Сегодня, 30 апреля, у пожарных России профессиональный праздник – День работников пожарной охраны. Именно в этот день 371 год назад царем Алексеем Михайловичем был подписан «Наказ о Градском благочинии». Наказ этот впервые урегулировал обязанности пожарных дозоров и обязывал их нести круглосуточное дежурство в столице Русского государства, а также предписывал контролировать соблюдение правил противопожарной безопасности, строго контролировать и применять меры в отношении нарушителей. Пожары в деревянных городах или городах, где было немало деревянных строений, – дело опасное!
Впрочем, указы по противопожарной безопасности вводились и раньше – и при Иване IV Грозном, и при Великом князе Московском Василии II, который в 1434 году попытался регламентировать порядок обращения жителей с открытым огнем в ремеслах и быту.
В XIX веке император Александр I Павлович в первые годы своего царствования, в 1803-1804 годах, создал в обеих столицах, действующей – Санкт-Петербурге и бывшей – Москве, профессиональную военизированную пожарную охрану, в которую в качестве огнеборцев брали рекрутов Внутренней Стражи.
С приходом коммунистов и подписанием декрета «Об организации мер борьбы с огнем» В. И. Лениным в 1918 году начинается качественный и количественный скачок в создании профессионального централизованного государственного аппарата, обеспеченного материально-технической частью: специальными костюмами, сделанными из огнеупорной ткани, пожарными машинами и другими техническими и химическими средствами борьбы (противопожарные насосы, гидранты, специальные пенные составы для тушения возгораний разного типа).
Итак, в преддверии профессионального дня смелых и сильных духом мужчин и женщин давайте посмотрим на развитие технического оснащения.
Читайте также:
И интереснее всего было бы посмотреть на изменения, произошедшие именно с технической частью, а именно узнать, как менялись экипажи пожарной охраны с течением времени.
История развития пожарных автомобилей в Российской империи, СССР и России
Пожарные повозки и машины Российской империи
Становление технического обеспечения противопожарной обороны Великой Империи. От конных экипажей огнеборцев до первых автомобилей. Но что оставалось неизменным, так это люди. Они, как никогда в последующем, были настоящими бойцами, рыцарями, готовыми сразиться с одним из самых коварных и опасных врагов, не знающем пощады и жалости, – с огнем!
Конная тяга
фото: fire-truck.ru
Конно-бочечный пожарный ход. Воду из бочки перекачивали при помощи ручных насосов.
Схема пожарной повозки
фото: fire-truck.ru
Насосно-линеечная пожарная повозка. Вариантов спецтелег было много, на этом рисунке мы видим, в том числе, гидранты, пожарный багор, водяной насос и лестницу.
На пожар
фото: kapuchin.livejournal.com
Пожарный расчет. Москва, 1900 год.
Конные экипажи пожарной службы Российской империи. Очень скоро конная тяга будет заменена на тягу ДВС
фото: humus.livejournal.com
«Даймлер-Лист»
фото: fort-i-ko.livejournal.com
Первый пожарный автомобиль для России «Даймлер-Лист». Сфотографирован в Москве на фоне пожарного депо на Пречистенке. Фотография 1908 года.
«Коммер-Кар»
фото: humus.livejournal.com
Пожарная машина системы «Коммер-Кар» в Санкт-Петербурге. 1911 год.
Ручной пожарный насос
фото: po-bereg.ru
Двуручный противопожарный насос. Начало прошлого века.
«Леснер»
фото: carakoom.com
Пожарный автомобиль «Леснер».
Руссо-Балт Д24-40
фото: carakoom.com
Руссо-Балт Д24-40.
Пожарные автомобили СССР
Этот период ознаменовался переходом на качественно и технически новый уровень. К доблести и самоотверженному труду с риском для жизни, у огнеборцев появился еще один бонус, они стали получать актуальную по тем временам технику. Что отличало советский период от современного и предшествовавшего, так это то, что 98-99% техники было отечественного производства. Грузовики были максимально унифицированы и строились на базе гражданских и военных автомобилей, что снижало их стоимость и давало возможность внедрить автомобили в большом количестве во всем СССР.
Пожарный автомобиль Я-3
фото: carakoom.com
Пожарный автомобиль производства «Автопромторга». Используется шасси трехтонного грузовика ярославского завода Я-3. Производился с 1925 по 1928 год.
Пожарный автомобиль (база АМО-Ф15)
фото: carakoom.com
Пожарный автомобиль на базе АМО-Ф15. Первый советский грузовой автомобиль, выпускавшийся серийно московским заводом АМО (Автомобильное Московское Общество).
ПМГ-1
фото: carakoom.com
Последующее развитие автомобилестроения под нужды брандмейстеров. ПМГ-1 – пожарный автомобиль. Выпускался с 1932 по 40-е годы.
«Пожарка» на базе ЯГ-6
фото: fire-truck.ru
Параллельно с ним в пожарные части поступал тяжелый грузовик ЯГ-6. Середина 30-х – середина 40-х. Также на шасси ставилась автоцистерна.
фото: carakoom.com
фото: carakoom.com
ПМЗ-2
Автоцистерна ПМЗ-2. 1936 год.
