Племя классических рамных внедорожников с неразрезными мостами несет потери – в декабре этого года уходит на покой ветеран Land Rover Defender. И остается их немного: АвтоВести собрали «могучую дюжину» — последние внедорожники «старой школы», которые еще можно купить новыми в России.
Ветрення мода уже давно пытаются убедить публику, что, мол, классические внедорожники на раме, с балками-мостами спереди и сзади есть анахронизм и древность замшелая. Этакие бородатые староверы, отрицающие идеи современности и прогресса. И тают, тают их ряды! Из недавних потерь – официально покинувший Россию в 2011 году Nissan Patrol Y61, по которому многие наши автомобилисты грустят до сих пор. Теперь вот старик «Дэф» уходит на пенсию… Эй, кто еще живой остался?!
У противников «старой школы», конечно, свои аргументы. Высокий центр тяжести делает такие внедорожники не слишком устойчивыми к перевороту, на асфальте они рулятся посредственно, обтекаемость кузова – чуть лучше, чем у кирпича, аппетит и вес – немалые, от тяжелых мостов по кузову бегут вибрации неподрессоренных масс…
Только суровых поклонников такой техники этими аргументами не запугаешь. Они ведь помнят и о плюсах. Простая и кондовая конструкция «старорежимных» внедорожников более живуча на бездорожье и разбитых дорогах, а на пересеченной местности зависимая подвеска всех колес дает большие рабочие ходы. Лифтовать такую подвеску проще, а под нагрузкой или при скачках по ямам она не проседает, как независимая подвеска, теряя сантиметры дорожного просвета.
Да и не только любители грязей и экстремальных внедорожных экспедиций рождают спрос на такие машины. В мире еще полно регионов с плохими дорогами (и это не только Россия), где нужен выносливый и проходимый вездеход, причем для повседневных нужд, а не только для джиперских покатушек. И ниже мы собрали, по сути, последние классические внедорожники с неразрезными мостами спереди и сзади, которые сегодня можно купить новыми в России. (Примечание редакции. В данный спецобзор про мостовые внедорожники НЕ включены машины с независимыми подвесками спереди, то есть Mitsubishi Pajero/Pajero Sport, Toyota LC Prado, SsangYong Kyron/Rexton и им подобные).
УАЗ
Самый большой модельный ряд — на УАЗе, который, похоже, остался одним из последних в мире заводов-заповедников, который всю свою историю специализируется на «идеологически верных» внедорожниках. Изделие от УАЗа не только известно своей проходимостью, но и обладает идеальными качествами для продажи и жизни в России: дешево, просто, сердито и много запчастей. При необходимости успешно дорабатывается напильником и чинится кувалдой.
Часть ныне выпускаемого модельного ряда УАЗа уходит корнями еще в эру Брежнева. Так, знаменитый микроавтобус по прозвищу «Буханка» (от 420 000 рублей) с периодическими изменениями клепают аж с 1965 года! Первое поколение бортового грузовичка, окрещенного в народе «Головастиком» производили с 1966 и по 1985 год, когда в серию пошло измененное семейство, выпускаемое и поныне (от 415 000 рублей). Ну а в основе собираемого с 2003 года УАЗ Hunter (от 430 000 рублей) – старый добрый УАЗ-469 по прозвищу «Козел», который родом из начала 70-х. Кстати, для «Хантера» 2015 год — тоже последний, модель снимают с производства из-за спада продаж.
Самая «молодая» и современная на сегодня модель УАЗа – это Patriot, выпускаемый с 2005 года и вновь обновленный в 2014 году. В «патриотичное» семейство входят пятидверный универсал (от 599 000 рублей), 4-дверный пикап (от 594 000 рублей) и грузовая 2-дверная версия «Карго» (от 490 000 рублей) с удлиненной базой и бортовой платформой. Базовый силовой агрегат для всего семейства – бензиновый ЗМЗ-409 объемом 2,7 л и мощностью 128 л.с. в паре с 5-ступенчатой МКПП. За 113-сильный дизель ЗМЗ надо доплатить еще 70 000 рублей.
