Базовое шасси Беларус Ш-353М и семейство шахтных машин разработки МТЗ
Наряду с традиционной продукцией Минский тракторный завод выпускает и узкоспециализированную технику. В начале 1990-х по заказу ПО «Беларуськалий» в Отдельном конструкторском бюро МТЗ начались работы по созданию шахтных машин для эксплуатации в подземных калийных рудниках по горизонтальным и наклонным (до 15°) выработкам арочного типа, неопасным по газу и пыли.
Решение о начале выпуска специализированных АТС встало на повестку дня с началом разработки калийных месторождений в Солигорске. Длина штольни достигает 10 км, и поэтому потребовался автотранспорт для доставки горняков и различных грузов к месту проведения работ.
Сначала перевозили рабочих и оборудование на специальных тракторах с прицепами и на немецких автомобилях PAUS Minca, закупаемых по довольно высокой цене (порядка 60 тыс. марок).
После распада СССР на территории СНГ подобную спецтехнику выпускал только воронежский «Рудгормаш» (модель 1ВЛГА), а незадолго до этого «Амурлитмаш». Выбор был небольшой, поскольку каждый производитель разрабатывает машины под определенные условия эксплуатации. Во-первых, понадобилась машина с минимальными габаритными размерами. Во-вторых, было необходимо снизить вредные выбросы углекислого газа и азота в рудничную атмосферу. В-третьих, согласно правительственной доктрине импортозамещения транспорт должен быть максимально унифицирован с серийной продукцией МТЗ во избежание перебоев с обеспечением запчастями и сервисным ТО.
За основу на МТЗ взяли узлы и агрегаты серийного колесного трактора «Беларус». В течение 1992–1993 гг. был изготовлен опытный образец шахтной транспортной машины МТ-353. Этот автобус вагонной компоновки с двухместной кабиной оборудован пассажирской кабиной для перевозки 20 горняков, размещаемых на поперечных лавках, и представляет собой упрощенную сварную конструкцию типа «пульман» с тремя проходами, огороженными цепью. Вход слева, а справа – глухая стенка. На МТ-353 применялся 77-сильный двигатель Д-240, с двухступенчатой системой газоочистки, с прохождением отработавших газов через каталитический нейтрализатор и жидкостный барботажный бак. Предельная концентрация окиси углерода (СО2) в выхлопных газах составляет 0,08%.
В конструкции использована КП, корпус сцепления и другие узлы от трактора МТЗ-80. А вот мост пришлось делать оригинальным, хотя и он на 70% состоял из тракторных деталей.
Кроме того, были выпущены машины медицинской помощи ММП-393, пожарная МП-403, поливочная МШ-373, маслозаправочная ММЗ-383, кровлеоборочная МКО-431 и шахтный трактор Ш-682.
Несмотря на усилия конструкторов, первенец оказался громоздким и дорогим. До 1997 года на «Беларуськалий» было поставлено всего 40 единиц техники. Заказы были штучными, и снижение себестоимости продукции оказалось делом непростым.
Разработчики учли все недостатки, и к рубежу миллениума были построены модернизированные Ш-353М. Основное отличие шахтных машин, выпускаемых с 2000 года, заключалось в отказе от применения тракторных деталей и узлов. Их создавали с использованием белорусских комплектующих от ГАЗ-53А.
Выбор «газона» не случайный, он максимально соответствовал условиям заказчика, оптимально укладывался в составленную смету, а детали и узлы оказались наиболее приемлемыми по цене, доступности на рынке и по ресурсу. Передняя ось с амортизаторами усилена, а задний мост полностью идентичен ГАЗ-53А. КП заимствовали от грузовика ЗИЛ, а 60-сильный тракторный дизель Д-243.2С-366 производства Минского моторного завода. По словам начальника КБ ОКБ В.К. Папки, проблем с запчастями у эксплуатирующих предприятий нет. В результате проведенной модернизации шахтные «Беларусы» стали значительно легче, увеличилась их надежность, сократилось число отказов, срок службы вырос до четырех лет.