ЗИС-6
фото: carakoom.com
Послевоенный ЗИС-6. 1947 год.
фото: fire-truck.ru
Пожарная ЗиС-5 выпуска 1933-1941 гг.
Автоцистерна ПМЗ-11
фото: carakoom.com
Автоцистерна ПМЗ-11 на шасси ЗИС-5. Наследие большой войны начало работать на мирных фронтах.
Автоцистерна ПМЗ-9М
фото: po-bereg.ru
Автоцистерна ПМЗ-9М на шасси ЗИС-150, производство началось с 1953 года. Современный дизайн, закрытые в кузове рундуки и места для 5-6 человек команды.
ПМЗ-18
фото: drive2.ru
Пожарный автомобиль ПМЗ-18 на том же шасси ЗИС-150. 1955 год. Такие автомобили можно было встретить во всех городах Советского Союза вплоть до 70-х годов.
Пожарный автомобиль ПМГ-36
фото: po-bereg.ru
Массовая пожарка, ПМГ-36 на шасси ГАЗ-51А.
Автоцистерна АЦП-20 (63) 19М
фото: po-bereg.ru
Автоцистерна АЦП-20 (63) 19М на шасси ГАЗ-63. 1963 год.
Автолестница АЛГ-17 (51А)
фото: po-bereg.ru
Автолестница АЛГ-17 (51А). База – грузовик ГАЗ-51А. 1963 год.
АЦ-40 (131) мод. 137
фото: ru.wikipedia.org
АЦ-40 (131) мод. 137. Один из самых узнаваемых пожарных трехосных автомобилей СССР. Опытный экземпляр был построен в 1968 году. В серию пошла с 1970-х годов.
АЛ-30 на шасси ЗИЛ-131
фото: po-bereg.ru
АЛ-30 на шасси ЗИЛ-131. Без этих автомобилей в 70-, 80- и 90-е тушение пожаров в высотках не обходилось.
АЦ-40 (130)-63Б
фото: drive2.ru
Без малого – легенда! Автоцистерна АЦ-40 (130)-63Б. Предназначена для доставки к месту пожара боевого расчета, средств пожаротушения, пожарно-технического вооружения (ПТВ) и служит для тушения пожаров водой и воздушно-механической пеной. Массовое производство началось в 1983 году.
Пожарный автомобиль АВ-40 (375) Ц50А
фото: rudiecast.wordpress.com
Мощный автомобиль на базе военного Урал-375. Модель АВ-40 (375) Ц50А.
Спецмодификации:
Модификация АА-60(7310)160.01 на шасси МАЗ-7313
фото: ru.wikipedia.org
Пожарный аэродромный автомобиль. Модификация АА-60(7310)160.01 на шасси МАЗ-7313. 1970-е.
International Harvester B120
фото: drive2.ru
International Harvester B120 – необычный автомобиль на службе пожарной охраны СССР. Примечателен тем, что был переоборудован шведской компанией Henrikssons Brandredskap на базе американского малотоннажного грузовика International Harvester B120.
УАЗ-469 для пожарных
фото: drive2.ru
УАЗ-469 для пожарных. Для каких целей только не применяли УАЗ. Перед вами внедорожник для использования в целях противопожарной безопасности. Вероятнее всего, использовался для патрулирования лесных массивов, обнаружения и тушения небольших очагов лесных пожаров.
Пожарная техника Российской Федерации
В современной России, условно говоря, было несколько этапов развития автомобильного парка для противопожарной эксплуатации. После развала СССР в стране парк автомобилей в основном состоял из морально устаревших машин прошлого периода. Постепенно парк, особенно в крупных городах, начал пополняться современными отечественными и зарубежными грузовиками и легковыми автомобилями, включая спецвариации (например, автомобилями с выдвижными лестницами).
Автомобили расположены не в хронологическом порядке заступления на службу.
АЛ-50 на базе КамАЗ-53229
фото: vitalykuzmin.net
АЛ-50 построена на базе КамАЗ-53229. Лестница выдвигается на высоту до 50 метров и под углом от 4 до 73 градусов. Лестницу можно использовать в качестве крана, ее грузоподъемность составляет до 2 тонн.
Мобильный пункт управления на базе КамАЗ
фото: mchs.gov.ru
Мобильный пункт управления для работы в кризисных ситуациях и ликвидации крупных пожаров (МПУ). Сегодня особое внимание уделяется управлению процессом пожаротушения. Многофункциональные комплексы – это узел связи и рабочее место руководителя оперативной группы. Принят в эксплуатацию в 2010 году.
Обратите внимание на Land Rover рядом. Это автомобиль сопровождения с оборудованными в нем рабочими местами операторов.
Автоцистерна пожарная АЦ 2,0-40/2
фото: mchs.gov.ru
Автоцистерна пожарная АЦ 2,0-40/2 на шасси ISUZU HQR75P. Пример зарубежного аналога пожарного автомобиля. Главные особенности – маневренность и динамичность. В городе вещи незаменимые.
