Максим Шелепенков.
Грачёвское специальное длиннобазное шасси ЗИЛ-135К под установку 12-метрового контейнера с крылатой ракетой П-5 знают все, кто интересуется военными автомобилями. Но немногие знают, что ставший классическим облик кабины с ветровыми стеклами с обратным наклоном сложился не сразу. Разработка шасси под установку контейнера с крылатой ракетой ОКБ-52 (под руководством В. Н. Челомея) началась одновременно с разработкой автомобиля ЗИЛ-135Е (под ракетную установку 2П21 «Луна»), и, естественно, по многим узлам и агрегатам они оказались унифицированными, в том числе и по кабине, выполненной из эпоксидной смолы, армированной стеклотканью.
ЗИЛ-135К не предназначался для крупносерийного производства, поэтому требования к скорости движения, плавности и комфортабельности для него оказались не очень жесткими. Главным было добиться максимально возможной проходимости, относительно хорошей маневренности, достаточной грузоподъемности и удобного размещения пускового контейнера.
На ЗИЛ-135К два двигателя ЗИЛ-375Я разместили под кабиной, каждый из которых передавал мощность с помощью гидромеханической бездифференциальной трансмиссии на колеса своего борта. Гидротрансформаторы с коробками передач, не умещавшиеся под кабиной, разместили в центральной части рамы. Жесткая кинематическая связь между колесами каждого борта позволяла реализовать максимальную тягу, развиваемую движителем в условиях бездорожья. Циркуляцию потоков мощности компенсировали высокоэластичные в радиальном и тангенциальном направлениях шины. Вторая и третья оси машины сближены, а управляемые первая и четвертая – разнесены. При этом колеса передней и задней осей поворачиваются в противоположные стороны и при повороте катятся по одной колее. Автомобиль с самого начала задумывался без упругой подвески колес.
Первое опытное шасси ЗИЛ-135К с кабиной от ЗИЛ-135Е выкатили из сборочного цеха 19 мая 1960 года, а на следующий день его уже обкатывали на бетонке и грунтовых дорогах в районе д. Чулково под Москвой. К лету на опытное шасси ЗИЛ-135К на заводе «Дзержинец» (ныне ОАО «Аэроэлектромаш») установили пусковой контейнер, и машина своим ходом отправилась на испытания на подмосковный полигон Фаустово, где 11 июня с нее состоялся первый пуск ракеты. Он прошел успешно, однако под действием мощной реактивной струи ракеты П-5, которую оснащали двумя стартовыми и одним маршевым двигателями (стартовый импульс – 90 т), пострадала высоко расположенная кабина машины. Разрушились стекла, внутреннее оборудование, двери сорвало с петель. Но автомобиль своим ходом добрался до СКБ ЗИЛ.
По результатам испытаний было принято решение разработать для шасси новую оригинальную кабину. Ее «изюминкой» стал обратный наклон ветрового стекла, угол которого рассчитали по биссектрисе газовой струи, которая теперь не била, а соскальзывала. Кроме того, из более толстого стеклопластика выполнили передок, что наряду с передним откидным щитом, закрывавшим ветровое стекло, позволяло выдержать давление реактивной струи. Это сделали уже на первом промышленном образце ЗИЛ-135К, построенном 30 января 1961 года.
Габаритные размеры, мм | 11 350х2740х3170 |
Колесная база, мм | 3000+1600+3000 |
Снаряженная масса, кг | 10 500 |
Полная масса, кг | 24 400 |
Распределение полной массы, кг:
|
5615 6225 6180 6340 |
Грузоподъемность шасси, кг | 10 500 |
Двигатель:
|
ЗИЛ-375Я (2 шт.) бензиновый, карбюраторный 180 при 3200 мин-1 47,5 при 1800 мин-1 |
Гидротрансформатор | Комплексный, 4-колесный, коэффициент трансформации 2,6 |
Коробка передач:
|
Автоматическая, планетарная, 3-ступенчатая
2,55 |
Демультипликатор
|
Планетарный, 2-ступенчатый
2,73 |
Раздаточная коробка | Цилиндрическая одноступенчатая с КОМ, i = 1,524 |
Бортовая передача | Коническая одноступенчатая, передаточное число i = 2,273 |
Колесная передача | Цилиндрическая прямозубая одноступенчатая, i = 3,73 |
Шины | 16.00-20 |
Контрольный расход топлива на 100 км, л | 100 |
Максимальная скорость по шоссе, км/ч | 65 |