В автомобильном плане 9 мая закрепилось в народной памяти «Полуторками» ГАЗ-АА, реже — «Захарами» ЗИС-5. Не спорим – легендарные грузовики, в кузова которых легла основная тяжесть войны. Но путь Красной армии прокладывали и другие колеса, причем не только советские.
ГАЗ-ААА
Старший брат «Полуторки», переработанный вариант Ford Timken образца 1931 года, родоначальник советских грузовиков повышенной проходимости. О полном приводе не думали – слишком сложная на то время была технология для автопрома СССР. Поэтому вездеходные качества ГАЗ-ААА обеспечили демультипликатором и парой червячных ведущих мостов, объединенных в тележку с длинноходной балансирной подвеской. Тем самым получилось снизить давление колес на грунт, а попутно — поднять грузоподъемность с заявленных для базового ГАЗ-АА 1,5 до двух тонн.
Главным потребителем ГАЗ-ААА логично стала Красная армия – на трехосном шасси строили бронеавтомобили, топливозаправщики, мастерские, радио- и электростанции… Карбюраторный четырехцилиндровый мотор на 40 (а позже и 50) л.с. разгонял грузовик до 60 км/ч, потребляя на 100 км пути до 35 л топлива. В особо сложных условиях движения на задние колеса натягивали цепи «Оверолл». В варианте, как на фото, машину выпускали до 1942 года, когда в производство пошла упрощенная версия без передних тормозов, бампера, глушителя, с одной фарой, брезентовой крышей, шторками вместо дверей и примитивными угловатыми крыльями. Всего же с 1935 по 1943 годы в Горьком (сейчас Нижний Новгород) собрали 37 тысяч ГАЗ-ААА, до наших дней дожили единицы.
ЗИС-6
Перед вами – единственный в мире ЗИС-6, любовно восстановленный до полностью ходового состояния. Машину показывают на выставке «Моторы войны» в подмосковном парке «Патриот» в базовом варианте бортового грузовика, хотя изначально этот экземпляр служил водомаслогрейкой на аэродроме острова Шумшу Курильской гряды, где останки редчайшего автомобиля и обнаружили поисковики.
ЗИС-6 поступил в производство под занавес 1933 года, поэтому концептуально перекликается с ГАЗ-ААА: колесная формула 6х4, балансирная подвеска задних мостов с червячными главными парами, двухступенчатая раздаточная коробка… Но поскольку столичная трехосная машина выросла из трехтонки ЗИС-5, то получилась крупнее газовской – приводилась в движение шестицилиндровым мотором на 73 силы и брала на борт до четырех тонн. В Красной армии ЗИС-6 стал основным тяжелым грузовиком и тягачом, плюс на шасси монтировали специальные кузова, оборудование, краны. А главное, шестиколесный вариант «Захара» выбрали первой базой для гвардейских реактивных минометов – будущих знаменитых «Катюш». Сборку ЗИС-6 свернули в октябре 1941 года, к тому моменту завод выпустил 21 тысячу таких автомобилей.
Двухосную трехтонку ЗИС-5 образца 1933 года уважительно называли «Захар», «Захар Иваныч». Он стал вторым по массовости после «Полуторки» советским грузовиком 30-40-х годов прошлого века. Производство продолжалось аж до 1958 года, а в глубоко модернизированном варианте – до 65-го. Тираж превысил полмиллиона, поэтому ЗИС-5 часто встречается на памятниках, в музеях и частных автомобильных коллекциях. А вот спецмашин на базе «Захара» сохранилось не так много. РУС-1 «Ревень» так вообще уникальный образец.
Закрытый деревянный кузов, ощетинившийся антеннами, – примета первого советского «радиоулавливателя самолетов». Иными словами – прообраза РЛС, радиолокационной станции. С 1939 года на Заводе имени Сталина выпустили всего около 45 таких установок. Их использовали в Зимней войне против Финляндии, для обороны Закавказья и Дальнего Востока в годы Отечественной войны. Несколько комплексов развернули и под Москвой, но вскоре защищать столичное небо доверили более совершенным системам.
ГАЗ-64
Говоря о советском «Иван-Виллисе», обычно подразумевают ГАЗ-67. Машина и правда знаковая – на ней командиры Красной армии въехали в Европу, затем внедорожник широко использовали в народном хозяйстве, а до 1953 года сделали без малого 100 000 штук. Вот только история культовой модели на самом деле началась не в 1943-м, а весной 41-го, когда легендарный газовский (а затем зиловский) конструктор Виталий Грачев получил задание на разработку полноприводного автомобиля по образцу новейших западных Ford Pigmy и Bantam BRC40.
Так получился ГАЗ-64. Создали его за рекордно короткий срок – 51 сутки, поскольку конструкторы осмотрительно опирались на унификацию с уже существующими моделями Горьковского автозавода. Получилась проходимая, юркая и компактная (длиной чуть больше 3 метров) машина, пусть и не лишенная недостатков. К примеру, короткобазный 64-й изрядно подпрыгивал на кочках, чем заслужил меткое прозвище «козлик» — уазовский «Хантер» так называют до сих пор. Устойчивости не добавляла и узкая колея, что было особенно критично для более высоких бронеавтомобилей БА-64 на этом шасси. Проблему решили как раз в массовом ГАЗ-67, а 64-х за два года построили совсем мало — порядка шести сотен. Теперь эти ранние внедорожники – коллекционная редкость.
Chevrolet K51 (G506)
Если использовать современный подход к определению национальности автомобиля, то этот Chevrolet вполне можно обозвать советским, украсив клеймом «Сделано в СССР». Дело в том, что из почти 50 тысяч отправленных в нашу страну по ленд-лизу американских машин серии G506 некоторая часть поступила в виде машинокомплектов – их собирали на ГАЗе.
А вообще траки Chevrolet G506 грузоподъемностью 1,5 тонны неплохо прижились и в родной американской армии. За годы войны сделали порядка 150 тысяч таких автомобилей с 3,9-литровой рядной бензиновой «шестеркой» (83 или, по советским данным, 93 л.с.), 4-ступенчатой механикой, полным приводом с понижающей передачей. Причем количество модификаций доходило до двух десятков: от бортового грузовика до перевозчика авиабомб. А на этой фотографии показан фургон K51 – такие оборудовали, в том числе, под передвижные радиостанции.
Dodge T214
Так называемые «Доджи три четверти» (из-за грузоподъемности в ¾ тонны) в грузовом исполнении активно использовались у нас, а вот разведывательно-командирские машины обширного американского семейства в Советский Союз официально по ленд-лизу не поставляли. И все же единичные экземпляры в Красную армию попадали, причем конкретно этот автомобиль, по легенде, имеет к Победе непосредственное отношение.
В 1945 году маршал Жуков на Dodge серии T214 принимал парад 82-й авиадесантной дивизии США. Интересный момент – тогда машина была без лебедки, такие версии обозначали индексом WC-56. Но уже по окончании боевых действий где-то во Франции механизм самовытаскивания на внедорожник все же поставили. А такие модификации носили обозначение WC-57. Вот и получился эдакий гибрид с интересной биографией.