Даниил Минаев.
Где взять (приобрести, купить, раздобыть) подержанный грузовик? На площадке продаж б/у техники, рассмотреть кипу частных объявлений или обратиться в автотранспортное предприятие? Ещё можно заглянуть к судебным приставам на их спецстоянку, а затем аукцион или прямой наводкой взять курс в направлении официального дилера.
Самое интересное, что в сегодняшней ситуации на российском рынке последний из перечисленных вариантов – покупка техники с пробегом у официального дилера – выглядит наиболее перспективным, оставаясь при этом наиболее дорогостоящим. Если не подбирать, конечно, самый нижайший ценовой сегмент…
Детище нестабильной эпохи
В эпоху стабильных и растущих продаж официальных дилеров мало интересует техника, сошедшая с гарантийной и лизинговой дистанции, но сегодня в России всё наоборот. Жиденькие сделки не позволяют в полной мере загрузить добротно сотворённые годами ранее площади шоу-румов, складских стоянок и ремонтных цехов.
Пусть счастье и не за горами, но сегодня надо сохранить созданное, в том числе и высококвалифицированный персонал. В этом материале попытаемся разобраться в деталях, важных при покупке подержанной техники на примере компании Scania, которой удалось успешно реализовать стратегию реализации и анализа технической готовности автомобилей с разной степенью износа под эгидой программы «Одобрено Scania».
Наиболее крупным и эффективным узлом, показавшим актуальность новой ветви бизнеса, ранее не свойственного импортёрам, стал технический центр «СибТракСкан», расположенный в Новосибирске и образующий некий холдинг с дочерними компаниями в соседнем Искитиме и чуть более отдалёнными городами западносибирского и алтайского регионов: Барнауле, Кемерово, Томске и Омске (см. «Сервис с сибирской спецификой»).
Суть одна: от частного к общему
Программа для автомобилей с пробегом «Одобрено Scania», разработанная и реализуемая российским представительством шведского автомобилестроительного предприятия, при всех своих особенностях довольно типична и в плане бизнес-концепции, и в плане технологических операций оценки и повышения коэффициента технической готовности подержанных машин. Поэтому все изученные технические и экономические нюансы вполне справедливы и для любой другой марки техники, а также вполне применимы в рамках аналогичных программ с другими названиями «коллег по цеху».
Заманчивые перспективы для всех
Основное техническое преимущество грузовика, приобретённого в рамках продукта «Одобрено Scania» или любого аналогичного, можно сразу после приобретения и с уверенностью выпускать на линию, а не направлять на устранение отложенных ранее накопившихся неполадок, болезненно ожидая скрытых дефектов. Среди экономических интересов приобретение такой техники даёт возможность дилеру развернуть павлиньим хвостом лицом к клиенту весь потенциал лизинговых или кредитных инструментов. Юридически опять же дилер силён в оформлении сделки и способен безоговорочно подтвердить чистоту «совести» грузовика не только в плане угона и финансовых обременений, но и вывести на чистую воду, например, факт коррекции пробега. Но за всё в этом мире надо платить! Поэтому визит к официальному дилеру наиболее актуален, если вы не ищите тупо самое дешёвое предложение и всё.
Отчего официалы, чуравшиеся ещё не так давно страшных ободранных, чадящих машин повернулись вдруг лицом к их владельцам? Да потому, что разумный трейд-ин, пусть и в пользу покупки одобренной по итогам диагностики, но не новой техники – ещё одна гирька на весах увеличения продаж, в том числе и автомобилей «с иголочки».
Основных каналов, приводящих наших тружеников (тягачей, самосвалов, фургонов и «тентов») на старт программы «Одобрено официальным дилером», не так много. Это трейд-ин, окончание лизинга без выкупа техники эксплуатантом, досрочное расторжение договоров лизинга из-за финансовых проблем – один из самых лакомых кусков для покупателя, так как техника в этом случае с минимальным сроком эксплуатации. Бывает и так, что у эксплуатанта сменились заказчики, а заодно и транспортные задачи. Теперь им нужны иные надстройки, колёсные формулы и тоннаж – тоже неплохой вариант для новоиспечённого владельца.
Когда стали понятны общие «вводные», настаёт время поговорить о процессе проверки и подготовки подержанных грузовиков, а затем уже можно попытаться дать рекомендации покупателям и продавцам.
