Бытует легенда, что Горьковский автозавод очень торопился начать выпуск грузовиков нового семейства ГАЗ-53 не просто так, а в качестве подарка к очередному, XXII съезду КПСС, прошедшему в октябре 1961 года.
Именно XXII съезд принял Устав КПСС, который, в частности, содержал Моральный кодекс строителя коммунизма, и Программу КПСС, где было сказано, что к 1980 году советский народ будет жить при коммунизме. Среди подарков трудовых коллективов к съезду КПСС выделялись строительство Волгоградской ГЭС, самой крупной в Европе, и взрыв самой мощной в истории термоядерной бомбы на полигоне на Новой Земле. Разумеется, горьковчане не собирались отставать и взяли на себя обязательство начать выпуск грузовиков нового семейства – ГАЗ-53.
Подарок к съезду
Но вышло так, что Заволжский моторный завод не успевал в срок с постановкой в серийное производство нового 8-цилиндрового двигателя ЗМЗ-53, а Горьковский автозавод, в свою очередь, не успел освоить в производстве гипоидный задний мост, предназначенный для грузовиков нового семейства. Однако обещания наверх о выпуске нового семейства уже даны и отступать некуда – было решено выпустить машину с новой кабиной, но на старом, по сути, шасси, пусть и с увеличенной до 3700 мм колёсной базой. Машина получила несколько неожиданный индекс – ГАЗ-53Ф. Буква «Ф» в данном случае означала «форсированный» – ведь из-за неготовности 8-цилиндрового двигателя новый грузовик получил форсированную до 82 л.с. рядную «шестёрку» ГАЗ-52Ф.
Вместо неосвоенного в Горьком гипоидного моста пришлось поставить прежний от ГАЗ-51А, но с главной парой от ГАЗ-63, что позволило до определённой степени сохранить динамику «погрузневшего» автомобиля (паспортная грузоподъёмность была увеличена до 3500 кг). В связи с возросшей грузоподъёмностью были применены шины размерностью 8,25-20 и новые диски колёс с тремя отверстиями. Так, по легенде, отчасти случайно, родилась своего рода переходная модель от 2,5-тонного ГАЗ-51А к будущему 4-тонному ГАЗ-53А, которая изначально на заводе не планировалась.
Первый производственный образец ГАЗ-53Ф собрали 23 сентября 1961 года, а 14 октября того же года (за три дня до начала съезда!) главный конвейер покинула опытно-промышленная партия из 25 автомобилей. До марта 1962 года ГАЗ-53Ф собирали периодически, небольшими партиями, и лишь позже выпуск машин приобрёл организованный характер одновременно с ростом объёма их выпуска.
Любопытно, что грузоподъёмность ГАЗ-53Ф первоначально определялась заводом в 3500 кг, но с конца 1964 года была снижена до 3000 кг, видимо, отзывы из эксплуатационных организаций сделали своё дело (ГАЗ-53Ф не пользовался любовью эксплуатационников, его выпускали лишь из-за отсутствия достаточного количества моторов ЗМЗ-53). В январе 1967 года, когда выпуск ЗМЗ-53 был освоен в запланированных объёмах, выпуск ГАЗ-53Ф прекратили, и его место на конвейере полностью занял ГАЗ-53А. Всего было выпущено 108 365 экземпляров ГАЗ-53Ф.
Работа над ошибками
Итак, новое семейство официально было запущено в производство. Внимание министерства к заводу немного ослабло, и теперь предстояло в более спокойной обстановке выполнять первоначально намеченные планы.
Крупносерийную сборку V-образных «восьмёрок» на ЗМЗ освоили лишь в конце октября 1963 года, а с июня 1964 года этот двигатель занял своё штатное место под капотом грузовиков нового семейства. Такие машины получили обозначение ГАЗ-53 и по большому счёту, кроме двигателя, мало чем отличались от предшественника ГАЗ-53Ф. Даже их грузоподъёмность была всё так же ограничена тремя тоннами – во избежание перегрузки на боковых бортах кузова прямо на заводе крупно наносили белой краской знаки «3т». Такие автомобили выпускали до середины 1965 года, когда уступили своё место модернизированным ГАЗ-53А – именно такое обозначение получили грузовики, которые изначально предполагалось запустить в производство.
