Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Самосвал International времен Великой депрессии

Павел Гаманьков.

Та-а-ак, посмотрим… Значит, «Интернационал»? «Американец», значит! К тому же без номера и регистрации? Новенький! На стройку приехали? А ну пройдемте для выяснения личности! Вот так мы и задержали на тест-драйв для выяснения личности «янки», рожденного в Иллинойсе.

Доставление и обыск

Тестовый американский самосвал оказался тертым калачом в строительном бизнесе. Уроженец г. Чикаго появился 21 марта 2005 г. в «роддоме» завода International Truck & Engine Corp. К моменту проведения теста этот богатыренок одолел около 140 тыс. миль по американским просторам, что эквивалентно приблизительно 225 тыс. км. Разделим эту цифру на четыре года эксплуатации и получим ежегодный пробег более 56 тыс. км. Для магистральных стайеров это немного, а для строительных и карьерных спринтеров среднесуточный пробег 154 км – приличный показатель.

А теперь посмотрим на заезжего гастарбайтера с точки зрения эксплуатанта.

Больше всего меня впечатлило не техническое состояние 4-осника, а его внешний вид. Точнее – состояние лакокрасочного покрытия. То, что за четыре года эксплуатации кабина грузовика сохранила товарный лоск, можно объяснить большим количеством пластиковых элементов, которые не корродируют. А вот состояние самосвальной надстройки – настоящий шедевр автомобилестроения. Заметно, что за все время эксплуатации кузов не перекрашивался. При этом на нем практически невозможно найти следов ржавчины! Лишь небольшой свес за задним бортом, постоянно контактирующий с песчано-гравийными смесями во время разгрузки и погрузки, имеет незначительные намеки на коррозию.

Передний бампер и топливный бак анодированы и зрелищно блестят холодным никелем. Ресиверы справа выкрашены в практичный черный цвет и пока не подают никаких признаков коррозии.

В общем, за качество металла, из которого изготовлена надстройка, а также великолепную обработку и покраску всего автомобиля «янки» заработал высший балл. По нашим прогнозам, еще на 3–4 года о проблеме внешнего вида самосвала можно забыть.

Кабина самосвала проста и аккуратна, но часть ее напольного пространства съедает моторный тоннель

Кабина самосвала проста и аккуратна, но часть ее напольного пространства съедает моторный тоннель

Блок приборов перегружен информацией и на скорости 105 км/ч глаза с непривычки разбегаются

Блок приборов перегружен информацией и на скорости 105 км/ч глаза с непривычки разбегаются
Допрос

В салоне International 7600 сперва ощущаешь некоторый дискомфорт. Ведь даже несмотря на скромные размеры самосвала хочется почувствовать настоящий американский размах – встать в полный рост, побродить по салону. Но у нас был самосвал с дневной кабиной без спального отсека размером с хрущевку, и по-настоящему развернуться и разогнуть спину не получится. Салон хоть и уютный, но скромных европейских размеров. Несмотря на капотную компоновку часть полезного пространства кабины съедает кожух моторного отсека. У задней стенки кабины примостился блок управления самосвальной надстройкой, массивный и неубиваемый, как контроллер промышленного тепловоза. Между этими препятствиями приткнулась кривая кочерга механической КП. Пересесть с водительского на пассажирское кресло можно обладая лишь определенной сноровкой. Кресло на пневмоподвеске имеет большой диапазон регулировок, обшито дерматином, справа установлен откидной подлокотник. Ну это уже барство! Единственная претензия – сиденье по-американски вальяжно и практически лишено боковой поддержки, отчего на буераках елозишь своей пятой точкой.

Кресла практически лишены боковой поддержки, очень не хватает подлокотника и ящика для бумаг

Кресла практически лишены боковой поддержки, очень не хватает подлокотника и ящика для бумаг

Потолочное освещение

Потолочное освещение
Панель приборов и рулевое колесо не представляют собой ничего особенного: дешево, надежно и практично. Отметить можно разве что блок приборов. Слишком уж он перегружен информацией – кроме восьми круглых циферблатов здесь есть небольшой бортовой компьютер с цифровым дисплеем и огромное количество контрольных пиктограмм. С одной стороны, это хорошо – во время работы на нем удавалось контролировать работу большинства систем, но в современном автомобиле часть этих функций можно было доверить электронике. Градуировка шкалы скорости в милях продублирована и в км / ч (таковы требования в Канаде, где он трудился ранее).