Техническая диагностика
Когда принято предварительное соглашение между сторонами, тщательно отмытый, включая раму и ходовую часть, грузовик направляется в ремзону.
Руководящий документ, разработанный специалистами шведской компании называется «Карта «А» осмотра грузового автомобиля» и содержит 71 пункт проверки, подразумевающий норматив времени трудозатрат 6,6 нормо-часа. Кратко обрисуем технологию осмотра и инструментального контроля.
Сначала берётся за дело электрик-диагност. Снимаются сводные и эксплуатационные данные автомобиля, считываются все блоки управления и распечатываются все найденные коды неисправностей, проверяется соответствие регламента ТО с фактическими данными. На этом этапе можно сопоставить транспортную задачу автомобиля с некоторыми косвенными параметрами типа суммарного числа запусков двигателя, моточасов, суммарного количества оборотов коленвала – это даст представление о реальном пробеге автомобиля.
Особое внимание в двигателе уделяется электронному замеру компрессии и баланса параметров впрыска по цилиндрам. Если на этом этапе будут выявлены серьёзные отклонения, то замеры будут повторно выполнены механически мотористом и специалистом участка ремонта топливной аппаратуры.
В кабине функциональной проверке подвергается всё оборудование и арматура: приборы, контрольные лампы, системы очистки ветрового стекла, вентиляции, кондиционирования, отопления. Не забудут здесь проверить и работу блокировки дифференциала, если она предусмотрена.
Проверка всех световых приборов подразумевает обязательный контроль световых пучков фар.
На раме электриком с помощью оригинального тестера инструментально проверяется фактическое состояние АКБ с заполнением соответствующего бланка.
Затем специалисты по ходовой части начинают контроль с оценки состояния шин: измеряется глубина протектора, анализируется равномерность износа и наличие/отсутствие иных порезов и повреждений. После этого проверяется передняя и задняя подвески на предмет отсутствия люфтов и оценивается состояние РТИ.
На стенде оценивается эффективность работы тормозной системы, включая моторный замедлитель и ретардер (естественно, если таковые имеются), после чего диагностируется остаточная толщина компонентов фрикционных пар. Если грузовик оснащён барабанными колёсными тормозными механизмами, то в обязательном порядке проверяется отсутствие люфтов в соединениях тормозного рычага с регулятором и разжимного вала. В дисковых тормозных механизмах кроме всех основных точек контроля проверят состояние втулок направляющих пальцев.
Контроль общего состояния узлов и агрегатов начинается с визуальных проверок уровней всех технических жидкостей и отсутствия течей, далее при выявлении подтеканий устанавливается их «виновник». Если история ТО неизвестна, то масла в двигателе и КП подлежат замене, сливные пробки инспектируются на наличие стружки, а отработанные смазочные материалы, при наличии сомнений, поступают на химический анализ. Аналогичная «участь» ожидает и раздаточную коробку при её наличии. Сцепление «приговорят» на остаточный срок службы (приблизительно, с учётом износа).
Карданную передачу и её опоры ждёт пристальный взгляд на наличие признаков повреждений и люфтов. Ступичные подшипники чутко послушают и покачают колёсами с целью поиска люфтов.
Ресиверы и топливные баки будут осмотрены на предмет коррозии и надёжности крепления. То же самое применимо и к выпускной системе.
Раму и её кронштейны обследуют на наличие трещин и заклёпок с ослабшей посадкой. Конечно же не забыты электропроводка и магистрали сжатого воздуха: «коротыши» и «сечи» обязательно засекут!
После завершения диагностики производится расчёт, во сколько обойдётся «довести до ума» подуставшее транспортное средство, который является аргументом в торгах и грядущих вероятных взаимозачётах. Впрочем, машину можно и просто починить, а затем продолжать эксплуатировать. У каждой марки в рамках схожих программ по технике с пробегом свои хитрости. В этом случае со Scania будет очень приличная скидка в 20% (если машине более 4 лет) на оригинальные запчасти, но только при выполнении работ непосредственно у дилера, зато, кстати, тоже со скидкой 20%. Иными словами, детали не продадут со скидкой без оплаты их установки на автомобиль…
В финале, когда цифры озвучены, принимается решение. Но нам с вами надо подвести итоги и сделать соответствующие выводы.
Что нужно знать продавцу?
Собираясь избавиться от «уставших» машин при помощи той или иной фирменной дилерской сети путём их зачёта в приобретение новых, важно понимать, что наиболее весомая финансовая поддержка будет только в том случае, когда предмет реализации не махрово старый. Но на другой чаше весов – возможность почти мгновенно избавиться от оков автохлама!
