. В огромном салоне могла разместиться целая семья; задняя стенка складывалась, и появлялась возможность для перевозки длинномерного груза. Внешность пикапа не соответствовала его размерам. Вместо бампера – сильно развитый поддон, защищающий передние детали подвески и картер двигателя, «прищуренные» прямоугольные фары, крупноячеистая облицовка радиатора и лебедка – вот характерные черты нового пикапа. Специалисты сочли его возможной заменой модели Ranger, но этого не произошло. Как и многие концептуальные разработки, он канул в безвестность.
А в 1997 году свет увидел концепт Ford Powerforce, базировавшийся на платформе F-350 1998 модельного года. Этот индекс говорит о том, что концепт не маленький пикапчик, а грузовой автомобиль. Он был оснащен экспериментальным 265-сильным V-образным десятицилиндровым мотором. Представляете, какими характеристиками обладал этот «пикапчик»? Кстати, неспроста дизайнеры в оформлении передка применили рисунок облицовки радиатора, как у грузового автомобиля.
Мощная нижняя часть выдает вездеходность пикапа, а так любимый хром заполнил практически весь передок. Да и размеры говорят сами за себя. Например, в кабину можно забраться только по трапу, который выдвигается по команде с дистанционного управления.
В декабре 1998 года в Лос-Анджелесе произошло событие, которое до сих пор влияет на развитие пикапов. На проходившей там выставке был выставлен с виду обычный концептуальный пикап. Но… Именно – «но».
Название этого пикапа было Lincoln Blackwood (как известно, Lincoln – это фордовское подразделение, выпускающее самые дорогие автомобили). Чтобы выпустить пикап с таким названием, нужны были веские причины. И они были. Это прежде всего высший класс отделки салона. Кожа тончайшей выделки и натуральное дерево, климатическая установка, CD-чейнджер, аудиосистема – все это имелось в наличии и предлагалось потенциальному покупателю как стандартное оборудование (пикап предполагалось пустить в серию). А одно название Lincoln приводило в трепет простого обывателя. Это был уже не просто пикап – это был «роскошный лимузин», только несколько иной формы. На нем не стыдно подкатить и к театру, и к друзьям.
Одним словом, фордовцам удалось сменить имидж пикапа. Хотя это было все то же шасси F, правда, V-образный восьмицилиндровый двигатель имел объем 5,4 л и мощность 300 «лошадок». Позже на шасси F-150 будет показан полноценный пикап Lincoln Meridian. Но главного компании Ford добиться удалось. Она изменила отношение общественности к пикапу как транспортному средству: и фермера, и богача. Мнение уже склонялось к универсальности этого автомобиля. Фордовцы планировали запустить его в серию и запустили, но что из этого вышло…
В 1999 году появились три концептуальные разработки: Ford Explorer Sport Trac, Ford Himalaya и Ford Ranger Powerforce. Первый был заявлен как концепт, но «подогретый» журналистами и автомобильной общественностью, пошел в серию и о нем сейчас говорить не будем. А вот второй весьма и весьма интересен. По сути – это Ford Expedition с укороченным пассажирским салоном и массой обвесок. Этот здоровенный пикап адресован покорителям вершин и любителям разного рода путешествий. Специальная резина, лебедка, защита радиатора и двигателя, масса приспособлений и аппаратуры внутри салона, снаружи сзади даже пристегнута канистра с запасом топлива… Короче, на таком автомобиле – в горы!
Ford Ranger Powerforce построен на платформе обыкновенного Ranger, у которого полностью изменен передок, а автомобиль поставлен на огромные колеса, что подразумевает его высокую проходимость. С внешним видом дизайнеры справились, фордовский характер легко читается по передку, а вот ходовые качества автомобиля остались в тайне. Интерьер кабины практически не изменился: обивка серого цвета, но все очень аккуратно. Авторы настаивали на том, чтобы на автомобиле были установлены экспериментальные, доселе не применяемые фары. А так… автомобиль больше напоминал глубокую модернизацию, чем концепт.
