В последние годы интерес общества к истории СССР вспыхнул с новой силой. Есть даже те, кто ностальгирует по этому времени. В том числе вспомнили и об отечественных советских автомобилях, которые производила наша страна. Даже у молодежи, у которой нет возможности приобрести дорогой автомобиль, сегодня снова в моде Москвичи, Волги и Жигули. Кто-то недоволен, что общество стало положительно относиться к временам СССР. И об этом можно спорить очень долго. Конечно, в те годы было много и негатива. Но это не говорит о том, что нужно забывать историю. Это наша с вами история, которую писали наши отцы, матери, бабушки и дедушки. В том числе мы должны знать, чего добилась наша страна во времена СССР, выпуская автомобили.
Одним из самых интересных фактов о советских автомобилях был тот, что почти все автомобили, произведенные в нашей стране во времена СССР, были основаны на западных моделях. Нет, мы не воровали технологии и не производили клонов, как это сегодня делает Китай. Запуск производства многих советских автомобилей был осуществлен по лицензии от зарубежных компаний.
Причем даже во времена холодной войны наша страна сотрудничала с западными странами, получая оборудование для производства автомобилей.
Но не все так грустно в нашем советском автопроме, как кажется на первый взгляд. Как правило, первая модель того или иного автомобиля была основана на западной машине. Но затем наши конструкторы и инженеры последующий модельный ряд делали самостоятельно. Правда, очень часто даже свои новые модели мы выпускали на импортном оборудовании.
Это, конечно, не означает, что в нашей стране не было инструментов и соответствующего оборудования. Но факт остается фактом: высококачественное оснащение для производства автомобилей на Западе было в разы лучше и эффективней. Именно поэтому мы закупили за рубежом немало дорогостоящего оборудования для отечественных автозаводов.
АМО-ГАЗ
Модель ГАЗ АА выходит с производства
Компания Ford была одной из первых (но не первой – об этом ниже), кто подписал с Советским Союзом лицензию на производство грузовых автомобилей Ford Model AA. Грузовики назывались НАЗ АА (ГАЗ АА). Для справки: в те годы автозавод ГАЗ назывался НАЗ (Нижегородский автомобильный завод, или NAZ).
Для старта производства наша страна согласилась приобрести у американцев оборудование и запчасти на сумму 13 000 000 долларов. За эти деньги Ford обещал обеспечивать техническую помощь для строительства автозавода в Нижнем Новгороде.
Производство стартовало 1 января 1932 года.
Но, как мы уже отметили, компания Ford не была первооткрывателем Советского Союза. Ранее в нашей стране по итальянской лицензии Fiat началось лицензионное производство грузовиков АМО-Ф-15.
Этот автомобиль был основан на базе грузовика FIAT 15 Ter. Напомним, что с 1917 по 1919 год завод АМО выпускал по лицензии сборку итальянских грузовиков.
В январе 1924 года завод АМО начал подготовку к производству своего собственного грузовика на базе FIAT 15 Ter. На тот момент опыт сборки, собственные технологические решения, чертежи итальянских машин позволили уже к концу 1924 года начать серийное производство отечественных грузовиков АМО-Ф-15.
ЗИЛ
Этот автозавод изначально назывался АМО (Автомобильное московское общество). Завод был создан в 1916 году для лицензионной сборки грузовых автомобилей Fiat F-15. В последующем название завода сменили на ЗИС (автомобильный Завод имени Иосифа Виссарионовича Сталина), а затем был переименован в ЗИЛ (Завод имени Лихачева).
Параллельно с производством грузовика АМО-Ф-15 завод выпускал грузовик АМО-2 на базе американских комплектующих 2,5-тонных грузовиков. В 1931 году этот грузовик был снят с производства, после того как был налажен выпуск полностью отечественного грузовика АМО-3. Для этого завод был модернизирован и переоборудован американской компанией AJ Brandt Co. Грузоподъемность АМО-3 составляла 2,5 тонны. Но, несмотря на полную локализацию производства, АМО-3 был точной копией американского грузовика «AutoCar-SA».
В 1933 году завод АМО был переименован в ЗИС, и грузовикполучил имя ЗИС-3.
Москвич
На фото Москвич-400
В 1930 году Московский государственный автосборочный завод № 2 был переименован в «Государственный автосборочный завод имени КИМ».
На заводе было создано свое конструкторское бюро, которое начало разрабатывать малолитражный седан КИМ 10-50, фаэтон КИМ 10-51. Согласно Постановлению экономического совета при Совнаркоме СССР от 5 марта 1939 года, в качестве основы для малолитражки был взят британский автомобиль Ford Prefect E93A. Стоит отметить, что завод КИМ изначально пытался разработать свой собственный автомобиль КИМ-10, но из-за оставлявших желать лучшего условий сборки автомобиль получился низкокачественным и не отвечал в те годы промышленным стандартам. В итоге было принято решение создать отечественный автомобиль на базе малолитражки из Британии.
В 1941 году в связи с началом Великой Отечественной войны завод КИМ был модернизирован под выпуск военной продукции.
