Даниил Минаев.
В Набережных Челнах о проекте «Арктика» обмолвились в начале 2017-го – ровно три года назад. Но тогда не было очевидно, что это касается автомобильного направления. А вот на осеннем студенческом форуме научных открытий «Вузпромэкспо-2017» пазл сложился. Именно там впервые показали трёхосный сочленённый КАМАЗ-6345. Это был фурор! И когда на выставке COMTRANS’19 вновь появилась «Арктика», многие прошли мимо, а зря, ведь это совсем другая машина.
Для вузовской тусовки дебют «Арктики» стал главным событием и центральным местом для селфи, поскольку машины такого ранга на подобных мероприятиях ранее не презентовались. И важно подчеркнуть: «на подобных мероприятиях», поскольку студентам дали отчётливо понять, что они могут участвовать и состязаться в громких проектах.
На студенческой выставке молодёжь «Арктику» излазила вдоль и поперёк и восторгам с лайками было не счесть числа в мессенджерах и блогах. Оставалось только ждать логического продолжения. Разумно было ожидать завершения проекта ВТС 8х8 «Негабарит» с кабиной классического образца К3. А там смотришь и кабина К4 от Mercedes-Benz Axor успела бы состариться… Но «КАМАЗ» всех обошёл: он запустил в производство кабину поколения К5 от Actros и тут же водрузил её на новое шасси. Так в списке премьер на COMTRANS’19 обещанное развитие модельного ряда «Арктика» предстало в полностью модернизированном виде.
На рабочем месте экстремала
Кабина типа F1T (удлинённая с низкой крышей и низким моторным тоннелем) закреплена на раме на четырёх сайлентблоках. Взобраться в неё придётся через каскад из 6 ступеней и поручни с обеих сторон не кажутся конструкторским излишеством.
Оказавшись в кабине «Арктики», не заблудишься в лесу рычагов управления полноприводной трансмиссии. Всё упрощено именно для тыкания пальцем в рукавице. Привычная панель приборов, тумбочка под правой рукой с селектором АКП Allison, уютный одноместный «спальник» около задней стенки, а над головой водителя стандартный мультимедийный блок, где предусмотрен даже тахограф!
Как и положено современному грузовику, кабина снабжена кондиционером и автономным отопителем. Надо учесть жару северного лета с её комарами и гнусом и жёсткость зимы «с белыми мухами», как говорят на Урале и в Сибири.
Электропитание осуществляется от двух 12-вольтных батарей (сетевое напряжение 24 В) ёмкостью 210 А·ч.
За кабиной расположен модуль для ЗИП, в который ведёт отдельная лестница, однако доступ к нему возможен и «поверху», благо на крыше есть за что ухватиться. За бытовкой размещено запасное колесо и гидроманипулятор ИНМАН ИМ77 номинальной грузоподъёмностью 3000 кг. При максимальном вылете стрелы 6,8 м, грузоподъёмность составляет 1100 кг. Кузов стандартный, с откидными бортами.
Покоритель болот, тундры и тайги
Кафедра «Колёсные машины» МГТУ имени Баумана совместно с ПАО «КАМАЗ» уже около пяти лет работают над созданием уникальных узлов и агрегатов для самых непредсказуемых и сложных условий работы. Так, в 2015 году был построен первенец – опытный образец КАМАЗ-63953 с колёсной формулой 8х8. В 2017-м – ВТС (вездеходное транспортное средство) «Арктика» КАМАЗ-6345-3101 с колёсной формулой 6х6.
Основная проблема транспортных средств, которые способны работать вне дорог, и не просто вне дорожной сети, а в тундре, тайге, на заболоченных территориях, передвигаться в вечномёрзлых грунтах – соотношение полной массы и грузоподъёмности. Многие ранее построенные решения были способны перевозить практически лишь самих себя. У трёхосной машины 6х6 полной массой 30 т грузоподъёмность 13 т. А у четырёхосной версии полная масса выросла до 40 тонн и полезная нагрузка, в зависимости от типа шин, составляет до 16 т. Трёхосная «Арктика» оснащена двумя 350-литровыми топливными баками, а на четырёхоснике стоят два бака по 400 литров.
Следующая группа задач, стоящих перед конструкторами незаурядной техники – габаритные размеры. Автомобиль должен лавировать в сложных ландшафтах, но хотелось бы его и частично применять на дорогах общего пользования, тогда без специальных разрешений он должен быть не шире 2,5 м и не длиннее 12 м. КАМАЗ-6345-3101 «Арктика» с колёсной формулой 6х6 габаритной длиной более 11 метров. У него радиус поворота – 12 метров. На четырёхосной версии КАМАЗ-6355 этот параметр составляет 14 м.
Опять же, если предполагается хотя бы частичное движение по обычным дорогам, необходимо, чтобы грузовик развивал не менее 60 км/ч, иначе опять же теряется смысл использования дорожной сети.
Это только общий круг слегка обозначенных проблем. Теперь о воплощении решений «в металле», поскольку камский вездеход предназначен для работы в районах Крайнего Севера и Арктики при температурах до –60 °С.
Конструкторские искушения
Проект грузового автомобиля для незаурядных условий любого порядка – дорожных, погодных, климатических, экономических и экологических – всегда ставит конструктора перед искушением использовать оригинальные наработки. Но это затягивает срок разработки и ведёт к удорожанию НИОКР. Согласно техзаданию было решено, там, где это возможно, базироваться на агрегатах серийных КАМАЗов и без усложнений.