Автоцистерна пожарная с лестницей АЦЛ 3-40/4-24 (43118)
фото: mchs.gov.ru
Автоцистерна пожарная с лестницей АЦЛ 3-40/4-24 (43118). Полный привод – 6×6 – позволяет доехать туда, куда никто другой не доберется (возможно, даже пешком).
Аэродромный пожарный автомобиль АА-12/60 (63501)
фото: paffst.com
Аэродромный пожарный автомобиль АА-12/60 (63501). Предназначен для тушения пожаров и проведения спасательных работ на воздушных судах и наземных объектах аэропортов.
фото: fishki.net
Автоцистерна пожарная АЦ-3,2-40/4. Очень важно, чтобы все инструменты были под рукой, как у хирурга в операционной!
Автомобиль пожарный многофункциональный
фото: mchs.gov.ru
Автомобиль пожарный многофункциональный. Невзрачный на вид, но такой полезный! Специально приведем перечень, опубликованный на сайте МЧС России
доставка к месту пожара или аварии боевого расчета пожарных подразделений или рабочих ремонтно-восстановительных бригад, ремонтного и аварийно-спасательного оборудования и инструмента, средств освещения, а также пожарно-технического вооружения и запаса огнетушащих веществ;
тушение пожаров компактными и распыленными струями воды и температурно-активированной водой;
создание пароводяных защитных завес при тушении пожаров или выполнении аварийно-спасательных работ;
проведение первоочередных аварийно-спасательных работ;
обеспечение ремонтно-восстановительных работ горячей водой;
уменьшение взрывоопасных концентраций газов в замкнутых объемах;
обеспечение временного или аварийного теплоснабжения объектов нефтяных и газовых комплексов;
осаждение дыма, паров и аэрозолей АХОВ;
обеспечение работоспособности насосных установок пожарной техники, а также всасывающих и напорных рукавных линий при тушении пожаров в условиях низких температур;
освещение мест пожаров или аварий;
очистка от проливов нефтепродуктов резервуаров, трубопроводов, технологического оборудования и элементов строительных конструкций;
удаление пожароопасных отложений нефти с технологического оборудования;
разогрев проливов нефти для ее последующего сбора вакуумными насосами;
ликвидация обледенения технологического оборудования и техники.
Автомобиль пожарный дымоудаления АД 90/22(3205)-01НН
фото: fire-truck.ru
Автомобиль пожарный дымоудаления АД 90/22(3205)-01НН. Предназначен для удаления дыма из подвалов, лестничных клеток и лифтовых шахт многоэтажных зданий и помещений.
Автомобиль первой помощи АПП-0,4-90/300
фото: kargoteka.info
Автомобиль первой помощи АПП-0,4-90/300 (FIAT 244 CSMNG-RG) 035ПВ. На базе шасси фургона Fiat Ducato.
Автоцистерна пожарная АЦ 0,8-40/2 (530104)
фото: В.Фиглев
Автоцистерна пожарная АЦ 0,8-40/2 (530104) с элементами аварийно-спасательного автомобиля. Кроме доставки расчета и автономного тушения пожаров, может применяться для выполнения аварийно-спасательных работ.
Автоцистерна пожарная АЦ 0,8-4/400
фото: drive2.ru
Автоцистерна пожарная АЦ 0,8-4/400.
Автолестница (АЛ-60)
фото: auto-daily.livejournal.com
Автолестница (АЛ-60). Строится как на базе КамАЗа, так и на базе зарубежных грузовых аналогов.
Пожарный автомобиль первой помощи АПП-0,3-2 (3302)ПМ-532А
фото: фото: foto-avto.narod.ru
Пожарный автомобиль первой помощи АПП-0,3-2 (3302)ПМ-532А. Пожарный автомобиль первой помощи создан для ведения разведки и тушения неразвившихся пожаров в жилых и административных зданиях и проведения аварийно-спасательных работ.
Автоцистерна пожарная АЦ-3,0-40 (43206)
фото: v-babaevskiy.livejournal.com
Автоцистерна пожарная АЦ-3,0-40 (43206). Еще в строю!
Более современный аналог для схожих целей:
фото: kargoteka.info
Пожарная автоцистерна АЦ-3,0-40(43206-79) на базе Урал-43206-79.
И так далее. На самом деле модификаций, построенных на разных основах, очень много. Только профессионал сможет разобраться во всех хитросплетениях технической документации и числовых обозначений комплектаций. Мы лишь постарались кратко рассказать историю пожарной автотехники России. Надеемся, получилось. Комментарии и замечания приветствуются.
Например, существуют такие интересные модификации на основе УАЗ:
Пожарный автомобиль ЛПА-3 на базе УАЗ-31514
фото: Vitaly Kuzmin
Пожарный УАЗ-236382
фото: drive2.ru
Что хотелось бы сказать напоследок. Видно, что направление развивается и постоянно улучшается. А как иначе? Ведь от этих людей и техники, которую они используют, зависит самое главное – наша с вами Жизнь!
Поэтому в этот профессиональный праздник пожелаем огнеборцам здоровья, хорошей зарплаты, материального достатка и простого человеческого счастья! И пусть выезды на происшествия происходят без происшествий!