ГАЗ
Раз мы вспомнили про древнюю уазовскую «Буханку», не забудем и ее более современного конкурента – газовский полноприводный микроавтобус «Соболь Бизнес». Выпускается с низкой или высокой крышами и набиться в него может от 6 до 10 пассажиров. А для доставки веселой компании в глухомань ГАЗ предлагает на «Соболя» два типа полного привода на выбор: постоянный полный либо более экономичный вариант с подключаемым передним мостом. Само собой, есть пониженный ряд в раздатке и даже блокировка дифференциала заднего моста.
Двигателей для полноприводного «Соболя» предлагают два. Базовый газовский минивен с бензиновым мотором УМЗ (2, 9 л, 107 л.с.) и постоянным полным приводом сегодня стоит от 691 000 рублей (с подключаемым передним мостом – на 7000 рублей дороже), а самый дешевый вариант с американо-китайским дизелем Cummins ISF (2,8 л, 120 л.с.) обойдется в сумму от 884 000 рублей.
Suzuki Jimny
Самый маленький в мире представитель клана «настоящих» внедорожников выпускается с 1998 года и последний раз обновлялся в 2012 году. При внешней забавности и размерах чуть больше «Оки» (3695х1600х1705 мм), Jimny построен на полноценной лонжеронной раме, имеет неразрезные мосты спереди и сзади с могучими реактивными тягами, длинноходную пружинную подвеску, жестко подключаемый передний мост и раздатку с пониженным рядом (2,00 с «механикой» и 2,64 с автоматом).
Добавьте сюда короткую колесную базу, мизерные свесы кузова и снаряженный вес всего в 1 тонну с копейками – и получается серьезный «проходимец». Мал клоп, да ползуч, особенно, если поставить на него резину позубастее! Для окончательного счастья «Джимнику» не хватает всего двух вещей: межколесных блокировок и тяговитого дизеля. Но заводских блокировок на него и не предлагали (их можно поставить в тюнинг-мастерских), а вот турбодизель был: Jimny, оснащенный 1,5-литровым двигателем Renault K9K dCi (86 л.с.) и 5-ступенчатой «механикой», поставлялся в Европу до 2011 года.
Но в России «Джимник», увы, официально продавался и продается только с бензиновым движком объемом всего 1,3 и мощностью 85 л.с (момент – 110 Нм). За машину с механической КПП просят 889 000 рублей, за 4-диапазонный автомат – от 969 000 до 1 009 000 рублей. Российские продажи за прошлый год – 1218 внедорожников.
Jeep Wrangler
Нынешний Jeep Wrangler поколения JK, выпускаемый с 2007 года – последний массовый классический внедорожник Америки. Выпускается в трех- или пятидверном кузове в комбинации со съемной пластиковой и складной брезентовой крышами. Уникален тем, что с попутно с него можно полностью снять боковые двери и сложить вперед лобовое стекло, превратив внедорожник в пляжный фан-кар.
Особняком в модельном ряду Wrangler стоит внедорожная версия Rubicon. Отличается стальными защитными порогами кузова, жесткими принудительными блокировками межколесных «диффов» обоих мостов и отключаемым стабилизатором поперечной устойчивости на передней оси, что увеличивает угол скрещивания осей на бездорожье. В трансмиссии – более «тяговые» передаточные числа шестерен в мостах и, особенно, в раздатке, где передаточное отношение «понижайки» увеличено с 2,7 до 4,0, что до сих пор является рекордом среди серийных внедорожников!
В России Wrangler продается с бензиновым мотором V6 (3,6 л, 284 л.с.) и 4-цилиндровым дизелем (2,8 л, 200 л.с.). Но цены кусаются: трехдверка стоит минимум 2 500 000 рублей, пятидверный Wrangler Unlimited – от 2 650 000 рублей. За прошлый год в нашей стране проданы 534 новых «Рэнглера».