В 1945 году нашими властями было принято решение о строительстве автозавода «Москвич» для выпуска малолитражных автомобилей.
В 1946 году на заводе «Москвич» начинается производство автомобиля Москвич-400. Эта машина была точной копией Opel Kadett K38, который выпускался компанией Adam Opel A.G. с 1937 по 1940 год. Кстати, компания в те годы принадлежала американской компании General Motors.
Правда, для выпуска Москвич-400 российским инженерам пришлось попотеть. Дело в том, что оригинальная документация Opel Kadett K38 после войны не сохранилась. В принципе, автомобиль создавался по сохранившимся экземплярам автомобилей.
Жигули – Лада
Но эту историю, наверное, знают все от мала до велика. В 1960-е годы наше руководство подписывает с итальянцами лицензионное соглашение о производстве в СССР автомобилей на базе Fiat 124. В рамках этого соглашения также был утвержден проект автозавода, на котором было решено выпускать на базе Fiat 124 ВАЗ-2101, ВАЗ-2102 и ВАЗ-2103 (для справки: в 1964 году этот итальянский автомобиль получил звание лучший автомобиль в Европе). Производство автомобилей началось в 1970 году. Стоит отметить, что российские инженеры доработали конструкцию итальянских автомобилей.
В итоге первая модель АвтоВАЗа (ВАЗ-2101) отличалась от оригинального Фиата. Таким образом, ВАЗ-2101 имел следующие отличия:
- сзади появились барабанные механизмы тормозной системы, спокойно переносящие плохие дороги
- подвеска (передняя подверглась усилению, задняя – полной замене на более современную, с пятью реактивными штангами вместо реактивной трубы)
- карданный вал (внедрен открытый вал с промежуточной опорой), усиленным сцеплением и доработанной конструкцией синхронизаторов в КПП
- двигатель
КамАЗ
На фото Первые экземпляры грузовиков КамАЗ в 1976 году
В 1969 году власти нашей страны решили наладить производство тяжелых грузовиков. К сожалению, не своих. Опять пришлось искать зарубежный аналог. Но, наверное, с учетом нашей плановой экономики в те годы так было проще и эффективней.
Одним из первых кандидатов стала американская компания МАСК. Советское руководство даже заключило с американцами контракт на строительство в нашей стране автозавода. Но это соглашение не прошло через Госдеп США. В результате наша страна была вынуждена обратиться за помощью в другие компании.
Так, в создании завода «КамАЗ» участвовали компании «Свинделл- Дресслер» (США), Renault (Франция), «Либхерр» (ФРГ).
Американцы оказывали содействие в поставке оборудования для производства, французы помогали делать проект по строительству завода по производству двигателей, а немцы – наладить производство коробок передач.
Первый грузовик КамАЗ-5320 был основан на базе ЗИЛ-170 (6х4) и ЗИЛ-175 (4х2).
ЗИЛ-170 был основан на базе американского автомобиля International COF-220, который производился с 1962 по 1966 год.
Первый КамАЗ-5320 сошел с конвейера 16 февраля 1976 года. Но ранее в цеху завода КамАЗа в 1974 году был произведен первый двигатель для грузовиков собственной разработки. Всего же в запуске производства автомобилей КамАЗ участвовало более 700 международных компаний, которые поставили свои инструменты и оборудование для производства.
Фотографии отечественных автомобилей в СССР
Советский автомобиль Prombron C 24/45 1923 года
ГАЗ-62, модель 1939 года – советский двухосный полноприводный грузовик
ГАЗ-М1 1936 года – самый массовый советский автомобиль середины ХХ века. Было произведено 62888 экземпляров, созданных на Молотовском Горьковском автомобильном заводе
Советский автомобиль ЗИС-115 1945 года
1954 год. Под руководством Бориса Шапошника (главного конструктора СКБ «МАЗ») было создано много различных колесных артиллерийских тягачей с колесной формулой 8х8 и серией шасси для мощных самоходных пусковых установок
Москвич-408 на раллийном марафоне Лондон-Сидней 1968 года –4 место в командном зачете (советский экипаж)
Лондон – Мексика, 1970 год. Перед стартом марафона на стадионе Уэмбли. Москвич № 28 придет к финишу практически в том же виде, без поломок – Лондон – Мехико, 1970 год, 3 место в командном зачете (советский экипаж)
1971 год, ралли «Тур-Европа», спортивный дебют советских новинок ВАЗ-2101 – 3 место в общем зачете, 1 место в командном зачете
Советский джип ВАЗ-2121 НИВА. Советский джип ВАЗ-2121 с 70-х участвовал в гонках Париж-Дакар. Гонки были сложными, но ВАЗ-2121 уверенно занимал финишные места. А в 1982 году в Дакаре занял 2 место! 1-е же место заняли братья Марре на 170-сильном Renault 20 Turbo 4×4
В гонках участвовали не только легковые советские автомобили, но и советские грузовики. Например, МАЗ и КамАЗ. МАЗ СовтранАвто на Нюрбургринге 1988.