Именно новый 115-сильный ЗМЗ-53 позволил увеличить полезную нагрузку ГАЗ-53А до четырёх тонн с сохранением и даже улучшением его динамических качеств. Разумеется, увеличение грузоподъёмности повлекло за собой усиление рамы и подвески, изменение тормозной системы, рулевого управления и многое другое. Для передачи возросшего крутящего момента ГАЗ-53А получили 4-ступенчатую коробку передач с синхронизаторами на III и IV передачах, усиленное однодисковое сцепление, новый карданный вал. Были введены телескопические амортизаторы в передней подвеске. Впервые на серийных грузовиках была внедрена гипоидная главная передача.
Внешне ГАЗ-53А отличался от предшественников облицовкой радиатора новой формы, на которой подфарники переместились вверх и стали располагаться соосно над фарами, а сама облицовка получилась как бы с улыбкой. Именно эта облицовка с 1973 года в течение следующих девяти лет несла на себе государственный Знак качества – его пластмассовая эмблема серого цвета крепилась на облицовке радиатора с правой стороны между фарой и подфарником.
Между прочим, аттестация ГАЗ-53А на государственный Знак качества означала надбавку в размере 120 рублей к оптовой цене каждой машины этого семейства. Примечательно, что похожее семейство грузовиков ГАЗ-52 Знака качества не было удостоено и, поскольку кабины и облицовки радиатора у этих семейств были унифицированы, вместо эмблемы Знака качества на передней облицовке этих автомобилей были лишь крепёжные отверстия под неё, метко прозванные «дырки от ордена».
ГАЗ-53А и его модификации широко поставляли на экспорт. Первые партии на внешний рынок были отправлены сразу после начала выпуска – в 1965 году. Автомобили поставляли почти в пятьдесят стран мира, причём не только в социалистические и развивающиеся страны. Производство ГАЗ-53А было налажено в Болгарии – по проекту советских специалистов в г. Шумен был построен завод «Мадара», который собирал ГАЗ-53А (а впоследствии и ГАЗ-53-12) из машинокомплектов, поступавших с Горьковского автозавода. При этом ряд узлов и агрегатов ГАЗ-53А производили на месте в Болгарии. Кроме того, отдельные партии автомобилей собирали из машинокомплектов и на Кубе.
Третья итерация
В 1983 году для автомобилей семейства ГАЗ-53А была увеличена грузоподъёмность с 4000 до 4500 кг и изменена конструкция двигателя. Новый двигатель ЗМЗ-53-11 отличался системой смазки с односекционным масляным насосом и полнопоточным масляным фильтром, новыми головками цилиндров с увеличенной степенью сжатия, применением закрытой системы вентиляции картера. Применённые нововведения позволили увеличить мощность двигателя до 120 л.с. и снизить на 5–7 % расход топлива. На 15–20 % было снижено содержание токсичных веществ в отработавших газах. Одновременно были усилены рессоры, элементы рамы, задний мост и балка передней оси. Ресурс машины до капитального ремонта стал составлять 250 тыс. км. Эти автомобили получили индекс ГАЗ-53-12, причём первое время внешне они ничем не отличались от ГАЗ-53A образца 1982 года.
Только в 1984 году автомобиль получил новую облицовку радиатора, вентиляционные отверстия которой стали вытянутыми, а указатели поворотов сместили каждый ближе к своему краю. Это было связано с введением новых ГОСТов и, как следствие, с перспективой применения новой, увеличенной по размеру светотехники. В 1986 году на ГАЗ-53-12 появились новые передние и задние фонари, световая аварийная сигнализация и тормозная система с раздельным приводом по осям, оснащённая гидровакуумными усилителями и новым главным тормозным цилиндром. На панели приборов появилась красная кнопка аварийной сигнализации и дополнительные контрольные лампы тормозной системы. Через год автомобили начали комплектовать новыми зеркалами заднего вида с чёрным пластмассовым корпусом, ветровыми стеклами типа «триплекс» и бесконтактной системой зажигания.
Выпуск семейства ГАЗ-53-12 продолжался до конца 1992 года, а всего с 1961 года было изготовлено 3 336 286 автомобилей семейства ГАЗ-53.
ГАЗоны в миниатюре
Минувший 2015 год принёс немало положительных эмоций отечественным коллекционерам. Свой весомый вклад в это внесла и компания DiP Models, выпустив модели грузовиков семейства ГАЗ-53 трёх поколений.
Первыми в продажу поступили два варианта грузовика ГАЗ-53Ф образца 1963 года, предложенные в необычных сине-зелёном (морская волна) и морковно-красном (коралловый) цветах. Точнее, необычными эти цвета выглядят с позиций сегодняшнего дня. Для тех лет для горьковских грузовиков это были довольно распространённые окраски, наряду с песочным или защитным зелёным. Производитель сделал отличный выбор цветовой гаммы для моделей, что позволяет приятно разнообразить палитру на полках коллекционеров.