Toyota Land Cruiser 70
Еще одна мечта джипера и «тех, кто в теме» – легендарная Toyota Land Cruiser 70. Модель появилась в 1984 году и по многочисленным просьбам фанатов «семидесятки» Toyota до сих пор периодически возобновляет серийный выпуск и даже модернизирует этого ветерана. Кузова – пикап (2 или 4 двери) либо универсал (3 или 5 дверей), моторы – бензиновый 4-литровый V6 (228 л.с.), рядный 6-цилиндровый дизель объемом 4,2 л (128 л.с.) либо дефорсированный до 202 лошадиных сил 4,5-литровый турбодизельный V8 от Toyota Land Cruiser 200. Коробка передач – 5-ступенчатая механическая, передний мост подключается водителем, а оба межколесных дифференциала имеют жесткие принудительные блокировки.
В Россию Land Cruiser 70 свежих годов выпуска (на рынке фигурируют машины 2012-2014 года с мизерным пробегом что хоть с натяжкой, но позволяет включить их в наш обзор) попадают исключительно по «серым» каналам – официально Toyota эту модель у нас не продает, и продавать не собирается. Причем из-за малых объемов выпуска и высокой себестоимости Toyota Land Cruiser 70 дорог даже за границей. А в России, после доставки, растаможки и маржи «серого» продавца, ценник на эту утилитарную и простую по оснащению машину может легко начинаться с 2,5 млн рублей и вплотную подходить к отметке в 4 млн рублей, в зависимости от комплектации и года выпуска! Неудивительно, что продажи свежих «семидесяток» в России невелики – в год набирается всего несколько десятков машин «на ценителя».
Mercedes-Benz G-Class
Не менее легендарный «Гелендваген» рожден в начале 1979 года для военных нужд. Конструкция классическая: рама, массивные неразрезные мосты «по кругу», пониженный ряд в раздаточной коробке… Плюс постоянный полный привод, причем с жесткими блокировкам как межосевого, так и обоих межколесных дифференциалов.
Круто? Раньше казалось, что да. Однако в 2014 году в России начали официально продавать чудовищный пикап G 63 AMG 6×6 на шасси трехосного вездехода Mercedes-Benz G 320 CDI для армии Австралии. Но изделие от AMG оказалось даже круче армейского донора. На «чулки» штатных мостов немцы надели портальные ступичные редукторы, что вместе с покрышками наружным диаметров 94 см увеличило клиренс с 215 до 460 мм, а глубину проходимого брода – до 1 метра! Штатные амортизаторы заменили на спортивные, фирмы Ohlins, чтобы лучше прыгалось по кочкам. Донорский 185-сильный турбодизель в 3 л уступил место 5,5-литровому 544-сильному V8 с двумя турбинами, а 5-ступенчатый автомат поменяли на 7-диапазонный. В итоге разгон до 100 км/час занимает 6 секунд и «максималка» достигает 160 км/час. Плюс постоянный полный привод, блокировки всех дифференциалов (а их тут 5 штук), а также система изменения давления в шинах – до появления G 63 AMG 6×6 на гражданских серийных внедорожниках такая «фишка» была только у Hummer H1.
Удивительно, но при всем своем внедорожном потенциале (особенно у G 63 AMG 6×6) продаваемые в России новые «Гелики» – единственные в этом обзоре внедорожники, уже далекие от идеологии офф-роуда. Заоблачная цена и зашкаливающий уровень понтов не предполагают частого использования этих автомобилей на бездорожье – гробить на нем эти роскошные машины просто жалко. И дорого: G-Class с 3-литровым дизельным V6 (211 л.с.) сегодня стоит от 5 100 000 рублей, бензиновый V8 объемом 5,5 л и отдачей в 387 «лошадей» начинается с 6 500 000 рублей. Cамая дешевая версии AMG с 5,5-литровым наддувным V8 (544 л.с.) стоит уже от 9 100 000 рублей.