Здесь не обойтись без предыстории. В конце девяностых ГАЗ принял решение свернуть производство легендарного ГАЗ-66, который славился фантастической проходимостью, но отличался полным отсутствием эргономики. Между прочим, «шестьдесят шестой» продержался на конвейере 36 лет! За которые конвейер покинул 965 941 полноприводный бескапотник.
В принципе, на замену «шишиге» завод готовил удачную бескапотную модель ГАЗ-3301… Но денег на запуск принципиально нового грузовика не нашли. В итоге, газовцам пришлось пойти на логичный компромисс: шасси оставить прежним, от ГАЗ-66, а кабину поставить от гражданского капотного «газона». Так появился полноприводный ГАЗ-3308 «Садко».
Все помнят легендарный ГАЗ-66, у которого великолепная геометрическая проходимость и большой клиренс. Так вот, «Садко-Next» сохранил все эти уникальные внедорожные возможности. Но уникальная проходимость теперь будет сочетаться и с высоким уровнем комфорта, и с современными техническими решениями.
Новое поколение «Садко» могло появиться раньше — первый прототип показали 4 года назад. Однако затем газовцы, учитывая нишевый характер модели, взяли паузу, отложив выход новинки до 2019 года. И только интерес со стороны зарубежных покупателей заставил ускорить работу над проектом, поэтому на выставку IAA привезли уже предсерийный вариант грузовика.
То, что это именно «Садко» понятно сразу: у машины огромный клиренс, односкатная ошиновка и… другое оформление передка — вместо «некстовской» оптики появились обычные «советские» фары, которые не боятся попадания воды. Грузоподъемность новой модели составляет 3 тонны — это сразу на тонну больше, чем мог взять на борт прежний «Садко».
От модели 3308 после доработки были взяты только мосты, колёса и рама. (Притом «скелет» грузовика стал жёстче благодаря применению другой стали и других нововведений.) В свою очередь, новейший «Газон», не считая кабинного модуля, поделился коробкой передач, рулевым механизмом, подвеской и, конечно, мотором.
Формально, турбодизель ЯМЗ-534 объёмом 4,4 литра на старый «Садко» внедрили уже давно. Но для старичка предельными оказались 135 л.с. А в некоторых случаях система управления мотором уменьшает мощность ещё больше! У «Некста» двигателю позволено выдавать 149 л.с. и 490 Нм.
Чтобы возросший крутящий момент не «порвал» трансмиссию, не рассчитанную на новые пиковые нагрузки, её пришлось доработать. В частности, была создана усиленная версия раздаточной коробкой part-time. Новую «раздатку», понижающая передача которой имеет передаточное число 1,982, отличают:
- усиленный картер из высокопрочного чугуна;
- увеличенный диаметр первичного вала;
- увеличенный подшипник первичного вала;
- усиленный подшипник между первичным и вторичным валами.
Любопытный момент: коробки отбора мощности можно одновременно поставить и на коробке передач, и на раздаточной коробке — это позволяет монтировать специальные надстройки, не отказываясь от механической лебёдки! (Кстати, лебёдка и шноркель — заводские опции, в список которых также входит дополнительный 95-литровый топливный бак.)
Помимо раздаточной коробки, у полноприводного «Некста» полностью оригинальные тормозная система, бортовая платформа, карданная передача и система выпуска. Кроме того, учитывая «среду обитания» машины, инженеры сразу внедрили усиленные кронштейны агрегатов. А большие колёса, разумеется, потребовали переделки колёсных арок.
Кстати, в газоновской кабине — никаких скидок на утилитарный характер модели! Коробка передач управляется джойстиком, а передний мост подключается удобной «крутилкой». (Конструкторы уверяют, что оба решения не подведут.) Более того, сейчас вовсю ведутся работы над версией… с автоматической коробкой передач отечественного производства!
И не удивляйтесь тому, что на фотографиях представлена праворульная машина. Помните, мы говорили про интерес со стороны заказчиков, который заставил Группу ГАЗ ускориться? Так что первые «Садко» отправятся на экспорт. А уже потом пойдут нашим спасателям, лесникам и всем тем, кому нужен недорогой, но современный вездеход.
Ваш комментарий будет первым