Максим Чернявский.
В Санкт-Петербурге уже традиционно прошел октябрьский газовый форум. И хотя интерес производителей к тематике смотра налицо, но все же пока понятно, что радужное газовое будущее в российской транспортной индустрии наступать не торопится.
Участников форума стало больше, а их география расширилась — конференции и круглые столы не прекращались. Но транспортных фирм стало явно меньше, а традиционный пробег укоротился — прошел только по территории России. КАМАЗ ограничился лишь участием в нем — экспозиции на самой выставке у челнинцев не было. Как не было там МАЗа, IVECO-AMT и некогда активных китайцев. Да и присутствовавшие на своих стендах выражали осторожный оптимизм, не особо рапортуя об успехах.
Отечественные производители предпочитают использовать сжатый газ, европейцы — сжиженный
Несмотря на регулярные заверения правительства о готовности перевода транспорта на газ и даже практические меры в этом направлении (серьезные субсидии на покупку газовых машин), о массовости процесса говорить пока рано. А объяснение из года в год все то же: заправочных станций в стране катастрофически не хватает. А те, что есть, зачастую нуждаются в кардинальном обновлении: на половине станций еще работает старинное оборудование, заправка на котором может длиться очень долго. И до тех пор, пока эта ситуация не изменится, о массовом внедрении газового коммерческого транспорта можно забыть.
Технологии комбинированного питания (СПГ+КПГ) продвигают ГАЗ и Урал
Собственно, именно это и продемонстрировала экспозиция выставки: новинок — единицы. Большинство образцов уже известно по предыдущим форумам и другим выставкам. Газовый автобус Lotos, микроавтобус IVECO Daily и полноприводные Уралы — все это показывалось много раз и уже эксплуатируется на наших дорогах.
Баллоны для сжатого метана традиционно китайского производства, для сжиженного же — европейского, американского, как на IVECO Stralis, и тоже китайского
Европейцы продвигают у нас тягачи не на сжатом метане (CNG), а на сжиженном и охлажденном до минус 162°С (LNG). Главное отличие — в гораздо большем пробеге между заправками. К примеру, запас хода у одинаковых 410-сильных тягачей Scania таков: 500 километров при восьми баллонах сжатого метана против 1100 километров у машины с двумя LNG-криобаками. Из минусов — сложное и дорогое оборудование и лишь единицы заправочных станций на территории РФ. При этом первый такой тягач IVECO уже продан московскому клиенту.
Среди автобусов единственной новинкой был СИМАЗ-2228 на шасси Isuzu
Существует и компромиссное решение — одновременная навеска баллонов со сжатым и сжиженным метаном. Такие машины показали ГАЗ, Hyundai и Урал. Конечно, запас хода при таком решении увеличивается заметно, к тому же увеличивается выбор заправок. Но есть и минус — уменьшается грузоподъемность, часть которой «отъедается» нелегкими баллонами.