Коллективом создателей рассматривалась также возможность использовать для своих шахтных машин зиловский «Бычок», как это сделал ОАО «Рудгормаш». Однако в данных условиях клиренс 180 мм оказался неприемлемо малым.
На базе Ш-353М создали целый спектр транспортных средств. Основой модельного ряда стала грузолюдская машина МГЛ-363М с платформой размерами 2,2х2,0 м (высота борта 500 мм) для доставки 2,5 т груза и бригады из пяти ремонтников к месту выработки. На ее базе были подготовлены 6-местные версии ММП-393М для оказания медицинской помощи и перевозки двух пострадавших на носилках. Потом последовали поливочная машина МПЛ-373М с насосным агрегатом МДК-133 и цистерной вместимостью котла 2,9 м3 для увлажнения горных выработок, пожарная МП-403М для доставки шести бойцов на огневой рубеж. Пожарная машина оборудована водобаком на 2000 л и насосным агрегатом производительностью 500 л/мин (при давлении 0,7–1,0 МПа). Была изготовлена также маслозаправочная машина ММЗ-383М для сбора отработанных и доставки чистых масел. Маслозаправщик оборудован четырьмя насосами НШ32А-3 и четырьмя баками общей вместимостью 2400 л.s
Машины выпускают на специально созданном для этого конвейере. Наиболее востребованными являются транспортная, грузопассажирская и поливочная машины. Последнюю можно использовать и как пожарную, для чего ее комплектуют брезентовыми рукавами со стволом. Для нейтрализации воздействия агрессивной среды на все узлы и механизмы автомобилей наносят специальное защитное покрытие, особое внимание уделяется деталям, изготовленным из алюминия. Ремонт производят под землей, где на каждом горизонте расположены небольшие специализированные мастерские. И только при полном износе машина выводится из эксплуатации.
За разработку и внедрение базового шасси Ш-353М и семейства шахтных машин на его базе для выполнения транспортных и специальных работ в горных выработках подземных рудников авторский коллектив в 2003 году получил отраслевую премию министерства промышленности Республики Беларусь за достижения в области науки и техники.
Благодаря появлению минских изделий существенно сократились поставки немецких машин, а белорусские шахтные автомобили уже не уступают зарубежным аналогам. Все модели Минского тракторного завода, поставляемые ПО «Беларуськалий», проходят обязательную экспертизу Проматомнадзора на соответствие правилам безопасности при разработке подземным способом соляных месторождений РБ.
Обычно в год по заявке ПО «Беларуськалий» производится 10–15 автомобилей для работы в рудниках. Минские машины успешно эксплуатируют российские ОАО «Сильвинит» и «Уралкалий». Условия работы в шахтах сильно различаются. Если в белорусских сыро только зимой, когда выпадает конденсат, то в российских постоянно много влаги из-за грунтовых вод. Заинтересовались шахтными машинами, в частности медицинской и пожарной, эстонские специалисты. С предложениями о сотрудничестве к минчанам обращались и фирмы из ЮАР. Но местные требования оказались жесткими: сложные выработки и большие ограничения по габаритам.
Свои шахтные машины работники ОКБ демонстрировали в Минске на выставках, посвященных Дню белорусской науки и другим праздникам. В конце прошлого года МТЗ совместно с люберецким НАНИО «ЦС ГШО ИГД» провел аттестацию и получил на свою продукцию сертификат соответствия Госстандарта России. В 2007 году белорусские тракторозаводцы должны отправить 16 машин различных модификаций ОАО «Уралкалий». Еще 30 транспортных средств заказали на этот год солигорские шахтеры.
Полезная нагрузка, кг | 4000 |
Снаряженная масса, кг | 3300 |
Колея спереди/ сзади, мм | 1630/ 1690 |
Радиус поворота, м | 6,5 |
Габаритные размеры, мм | 4860х2220х2150 |
Скорость, км/ч | 2,28…42,27 |
Клиренс, мм | 260 |
Число мест | 2 |
Ваш комментарий будет первым