При сравнении с фотографиями прежних лет передок модели выглядит несколько лупоглазым. Но тут следует отметить, что вскоре после начала выпуска ГАЗ-53Ф уже в 1964 году ранее устанавливаемые фары ФГ2-А2 уступили место новым малогабаритным типа ФГ122-Б с уменьшенными корпусами. Неудивительно, что фотографий ранних машин дошло до нашего времени крайне мало, и поэтому в памяти отложился более поздний образ. Производитель модели заявляет, что модель копирует грузовик 1963 года, так что использование фар бóльшего диаметра вполне оправданно, пусть даже это выглядит несколько непривычно.
Следующей моделью, которую получили коллекционеры в свои собрания, стал лимитированный выпуск машины аварийной службы на базе ГАЗ-53Ф с генераторной установкой АД-10 в кузове. Тираж этой модели составил 420 экземпляров, и все они имели вкладыши в упаковку с индивидуальными номерами.
Модель копирует реально существовавшую машину Автодормехбазы № 4, контрастно окрашенную в жёлтый и тёмно-красный цвета. Поскольку речь идёт о конкретной машине после значительного количества лет в эксплуатации (производитель датирует модель 1972 годом), то в соответствии с исторической правдой модель получила более позднюю облицовку радиатора, прикрытую утеплительным кожухом. Нужно сказать, что кожух ничуть не мешает восприятию модели, а напротив, сильнее оживляет и без того великолепную модель.
И наконец, в последнюю неделю 2015 года началась продажа одновременно двух моделей – ГАЗ-53А и ГАЗ-53-12.
Модель ГАЗ-53А была представлена производителем в трёх вариантах исполнения. Первый – автомобиль образца 1969 года с кабиной морковно-розового цвета и тёмно-бежевым кузовом. Модель имитирует машину с известной постановочной рекламной фотосессии «Автоэкспорта». Как и положено, крыша кабины грузовика ещё не имеет отштампованных рёбер жёсткости, а на крыльях отсутствуют боковые повторители поворотов. Отдельно отметим, что для этого варианта был создан оригинальный, не унифицированный с другими моделями, кузов с пятью досками в бортах. Тираж этой модели – 420 экземпляров.
Второй вариант исполнения – модель в классическом бежевом цвете «ГАЗа», копирующая автомобиль 1973 года выпуска. В отличие от образца 1969 года на крыльях уже появились поворотники (это как раз произошло в 1973 году), а на облицовке радиатора – эмблема Знака качества. Разумеется, для кабины и кузова использован бежевый цвет различных оттенков. Причём кузов вдобавок окрашен матовой краской, потому что деревянные изделия никогда не блестели так же, как металлические. Впрочем, DiP Models всегда на всех своих моделях использует разные по степени глянцевости краски для кабины и кузова, и было бы удивительно, если бы он отошёл от этой своей практики. Тираж бежевого ГАЗ-53А составил 240 экземпляров, что объясняется, вероятно, опасениями производителя в его ликвидности. Именно в таком цвете выпускался бортовой ГАЗ-52-04 и ряд других моделей семейств ГАЗ-52 и ГАЗ-51.
И, наконец, третий вариант – образца 1978 года – с кабиной цвета хаки и тёмно-синим кузовом, выпущенный тиражом 360 экземпляров. Эта модель вобрала в себя все изменения экстерьера, которые произошли к этому времени с прототипом – это и появившиеся поворотники на крыльях, и рёбра жёсткости на крыше кабины (появились с осени 1978 года), и эмблема Знака качества на облицовке радиатора. Интересный нюанс – на заднем борту автомобиля присутствует белый круг, наносившийся в некоторых районах страны для повышения видимости автомобиля в тёмное время суток.
ГАЗ-53-12 выпущен DiP Models в двух вариантах окраски, но одинаковой комплектации – адриатика (синий) тиражом 420 экземпляров и бежевый тиражом 360 экземпляров. Вариант «адриатика» стал просто бальзамом на сердца коллекционеров, поскольку это один из самых распространённых цветов для этой модели. А вот выбор бежевого цвета для ГАЗ-53-12 несколько озадачил – дело в том, что новая облицовка белого (светло-серого) цвета пошла на конвейер только с конца весны 1984 года, а уже летом того же года бежевый цвет был исключён из заводской палитры для этой модели. В общем, такие машины существовали, но расцветка эта, мягко говоря, нетипична для ГАЗ-53-12. И, конечно, серийно в этот короткий промежуток не могла выпускаться машина с зеркалами новой формы, которые пошли в производство только с 1986 года. Впрочем, на самом деле бежевый ГАЗ-53-12 просто копирует машину из заводского музея «ГАЗа», так что если и предъявлять претензии, то не к DiP Models – они просто добросовестно скопировали несерийный экземпляр.