Так «Арктика» в 2017 году получила шарнирно-сочленённую раму, подвижную в горизонтальной плоскости и обеспечивающую минимальный радиус поворота. Узел сочленения унифицирован для различных колёсных формул и состоит из двух листовых коробчатых конструкций, соединённых двумя шаровыми шарнирами. Подвижность в продольной плоскости, обеспечивает максимальный угол складывания 45º. Поскольку специфика эксплуатации не предусматривает сложно-пересечённую местность, конструкторы считают, что при недостатке сцепных свойств достаточно обойтись межколёсной блокировкой. В целом узел сочленения с одной степенью свободы надёжнее. В таком виде (но только с удлинённой передней секцией) конструкция перекочевала на вариант 8х8.
Шинный экстрим
В зависимости от сценария эксплуатации для камазовской «Арктики» предусмотрены два применяемых комплекта шин: «Габарит» и «Негабарит». Вариант «Габарит» имеет диаметр 1960 мм и ширину 716 мм. Такие шины способны выдерживать максимальную нагрузку в 5300 кг при внутреннем давлении воздуха не более 1,63 кгс на cм2. При этом давление на грунт не превышает 1,43 кгс/cм2, а допустимая скорость движения ограничена значением 60 км/ч. На трёхосном КАМАЗ-6345-3101 использовали шины российского производства Nortec модели ТА-01, размерностью 710/70 R38, с наружным диаметром 1920 мм и профилем шириной 710 мм. Допустимая нагрузка – 5300 кг, скорость – до 65 км/ч.
На выставочной четырёхосной «Арктике» в версии «негабарит» установлены китайские бескамерные шины HENAN размерностью 66х43.00-25, позволяющие развивать скорость до 60 км/ч. При меньшем наружном диаметре в 1650 мм ширина профиля составляет 1052 мм. Удельное давление на грунт снижено до 1,15 кгс/cм2, что позволяет машине не утонуть в снежном фирне или на заболоченных участках.
Силовая линия
На двухгодовалой трёхосной «Арктике» был установлен камазовский двигатель V8 модели КАМАЗ-40.37-400, рабочим объёмом 11,76 л и мощностью 400 л.с. Это глубокая модернизация классического семейства двигателей КАМАЗ-740 (см. «Компромисс бюджета и технологичности»). У нашего КАМАЗ-6355 2019 года выпуска самый современный на сегодняшний день опять же камазовский двигатель модели 910.12-450, рабочим объёмом 11,95 л. Эта рядная «шестёрка» пятого экологического класса с настройкой мощности 450 л.с. при 1900 об/мин, максимальный крутящий момент составляет 2058 Н·м при 1300 об/мин. Все уже конечно же знают, но я повторюсь для тех, кто не в курсе – новый двигатель разработан при участии компании Liebherr, и его расчётный ресурс до капремонта составляет 1,5 млн км. Арктическая адаптация мотора потребовала применить морозостойкие РТИ выдерживающие до –80 °С, концентрированный антифриз, синтетические масла и смазки, установить топливные фильтры с дополнительным электрообогревом. Картер двигателя снизу имеет мощную защиту из поддона армированного защитными дугами.
Крутящий момент распределяет 2-ступенчатая раздаточная коробка КАМАЗ-633-1800020 с понижающей передачей, пневматическим управлением и блокируемым межосевым дифференциалом. К передним колёсам «Арктики» передаётся 27,5% номинальной мощности двигателя, 72,5% – к задним. На машине используются оригинальные ведущие мосты КАМАЗ-6355 с тройной передачей и колёсными редукторами передаточным отношением главной пары 15,239.
Полная/ снаряжённая масса, кг | 41 480/ 26 580 |
Грузоподъёмность, кг | 14 900 |
Распределение нагрузки по передним осям, кг | 9160/10 000/11 160/11 160 |
Максимальный преодолеваемый подъём, % | 60 |
Двигатель:
|
КАМАЗ-910.12-450, турбодизель, I-6, Euro 5 11 946 450 при 1900 мин-1 450 при 1900 мин-1 |
Коробка передач
|
Автоматическая, Allison 4500 6/1 |
Ведущие мосты | КАМАЗ-6355 |
Передаточное число главной передачи | 15,239 |
Шины | HENAN 66х43.00-25 |
Радиус поворота, м | 16 |
Вместимость топливных баков, л | 400+400 |
Максимальная скорость, км/ч | 60 |
Вопрос цены и спроса
Это уникальное транспортное средство для Крайнего Севера и Арктической зоны было разработано в рамках программы Правительства РФ «Социально-экономическое развитие Арктической зоны РФ на период до 2020 года»… от 2014 года! Но как это издревле заведено в России со времён Ермака и Семёна Дежнёва часть времени была затрачена на раскачку. Срок программы такого уровня уже на момент принятия казался смехотворно малым. Поэтому её в 2017-м логично пролонгировали до 2025 года.
КАМАЗ выполнил часть поставленной задачи. Осталось лишь узнать, скоро ли проект «Арктика» будет реализован в серии и каков будет на него запрос. Ведь от количества заказов будет зависеть и конечная цена.