Александр Трохачёв.
В коллекциях автомобильных миниатюр советского периода коммерческих машин было негусто. Но интерес к этому направлению стендового моделизма оказался настолько высоким, что в полной мере он не удовлетворен до сих пор. Рынок жаждет насыщения, и открытые бреши в тематике успешно закрывают мастера ручной сборки. Сегодня поговорим о грузовиках и спецтехнике, изготовленной в масштабе 1:43 в Нижнем Новгороде.
Кто начинал собирать модели-копии советских грузовых автомобилей при Брежневе, в 1970-е годы, помнит: особого выбора тогда не было. Каждую новинку воспринимали на «ура». Но вот беда: среди массы копий советских грузовиков не было автокранов, пожарных лестниц, мусоровозов, бензовозов, коммунальных машин и прочей спецтехники.
Чтобы получить ЗИЛ-133ГЯ минского мастера Ивана Ососа, в 90-е годы мне пришлось отдать за работу дюжину заводских моделей ЗИЛ-130В1 и самосвалов ЗИЛ-ММЗ-555. В свое время за длиннобазный ЗИЛ-133В1 с высокими бортами работы Александра Быковского я без сожаления выложил десяток каменец-подольских ЗИЛов. Трехосный МАЗ-516 в эквиваленте потянул на энное количество костромских МАЗов, и такие примеры можно перечислять до бесконечности. А были еще полистирольные МЗКТ Юрия Сиротко с работающей ходовой частью, ГАЗ-51 с точеной кабиной Леонида Артёменко, МАЗ-200 и МАЗ-205 с открывающимися дверями и автобусы на шасси АМО-Ф-15 Адама Жуковского и многое другое.
Изготовители стендовых автомобилей, в том числе из Нижнего Новгорода, по понятным причинам не хотят «светиться» и даже не маркируют свои шедевры. Догадаться о том, чья работа перед вами, можно по стилю и технике изготовления конкретной масштабной копии, и это в полной мере относится к предмету нашего обзора.
Одни из первых воспроизведенных в 43-м масштабе грузовиков советского периода, за которые взялись нижегородцы, были знаменитые «полуторки»: ГАЗ-АА, ГАЗ-ААА, ГАЗ-ММ. Некоторые из них до развала СССР выпускали в Ленинграде, но их качество оставляло желать лучшего. Отсутствие подвески и ходовой, примитивные детали грубой обработки здорово проигрывали на фоне лощеных машин западного производства. Вылизанных до мелочей копий не было и в обозримой перспективе не предвиделось. И кому как не жителям Нижнего Новгорода было взяться за дело. Вскоре к «полуторкам» добавились «Уралы», КамАЗы, ЗИЛы, на шасси которых появилось великое множество надстроек.
О том, как и какие модели грузовиков выбирают для копирования, мне рассказал один из мастеров ручной работы. Оказывается, прототипом копии в масштабе 1:43 может послужить практически любой автомобиль, на который есть достаточный объем информации: чертежи, фотографии, описание. В некоторых случаях применяется обмер настоящих машин и составление виртуального аналога, составляется перечень деталей, подбирается исходный материал, и только затем начинается работа над созданием миниатюры.
Изготовление одного экземпляра мини-грузовика занимает не менее недели, независимо от того, что доминирует в конструкции – смола, полистирол или паяный металл. Все детали мастер изготовляет самостоятельно, не ищет легких путей при подборе подходящих колес, топливных баков и других элементов. Основной материал для производства – эпоксидная смола. Число деталей на каждой модели разное, и больше всего (до 100-120) их на автовышках и раздвижных лестницах. Самые трудоемкие в ручной работе – детали, подлежащие пайке, но без них создать приличную копию невозможно.
Чем сложнее модель, тем выше у мастера интерес к реализации возможностей по ее копированию. Даже донорские агрегаты от заводских машин используются далеко не всегда. Например, от украинских КрАЗов в М1:43 некоторые моделисты используют только шасси, а кабины отливают заново. То же самое справедливо в отношении КамАЗов и ЗИЛов. Наряду с пожарными, военными, сельскохозяйственными образцами техники мастера из Нижнего охотно берутся за машины МЧС, нефтяных и строительных компаний, технику аэродромного обслуживания и т. д. Принимают и индивидуальные заказы, при этом стоимость работ оценивается в размере от 5000 руб. за копию.
Каждый грузовик мастера не тиражируют и предпочитают выпускать не более одного-двух экземпляров. В принципе модель может повторяться, но версия по окраске и исполнению – нет. А всего в ассортименте уже более 100 моделей. Пока в линейке масштабных копий не изобилуют МАЗы, зато есть много грузовиков ГАЗ, ЗИЛ, МЗКТ, КамАЗ, «Урал», IVECO-УралАЗ. С 2009 года особое место частные мастерские Нижнего Новгорода уделяют спецтехнике на базе ГАЗ-66, ГАЗ-69 и моделей Ульяновского автозавода. Это касается аэродромно-посадочного трапа АПТ-6 на платформе УАЗ-452Д, погрузочного транспортера АПТ-3 на базе ГАЗ-69 и других машин.
С 2010 года нижегородцы освоили каротажный подъемник ПКС-5 ГВС на шасси «Урала», самодвижущуюся платформу обслуживания «Геофизика» на базе КамАЗ-4310, буровую установку «Огонёк» на платформе УАЗ-452Д. Коллекционеры получили возможность пополнить свои автопарки копиями распрыскивателя удобрений «Сибирь» на базе УАЗ-452Д, трехосной «буханки» УАЗ «Медея», установки залпового огня «Град-11-73» на шасси ГАЗ-63, аэродромного посадочного осветителя на базе УАЗ-452Д. И это только начало нового сезона. Сколько будет новинок образца 2010 года, даже сами умельцы не знают. История рукодельных грузовиков нижегородских мастеров продолжается.