Блок управления самосвальной надстройкой и рычаг механической КП с подсказкой, наклеенной на кожух моторного тоннеля

Блок управления самосвальной надстройкой и рычаг механической КП с подсказкой, наклеенной на кожух моторного тоннеля

Подвеска сиденья водителя

Подвеска сиденья водителя

Педальный блок разведен

Педальный блок разведен

Блок предохранителей размещен в передней панели перед пассажиром

Блок предохранителей размещен в передней панели перед пассажиром
Обзорность не назовешь идеальной: гирлянды зеркал и массивные передние стойки кабины несколько ограничивают видимость. Зато капот вопреки ожидания практически незаметен с кресла водителя и не мешает управлению грузовиком. Установленные на крыльях кабины дополнительные зеркала носят далеко не декоративную функцию. Опережающие справа или слева легковушки в основные зеркала можно и не увидеть. Дополнительные же зеркала расположены значительно ниже, поэтому позволяют отслеживать суету «легковых букашек» вокруг самосвала. Стеклоподъемникам и регулировкам зеркал с электроприводом не удивился, хотя в США еще встречаются машины и без них. В базовую комплектацию входят центральный замок и кассетная магнитола. Из приятных особенностей отмечу возможность автоматического раскладывания и смотки кузовного тента. Достаточно нажать на кнопку – и тент захлопнется над платформой с помощью мощных пружин. Для возврата стоек тента в исходное положение использован сервопривод. Он скручивает тент и фиксирует на козырьке надстройки.

Несмотря на капотную компоновку часть рядного силового агрегата спрятана в недрах кабины

Несмотря на капотную компоновку часть рядного силового агрегата спрятана в недрах кабины

Полезный объем кузова уменьшился из-за своеобразного размещения гидроцилиндра подъема надстройки

Полезный объем кузова уменьшился из-за своеобразного размещения гидроцилиндра подъема надстройки

Следственный эксперимент

Пустить силовой агрегат сразу не удалось. Машину долго переправляли по морю, потом она стояла на парковке, и АКБ полностью разрядились. Из-за особенностей конструкции североамериканских грузовиков решить эту проблему удалось легко. В аккумуляторном ящике размещено четыре «легковых» батареи. Бортовое напряжение на «американцах» 12 В, и все они подключены параллельно. Такая конструкция имеет массу плюсов. Вопервых, при необходимости можно использовать заряднопусковое устройство от легкового автомобиля. Во-вторых, в случае замены они обойдутся владельцу дешевле грузовых. В-третьих, с ними просто удобнее работать и даже в случае отсутствия или выхода из строя одной-двух батарей машину можно завести.

Бортовое напряжение американских самосвалов – 12 В. Один из четырех аккумуляторов потерялся во время доставки

Бортовое напряжение американских самосвалов – 12 В. Один из четырех аккумуляторов потерялся во время доставки

Из-за севших аккумуляторов пришлось «прикуривать»

Из-за севших аккумуляторов пришлось «прикуривать»
Подзарядив батареи зарядной станцией CRT2000.2, мы легко оживили двигатель. Выхлопная труба «пустила медведя», и под капотом густо забасил промышленный дизель. Caterpillar C13 с турбонаддувом и вторичным охлаждением нагнетаемого воздуха оказался шумным и вибронагруженным, что весьма типично для промышленных американских дизелей. Этот силовой агрегат стандарта Tier3 (Stage IIIA) обычно используют на тракторах, карьерных самосвалах и локомотивах. Чуть изменив настройки электронного блока управления и турбины, американские конструкторы снимают на тяговых двигателях Caterpillar C13 Acert мощность 385–520 л.с.

Порожний самосвал стартует на второй передаче чуть ли не на холостых оборотах, и уже через пяток метров пора переключаться. Тут у водителя, не привыкшего к «американцам», могут возникнуть некоторые трудности. Работа с педалью сцепления (пневматический усилитель конструкцией не предусмотрен), требует определенной сноровки. Пытаешься плавно отпустить педаль, а ногу буквально отстреливает вверх. Правда, имея определенные навыки, пользоваться сцеплением можно только на старте, остальные передачи включаются с помощью перегазовки. Это уже проще. Но при движении в плотном потоке, в пробке, при работе в карьере, на коротком плече водителям «интера» не позавидуешь. Это, пожалуй, самый основной недостаток самосвала. В остальном управление машиной абсолютно предсказуемо и вызывает только положительные эмоции. Работать с другими педалями легко: порожняя машина моментально отзывается на нажатие педали газа. Пневматика тормозов тоже предсказуема.