Модели ГАЗ-53-12 заявлены производителем как соответствующие образцу 1985 года. Пожалуй, это неверно – именно из-за зеркал новой формы и новых же задних фонарей машину следует датировать, скорее, 1986 годом.
Итак, коллекционеры получили в свои собрания все четыре базовых грузовика семейства ГАЗ-53. Чтобы понять, в каком направлении движется DiP Models, сравним их с «легковесными» предшественниками семейства ГАЗ-52.
Прежде всего, несмотря на огромное внешнее сходство моделей семейств ГАЗ-52 и ГАЗ-53, нельзя сказать, что производитель малой кровью получил новую модель из прежней. Отнюдь! По сути, единственное, что есть общего в моделях этих двух семейств, – это кабины. Всё остальное – раму, колёсные диски, шины, кузов, трансмиссию, мост – производителю пришлось разрабатывать заново. И, нужно сказать, с этим он справился на отлично.
Модели всех грузовиков семейства ГАЗ-53 обзавелись подшипниками в передних колёсах. Сделано это было не для улучшения «катабельности» (это же стендовые модели, в конце концов), а для повышения копийности балки. Параллельно получилась более верной форма колёсного диска, состоящего теперь из одной детали, как и должно быть, а не из двух, как это было раньше на моделях семейства ГАЗ-52. Изменилась и конструкция колёсных дисков, теперь есть диски и есть отдельно ступица, всё, как у настоящего автомобиля. Задний мост для ГАЗ-53Ф, действительно, заимствован от выходившей ранее модели ГАЗ-51, но установлен на оригинальных рессорах. У моделей ГАЗ-53А и ГАЗ-53-12 задние мосты оригинальные.
Ещё одним приятным шагом в направлении бóльшей копийности стало появление личинки замка на пассажирской двери. На моделях ГАЗ-52 её ещё не было. Разумеется, её придётся поискать, присматриваясь, но сам факт, что производитель обратил на это внимание, греет душу. Ведь чтобы потрафить взыскательным коллекционерам, ему пришлось доработать форму для литья кабины. И говоря о кабине, нельзя не отметить три варианта заново разработанных панелей приборов для каждого поколения машин, и более тонкий поручень для пассажира.
Заметно отличаются в лучшую сторону стойки зеркал заднего вида на ГАЗ-53А и ГАЗ-53-12 – теперь они выполняются методом фототравления, что позволяет максимально приблизить их по копийности к конструкции стоек настоящих автомобилей. Кстати, большую помощь в разработке стоек зеркал оказала мастерская «Петроградъ», чьи комплекты фототравления для доработки моделей хорошо знакомы любителям 43-го масштаба. А сами стойки коллекционеры могут приобрести отдельно для самостоятельной установки на выпущенные ранее модели ГАЗ-52.
Разумеется, все три поколения моделей рассматриваемых грузовиков отличаются друг от друга в мелочах. К примеру, ГАЗ-53А получил покрышки с другим рисунком протектора по сравнению с ГАЗ-53Ф, а аккумулятор переместился направо под кабину. На ГАЗ-53Ф на левом брызговике под кузовом установлена масляная канистра, которая исчезла с поздних модификаций. ГАЗ-53-12 получил два тормозных бустера, в то время как у ГАЗ-53А присутствует только один. Конечно же ГАЗ-53-12 получил иную заднюю светотехнику, а с его переднего бампера исчезла накладка-подножка, которая присутствовала на предыдущих поколениях. Заметны отличия у моделей и по картерам устанавливавшихся двигателей, и по выпускной системе. Кронштейн запасного колеса на всех ГАЗ-53 теперь выполнен отдельной деталью, применены другие брызговики (не такие, как на ГАЗ-52!).
Словом, модели всех ГАЗ-53 заметно ушли вперёд от выпущенных ранее ГАЗ-52, продемонстрировав новый уровень копийности для моделей промышленного изготовления. Все три поколения моделей ГАЗ-53 представляют собой отличную базу для создания массы новых модификаций – ведь «газоны», без преувеличения, были рабочей лошадкой тех лет. Остаётся лишь набраться терпения и спокойно подождать дальнейшего развития модельного ряда семейства ГАЗ-53, благо, это уже не за горами.
Ваш комментарий будет первым