Существует не так много дорожных серийных автомобилей, которые действительно (а не только в заявлениях разработчиков) разгоняются до скоростей выше 400 км/ч. А может, пора замахнуться на учреждение нового Клуба 500?
Первым в истории серийным автомобилем, разменявшим 400 км/ч, стал Bugatti Veyron 16.4. Тот самый первый Veyron, возродивший марку Bugatti и весь состоящий из впечатляющих цифр. 16 цилиндров, 8 литров, 4 турбины, 1001 л.с. и 1250 Н∙м . Зафиксированная во время испытаний серийной машины в апреле 2005 года максимальная скорость — 408,47 км/ч, а официальная максималка — 407 км/ч. Чтобы попробовать её достичь, нужно активировать специальный режим особым «высокоскоростным» ключом.
Но вскоре, в 2007 году гиганту Volkswagen (в состав которого входит марка Bugatti) бросила вызов небольшая компания SSC North America из США. Ранее известная как Shelby SuperCars (связи с тем самым Шелби — никакой) фирма из штата Вашингтон с 1998 года строит мелкосерийные суперкары. В 2007 году модель SSC Ultimate Aero ТТ (на фото слева) побила рекорд Bugatti с результатом 412 км/ч. Такую скорость шасси обеспечивает мотор от «Корветта» с двойным турбонаддувом мощностью 1200 л.с. Справа на фото — модель Tuatara с заявленной (но пока не проверенной) максималкой свыше 480 (по иным данным — даже 500) км/ч.
Компанию Bugatti такой поворот не устроил, и она решила забрать титул обратно. Добавив 199 лошадиных сил и поработав над аэродинамикой, получили Veyron Super Sport и аж 431 км/ч! Кстати, при регистрации рекорда Veyron Super Sport состоялся интересный спор: Bugatti продавала автомобили с ограничителем на 415 км/ч, а для достижения 431 км/ч на тестовой машине его сняли. Некоторое время представители Книги рекордов Гиннесса сомневались и разбирались в ситуации, но в итоге результат оставили в силе.
А в 2012 году сделали открытую версию Super Sport — таргу Grand Sport Vitesse с аналогичными агрегатами. Она считается самым быстрым в мире открытым автомобилем, хотя и имеет ограничитель скорости на отметке 375 км/ч. Но на испытаниях серийная машина «без ошейника» набирала 408 км/ч. Впрочем, в мае 2016 года этот рекорд был побит родстером Hennessey Venom GT Spyder, который разогнался до 427 км/ч — пусть достижение фиксировала и не Книга Гиннесса, а производитель измерительного оборудования Racelogic.
Но вернёмся к хронологии. Следующий успешный претендент на пост председателя Клуба 400 появился в 2014 году. Техасский бутиковый производитель Hennessey построил на растянутом и иным образом модифицированом шасси Lotus Elise/Exige суперкар Venom GT. Его 7-литровый V8 с двумя турбинами выдал 1244 лошадиные силы, что позволило установить неофициальный рекорд 435 км/ч на одной из американских авиабаз с ограниченной длиной взлётной полосы. После заезда испытатель сообщил, что он чувствовал запас в 10-15 км/ч, для реализации которого просто не хватило места.
Далее в игру вступает амбициозный проект Koenigsegg из Швеции. Ещё в 2005 году до рекорда Bugatti модель Koenigsegg ССR ненадолго стала быстрейшей в мире с результатом 388 км/ч. А в 2017 году шведский производитель всё-таки взял титул самых-самых — серийная Agera RS набрала 447 км/ч. А объявленный позже неофициальный результат тех испытаний в Неваде был ещё внушительнее — 458 км/ч.
Но потом с очень серьёзными намерениями и соответствующей поддержкой концерна Volkswagen в игру вернулась марка Bugatti. И в прошлом году вернула себе титул производителя самых скоростных автомобилей. Практичесчки не отличающийся от серийного Chiron прототип Super Sport 300 с изменённой аэродинамикой, специальными шинами и форсированным с 1500 до 1600 сил двигателем показал результат 490,484 км/ч. Это первый прецедент, когда дорожный автомобиль разменял красивую величину 300 миль в час.
Список членов клуба 400+ можно расширить, ведь были и есть ещё различные тюнинг-проекты, а также концепт-кары и серийные проекты, которые ещё не успели протестировать (SSC Tuatara, Koenigsegg Jesko, Hennessey Venom F5 и др.). Часть из них действительно способны набрать 400+, а у других эта способность просто значится в заявленных характеристиках. Но один проект стоит выделить особо. Ещё недавно готовящийся к релизу 1800-сильный Hennessey Venom F5 (наследник рекордного Venom GT) имел расчётную максималку 484 км/ч.
Но на днях в ответ на осеннее достижение Bugatti заявляемые американцами цифры изменились на 500+ км/ч! Для этого автомобилю даже сделали совершенно новый сверхлёгкий карбоновый монокок и подготовили ряд других изменений в изначальную конструкцию. Ждём испытаний, ведь ставки высоки как никогда — вряд ли потом кто-то захочет бить рекорд Hennessey. Потому что это уже очень близко к пределу по возможной динамике, надёжности агрегатов, доступности тестовых трасс и вообще экономической и имиджевой целесообразности подобных проектов.