Детройтский салон 2000 года порадовал концептом Ford Equator, основой которого был опять же пикап F-150 с базой 3250 мм. Пятиместный салон отделан довольно дорогими материалами; панель приборов состоит из навешиваемых деталей, некоторые из них, например компас, можно снять и вынести наружу. Поражает массивность пикапа. Высокий порог кузова – не просто дань конструкции: при открывании дверей он образует удобную ступеньку с помощью гидравлического привода, уплотнения порога и дверей герметичны. Подвеска всех колес независимая, каждое колесо подвешено на двух рычагах и пружинах. Нижние детали кузова, колесные арки и детали передка изготовлены из кевлара, поэтому не подвержены коррозии. Автомобиль создан к 50-летию пикапов серии F. Скорее всего его удел – это езда по грязи, которую замесил HUMMER…
На этом же салоне зрителям был показан пикап Ford 24.7. Пикап – один из трех автомобилей, объединенных одной идеей: голосовая связь с автомобилем. Всю электронику и исполнительные механизмы для этих автомобилей, и для пикапа в частности, изготовила известная фирма Visteon. С помощью голоса водитель может общаться с автомобилем (в разумных пределах, конечно) как во время движения, так и на стоянке. Вместо панели приборов установлен многофункциональный дисплей, на экран которого можно голосом вызвать любую информацию, попасть в Интернет, отослать знакомому письмо и т. д. Одним словом, очень дорогая электронная игрушка. Что же касается внешности, то фордовские дизайнеры отошли от привычных тем и увлеклись плоскостями и стеклом. Вероятно, так они видят «электронный» автомобиль. Пикап оснащен четырехцилиндровым бензиновым двигателем объемом 1988 см3, мощностью 130 л.с. Привод передний. Длина этого электронного чуда составляет 4000 мм. Из технических «хитростей» применена поднимающаяся задняя стенка кабины, что при сложенном сиденье пассажира позволяет перевозить длинномерные грузы.
В 2000 году на выставке в Лас-Вегасе был продемонстрирован пикап Ford Desert, основой для которого послужил Ford Excursion. У него по привычке отрезали часть салона, получившийся пикап поставили на широкопрофильные шины и подняли подвески. Авторы утверждают, что этот автомобиль просто обязан покорять труднодоступные места и проходить там, где другая техника отдыхает. Верится с трудом…
Салон 2001 года не принес ничего нового, кроме F-150 с «хот-родовским» уклоном.
На автосалоне следующего года был выставлен здоровенный пикап Ford F-350 Tonka (габаритные размеры 6147х2362х2134 мм). Это был настоящий концепт – от внешнего вида до «начинки». Начнем с механики. Экспериментальный 6-литровый 32-клапанный V-образный восьмицилиндровый дизельный двигатель имел непосредственный впрыск и турбокомпрессор, что позволяло ему развивать мощность 350 л.с. Согласитесь, для пикапа этого вполне достаточно. Новинкой была и 5-ступенчатая автоматическая трансмиссия. Привод у автомобиля полный. Интересна система экономии горючего. Во время торможения специальный насос нагнетает давление в одном из резервуаров, а при трогании с места запасенной энергии хватает примерно на 15 с раскручивания карданного вала. При этом экономия горючего составляет около 30% (!). Внешность концепта, прямо скажем, больше подходит грузовику, чем легкому транспортному средству, но по своему он красив.
2003 год удивил посетителей концептом Ford Freestyle FX. Этот автомобиль вполне можно было назвать трансформером. Внешне он выглядит как обычная «легковушка» с кузовом типа универсал. Но, оказывается, задняя часть может сниматься или видоизменяться, превращая автомобиль из роскошного фургона в пикап с «легковым» салоном. К сожалению, показать все трансформации этого уникума невозможно, ограничимся иллюстрациями общего вида и пикапа. Из техники следует отметить полный привод, 3-литровый шестицилиндровый двигатель Duratec и бесступенчатый вариатор в качестве коробки передач. А внешность пусть оценит читатель.
За перечисленные годы было продемонстрировано около сотни пикапов и фургонов Ford. Все их показать невозможно. Но одну находку мы все-таки представили. Это пикап Ford Crew Cab выпуска 1941 года.