Американские фонари в ГАИ заставят поменять на соответствующие ГОСТу. Тормозные цилиндры находятся в уязвимой зоне и нет подкатного бруса

Американские фонари в ГАИ заставят поменять на соответствующие ГОСТу. Тормозные цилиндры находятся в уязвимой зоне и нет подкатного бруса

Топливный фильтр предоставлен всем ветрам, грязи и морозу

Топливный фильтр предоставлен всем ветрам, грязи и морозу

Реактивные тяги расположены нетрадиционно

Реактивные тяги расположены нетрадиционно

Вместо привычных рессор или пневмобаллонов заднюю тележку амортизируют прокладки из литой резины

Вместо привычных рессор или пневмобаллонов заднюю тележку амортизируют прокладки из литой резины

Масляные щупы двигателя и КП скомпонованы в единый блок

Масляные щупы двигателя и КП скомпонованы в единый блок
Если сравнивать с бескапотными «европейцами», радиус разворота International 7600 великоват, но для четырехосного самосвала вполне приемлем. Вторая ось самосвала подъемная и управляемая, что продлевает жизнь протектору и здорово уменьшает радиус разворота.

К сожалению, мне удалось прокатиться только на порожнем грузовике. Но думаю, что и с 23 т груза в кузове силовой агрегат справится без существенных проблем. Тем более что числа восьми передач трансмиссии порезаны почти ровно и коротко. Кроме того, для старта в тяжелых условиях предусмотрены две понижающие передачи: «Lo» и «Lo-Lo».

Для размотки тента из кабины выходить не нужно, достаточно нажать кнопку

Для размотки тента из кабины выходить не нужно, достаточно нажать кнопку

Запорный механизм заднего борта

Запорный механизм заднего борта
Интересно устроена подвеска самосвала. В конструкции задней тележки отсутствуют рессоры, пружины и пневмобаллоны. Вместо них использованы массивные подушки – вставки из сплошной литой резины. Такая конструкция часто применяется в карьерной технике и шарнирно-сочлененных самосвалах грузоподъемностью 25 т. Она проста и удобна, особенно на скальных карьерных дорогах. Отчасти роль демпфера и амортизатора играют неподрессоренные массы – многослойные шины типа 5L с низкой стираемостью. Впереди применили зависимую подвеску с рессорными пластинами, второй подъемный мост оснащен пневматической подвеской.

В погоне за большей вместимостью кузова продавцы наращивают борта самосвала

В погоне за большей вместимостью кузова продавцы наращивают борта самосвала

Передняя буксировочная проушина впечатляет запасом прочности

Передняя буксировочная проушина впечатляет запасом прочности
Техническая характеристика International 7600 (8×4) WXS-series
Колесная формула 8х4
Модель кузова Ox Bodies, Inc. 17FT.16-18YD
Грузоподъемность, кг 23 000
Допустимая полная масса в составе автопоезда, кг 66 000
Максимальная допустимая нагрузка по осям, т 20,0/ 13,2/ 23,0/ 23,0
Двигатель Caterpillar C 13 D ATAAC ACERT, турбодизель, I-6
Рабочий объем, см3 12 503
Максимальная мощность, л.с. 440 при 1800 мин-1
Коробка передач Eaton Fuller C10 механическая
Количество передач вперед/ назад 8+1+1/ 2
Шины 1-й оси Michelin XZY3 425/65R22.5L
Шины 2-й оси Bridgestone M726 295/75 R 22.5
Шины 3-й оси Bridgestone M726 295/75 R 22.5
Шины 4-й оси Michelin XZA2 275/65R22.5L
Вместимость топливного бака, л 236
Клиренс, мм 600

Суд идет!

Не понравилось – едва ли не по центру расположенная задняя светотехника под кузовом и отсутствие противоподкатного бруса. Такая дремучесть встречается лишь на карьерных машинах да КрАЗах «доперестроечных» 80-х.

Машина показалась весьма заманчивой и практически в безупречном техническом состоянии. Поэтому с регистрацией и прохождением государственного техосмотра проблем возникнуть не должно. Хотя некоторые вопросы к «американцу» все же остались. Сможет ли «секонд-хенд» конкурировать с хорошо изученными КамАЗами и МАЗами и теми же «китайцами»? К недостаткам можно отнести стоимость автомобиля. Цена для грузовика подобного уровня вполне разумная. Но она выше прайса на новые бюджетные самосвалы. Кроме этого вместимость самосвального кузова «интера» меньше, чем у четырехосников из Поднебесной. Приходится надстраивать борта платформы. Как ни странно, но даже американцам приходится плясать под китайскую дудку. Потребители привыкли к огромным кузовам, и другие варианты их не устраивают. Зато его не перегрузишь! Еще в активе International WXS-серии надежная конструкция, проверенная временем, и мощный силовой агрегат, произведенный непосредственно в Северной Америке, простота в ремонте и обслуживании.