Несмотря на то, что российские ученые, как известно, самые лучшие ученые в мире, сделать из устройства вызова системы «ЭРА-ГЛОНАСС» прибор для слежки за водителями то ли не смогли, то ли задачи такой не стояло. Мы поговорили с представителями АО «ГЛОНАСС», являющегося оператором системы «ЭРА-ГЛОНАСС» и выяснили все подробности о принципах ее работы и о том, что она умеет делать на самом деле. Как оказалось, возможностей у системы множество — о них и расскажем.
Как это работает
Если в двух словах, то экстренный вызов через устройство «ЭРА-ГЛОНАСС» аналогичен вызову по номеру 112 с мобильного телефона. Но на этом сходства заканчиваются. Сам модуль, как правило, глубоко интегрирован в конструкцию транспортного средства и существенно отличается по стойкости к механическим воздействиям и ударам, так как должен сохранять работоспособность даже при очень сильном ДТП. Корпус модуля имеет степень защиты не менее IP57. Внутри установлен сим-чип, с помощью которого и осуществляется экстренный вызов по сети одного из федеральных сотовых операторов, который автоматически выбирается по самому высокому уровню сигнала. Так достигается максимальная зона покрытия.
Необходимо отметить, что автоматический вызов получает наивысший приоритет — эти запросы не требуют дополнительной обработки и сразу переводятся в службы экстренного реагирования. Время, необходимое для передачи информации о ДТП в Систему-112, не превышает 19 секунд. Ровно через столько времени сигнал доходит до конечного получателя — служб экстренной помощи — но лишь в тех субъектах РФ, где обеспечено постоянное информационное взаимодействие ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС» и Системы-112. Отметим, что координирует действия по созданию и развитию данной системы МЧС. В остальных регионах процесс может занимать 2-3 минуты, так как сигнал передается в экстренные службы через территориальные органы МВД.
Где это работает
«ЭРА-ГЛОНАСС» работает на территории всей России. Но используемая схема взаимодействия оператора системы с экстренными службами (напрямую через Систему-112 или через территориальные органы МВД) зависит от региона. На данный момент Система-112 полностью введена в эксплуатацию лишь в 22 субъектах, и взаимодействие с «ЭРА-ГЛОНАСС» обеспечено пока лишь в этих зонах. Среди них, как ни странно, пока нет Москвы. На Дальнем Востоке этим пока вообще может похвастать лишь Хабаровский край. Но география применения «ЭРА-ГЛОНАСС» в интеграции с Системой-112 постоянно расширяется.
Что на самом деле передает «ЭРА-ГЛОНАСС»
После срабатывания устройства вызова осуществляется передача в систему «ЭРА-ГЛОНАСС» так называемого минимального набора данных (МНД — это время и точные координаты места происшествия, а также VIN транспортного средства, тип используемого топлива, категория автомобиля, направление его движения. Также МНД опционально содержит дополнительную информацию: число пассажиров, оценку степени тяжести аварии и вид ДТП. Система определяет даже направление удара и факт опрокидывания.
Мифы и заблуждения
В интернете размещено большое количество видеороликов с переговорами водителей и сотрудников служб экстренного реагирования по поводу уточнения местонахождения машины, имени обращающегося и т.п. Нам пояснили, что это часть регламента, по которому действуют сотрудники структур МВД. Ситуация, показанная в роликах, характерна только для регионов, где Система-112 еще не работает в постоянном режиме. В этом случае вызов от оператора «ЭРА-ГЛОНАСС» передается в службы экстренного реагирования в неавтоматизированном виде — в течение 2-3 минут.
Если при этом есть голосовое соединение, и пострадавший может сам сообщить о происшествии — он беседует с сотрудником дежурной части МВД, а оператор системы «ЭРА-ГЛОНАСС» присутствует при разговоре. В случае, если пострадавшему трудно говорить или он не может назвать точное место ДТП, оператор системы «ЭРА-ГЛОНАСС» передает экстренным службам адресную и другую имеющуюся информацию.
Как ни странно, но устанавливаемые в автомобили устройства вызова системы «ЭРА-ГЛОНАСС» могут иметь отличия. Производство обеспечивает не АО «ГЛОНАСС», являющееся оператором системы «ЭРА-ГЛОНАСС», а любой производитель автоэлектроники, прошедший сертификационные испытания и имеющий контракт с автопроизводителем. Именно поэтому для производства модуля может использоваться различная электронная компонентная база, а внешний вид устройства может отличаться. Функциональные же свойства — идентичны.
Но «ЭРА-ГЛОНАСС» умеет быть не только безопасной, но и полезной. Например, услуга «Помощь на дороге» позволяет водителю при необходимости вызвать сервисные службы с помощью кнопки «SOS». Два южнокорейских бренда уже начали предоставлять покупателям своих новых автомобилей услуги авто-консьержа и технической помощи через встроенный в автомобили блок «ЭРА-ГЛОНАСС», причем бесплатно в рамках своих программ лояльности. То есть, система способна не только реагировать на аварию, но и делать поездку более комфортной.
Государство уже предусмотрело необходимость содержания устройства вызова в рабочем состоянии. Работоспособность устройства проверяется при прохождении технического осмотра. Галочку в диагностической карте нужно поставить напротив пункта 67. Именно поэтому даже думать не стоит о том, чтобы брать такой модуль где-то на разборке по дешевке. Устройство индивидуально для каждого авто: модуль от другого автомобиля даже той же модели и комплектации не будет работать корректно.
Некоторые из особенностей системы и сервиса можно использовать при продаже или покупке б/у автомобиля. К примеру, если вы купили подержанный автомобиль с установленным модулем, то на правах владельца можете обратиться с официальным запросом в АО «ГЛОНАСС» с просьбой предоставить информацию о том, не была ли она участником ДТП. Возможно, в будущем появится возможность автоматизировать предоставление информации, пока же таких запросов практически нет. Конечно, покупая бэушный автомобиль, вы можете запросить такую историю у предыдущего владельца. Но не всегда ему будет выгодно предоставить вам ответ.
И да, устройство «ЭРА-ГЛОНАСС» постоянно находится в спящем режиме, просыпаясь лишь по нажатию кнопки или при автоматическом срабатывании в момент тяжелой аварии. После срабатывания устройство вызова остается активно еще 60 минут для того, чтобы экстренные службы могли связаться и уточнить какую-либо информацию, к примеру, о состоянии пострадавших или об оказанной им помощи. По прошествии этого времени система снова «засыпает» и никакие данные никуда не передает — это технически невозможно, более того, не предусмотрено ГОСТами, устанавливающими требования к устройствам вызова экстренных служб системы.
Напоследок скажем два слова о расхожем мифе — постоянной слежке за водителями с помощью встроенных устройств вызова системы «ЭРА-ГЛОНАСС». Самым параноидальным водителям мы даем простой совет: если не хотите слежки, сломайте и выбросьте (лучше сожгите) свой смартфон. В отличие от автомобиля, его вы всегда носите в кармане, и он о вас знает гораздо больше.