Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Советские авто за границей — как и где их выпускали

Когда-то советские автомобили выпускали за пределами Союза. Расскажем, как и где это было.

Китай

Первый китайский автозавод (будущий FAW) проектировали на ЗИСе в Москве. С этой целью создали целое управление, а делая проходную китайцам, переняли стиль автозавода им. Сталина. Первым появился ЗИС-150 (шестерка, 90 л. с., 5,56 л, 1953 г.). Китайцы назвали его «Освобождение» (Jiefang). За ним — Jiefang CA30 (полный привод), почти аналог ЗИЛ-157, только с упрощенными крыльями и радиаторной решеткой.

Автомобили делали для нужд собственной армии и на экспорт, для азиатских стран. Ныне FAW производит легковые и грузовые авто, а также лимузины Hongqi для правительства.

Еще одна, уже вторая массовая модель китайцев — ГАЗ-51. Ее производили в трех странах. Китайский Yueji возник в 1958 г. До 1987 г. было выпущено 162 тыс. разных моделей грузовиков. Предприятие существует и по сей день, работает над выпуском современных коммерческих авто 1 — 5,5 т.

Азия, Африка

ГАЗ-51 под именем Syngri («Победа») делали в Северной Корее. Такие авто, в основном газогенераторные, можно встретить там и сейчас. По сборным данным, известно, что корейцы выпускали наши ГАЗ-63 (69), автобусы ГАЗ-51 (напоминает ПАЗ). Упоминается также КрАЗ-222 и БелАЗ-540.

Что касается Африки, то тут в постсоветское время производством ВАЗ-2107 занималась компания Lada Egypt. За год она выпускала по 1000 – 1700 единиц авто, выполняя сварочные и покрасочные работы. Недорогие авто пользовались популярностью у таксистов.

С 2013 г. все сошло на нет после того, как прекратились поставка комплектующих. Сейчас египетская компания реализует авто, привезенные из России.

Румыния

ЗИС-150 (95 л. с., 5,56 л.) выпускал автозавод «Красное знамя» в г. Брашов (ранее Орашул-Сталин). Тут же производили грузовики SR-101, самосвалы SR-109. До 1958 г. выпустили 17 тыс. единиц техники.

Потом занялись выпуском МАН (ROMAN). Авто отправляли на экспорт но к 2014 г. и без того снижающиеся темпы производства сошли на нет. Под румынской маркой выпускали также IMS-57 – своего рода аналог ГАЗ-69 (1953 г.), а также современные внедорожники ARO 10 и 240.

Болгария

Болгары выпускали «Москвич» 408, 412, 2140, 2138, 2141 в г. Ловеч. Болгарские версии были практической копией советских. До 1990 г. здесь собрали больше 304 тыс. единиц авто. Болгарский автозавод «Мадера» выпускал ГАЗ-53 и 52.

Польша

Польская фабрика грузовых авто занималась выпуском Lublin 51, т. е. ГАЗ 51 (1951 г.). Затем – фургоны «Жук», популярные в Союзе (1958 г.). С передачей польской стороне конструкции нашей «Победы» (ГАЗ М20) фабрика перешла на новый этап своего развития. Выпускаемые под своей маркой модели Warszawa 203 и 223 совершенствовали. Последнюю модель производили в самых разных вариантах до 1973 г.: седан, универсал, пикап, «санитарка». Общий выпуск составил 254 471 авто, в том числе на экспорт.

Финляндия

Капиталистическая, но близкая Союзу Финляндия выпускала реанимационные РАФы-22031 (1979 г.). Эти машины скорой помощи делали именно для Советского Союза. У нас на них работали с 1980-х. Потом на базе их разработали собственные РАФ‐2914. Финская компания Tamro выпускала также санитарки на базе ГАЗ-24-03 «Волга», УАЗа. В рамках советско-финского сотрудничества появился фургон Ajokki, передвижная ТВ студия «Магнолия‐23».

Среди постсоветских моделей отметим выпуск компанией Valmet модели «Евро-Самара» (модернизированная девятка).

Источник