Оптимальное же соотношение вырученных средств при интересном коммерческом предложении на «новьё» достигается не более, чем пятилетним возрастом «бэушек». И всё равно окончательная оценка, даже при весомом и долгом торге, будет ниже средней рыночной. В конечном итоге надо оценить преимущества скидки или индивидуального предложения, которое может не ограничиваться предметом непосредственно самого авто. Вот пример. Если у вас собственная ремзона с кузовным цехом и склад запчастей, зачем вам сервисный контракт и страховка каско по суперцене? И наоборот.
Не пытайтесь перед «сдачей» «шаманить» технику мелкими ремонтами с использованием дешёвых компонентов и обильным замазыванием коррозии чёрной краской или мастикой, чтобы создать иллюзию «ухоженного авто» – дилерские спецы не признают такие аргументы в серьёзный зачёт.
Что нужно знать покупателю?
Собираясь за подержанным грузовиком в дилерский шоу-рум, вы не можете не понимать, что переплачиваете относительно средних показателей рынка. Вот только средние показатели пресловутого рынка, отдалённого от цивилизации, могут быть сродни средней температуры пациентов больничной палаты. Неожиданно вскрывшиеся недостатки после покупки того самого среднерыночного грузовика могут больно ударить по кошельку и вызвать простой техники. А упущенная выгода может проявиться уже при регистрации в ГИБДД, когда вскроется факт наличия финансового обременения. Очевидно, что многочисленные поездки на диагностику и «пробивание» авто по базам в случае поисков по объявлениям отнимают уйму времени, посему практикуются отнюдь не всегда.
Ещё, если вы не «запали» на какой-то конкретный автомобиль, например, ранее вам знакомый, не следует выбирать у официалов откровенное старьё, слегка «подшаманенное» дилером или прежним владельцем. Пул работоспособных подержанных грузовиков находится в возрасте от трёх до семи лет, приплюсуйте сюда ещё годы, которые вы собираетесь эксплуатировать приобретаемый вариант.
Однако не все подержанные грузовики и грузовички, стройным рядом покоящиеся на площадке компании «СибТракСкан» имеют наклейку «Одобрено Scania», но ни один из них не выедет за ворота с неисправностями, угрожающими безопасности движения. Это станет дилеру себе дороже.
Плохая идея смотреть здесь эксклюзивные спецификации, целенаправленные на совсем узкий рабочий сегмент – самосвалы для перевозки скальной породы, углевозы, различные внедорожные машины. Они работали на износ, в экстремальных условиях, все соки из них уже выжали, вам останется лишь головная боль. За исключением вышеописанных вариантов преждевременного вывода из эксплуатации, но это бывает редко.
Полезно знать и продавцу, и покупателю
Приобретение или продажа коммерческого транспорта, пусть и подержанного, но у официального дилера это удобства, причём множественные. Они начинаются с удобной парковки, возможности подъезда и маневрирования на большегрузе, причём без опасений попасть в зону ограничения движения. С большой долей вероятности, для неисправной техники дилер обеспечит эвакуацию. Зачастую ответственное хранение, даже длительное, включая подзарядку АКБ, берёт на себя фирма.
Затем после тщательной и почти всегда бесплатной мойки, будет хоть и не совсем беспристрастная, но всё же объективная и своевременная диагностика, позволяющая выявить скрытые дефекты.
Личная и финансовая безопасность в обращении с денежными средствами при юридической частоте сделки – немаловажный аспект! А главное – всё в одном месте, и нередко персональный менеджер курирует весь процесс.
Но есть детали, которые нельзя упускать из виду! Достаточно важно, чтобы юридическое лицо, осуществляющее сделки с подержанными автомобилями и юрлицо официального дилера совпадали, это не должна быть отдельная сторонняя компания с таинственным именем типа «Иволга» с уставным капиталом в две копейки и сомнительными учредителями. Ну или вашим вопросом должна заниматься хотя бы стабильная, всем известная дочерняя компания самого дилера или импортёра. В противном случае вы не сможете в суде доказать, что сотрудничали именно с официальным дилером! Но даже если дело не дойдёт до суда, сделку может не одобрить выбранный вами лизингодатель или страховщик, если он не сотрудничает именно с этим дилером, или имеет на «Иволгу» иной зуб…