Любители советского автопрома любят поговорить о том, как промышленность выпускала автомобили с оригинальным дизайном и высоким качеством, ничуть не уступающие зарубежным аналогам. А их оппоненты утверждают, что ни одного толкового автомобиля СССР так и не создал, а большая часть культовых моделей и вовсе была украдена на Западе. Так ли это?
О качестве и совершенстве конструкции автомобилей мы сейчас говорить не будем. А вот тему плагиата дизайна рассмотрим! Чтобы разобраться, насколько в СССР грешили воровством, рассмотрим несколько показательных моделей советского периода.
ЗИС-110
ЗИС-110 действительно внешне похож на Packard, но, судя по всему, здесь свою роль сыграла именно любовь Сталина к американским автомобилям, а не желание советских конструкторов скопировать заокеанские наработки. Более того, специалисты Горьковского автозавода оценивали Packard 160 Touring Sedan критически, да и выглядел он для начала 40-х уже устаревшим.
ЗИС-110 вышел действительно похожим на своего заокеанского коллегу, но никак не копией.
К тому же ЗИС-110 оказался больше и длиннее «Паккарда», да и несмотря на всю похожесть, детали советского автомобиля отнюдь не взаимозаменяемы с американскими. То есть советским специалистам пришлось изготавливать их с нуля и потом запускать в производство.
«Москвич-400»
«Москвич-400» довольно часто приводится в качестве канонического примера советского плагиата. Собственно, нет никакого секрета в том, что советский автомобиль действительно конструктивно повторял немецкий Opel Kadett.
Однако при этом многие забывают целый ряд важнейших деталей:
- вопреки стереотипам, в сторону «Опеля» советские конструкторы начали смотреть не после войны, а еще до нее. Известно, что четырехдверный «Кадетт» понравился лично Иосифу Сталину, который при этом остался не в восторге от другой малолитражки – КИМ-10. И вполне вероятно, что если бы не война, советы действительно бы выпустили машину «по мотивам» Kadett
- «Москвич-400» действительно разрабатывался с помощью технической документации и оснастки, оставшихся от немцев. Вот только нельзя забывать, что её советские специалисты получили не благодаря «захваченному заводу Opel», как считают некоторые, а с помощью союзников. Предприятие Opel, попавшее в советскую зону оккупации, выпускало грузовики, а легковушки делали в Рюссельсхайме, который достался американцам. И именно оттуда советской стороне и передали часть технической документации на Opel Kadett, точнее то, что от нее осталось.
- разрабатывать «советский Opel» фактически пришлось заново, используя ту самую документацию. К тому же «Москвич-400» получил еще один вид кузова, которого не было у «Кадетта», а именно – фургон. Поэтому говорить называть «Москвич-400» скопированным было бы не совсем верно – модель скорее воссоздали, а также немного улучшили.
ГАЗ-21 «Волга»
Еще один советский автомобиль, создателей которого неоднократно обвиняли в плагиате – это самая первая «Волга», ГАЗ-М21. И действительно, если сравнить «Волгу» с американским Ford Mainline, сходство дизайна становится очевидным: тут тебе и почти такая же решетка радиатора, и фары, и выштамповки на задних дверях, идущие от задних крыльев.
Не совсем так. Да, во внешности ГАЗ-М21 и Ford Mainline действительно немало общего. Однако нельзя забывать, что в действительности Ford Mainline был представлен в конце 1954 года, когда разработки «Волги» уже активно велись. Во-вторых, если посмотреть на предсерийный образец 21-й «Волги», можно заметить, что у машины присутствовала другая решетка радиатора с прорезями, не было звезды, имелись отличия в задней части. Словом, автомобиль был другим.
ГАЗ-М21 был скорее подражанием общему американскому стилю в автомобилестроении, нежели прямым плагиатом того же Ford Mainline.
И если говорить о заимствованиях, то неплохо упомянуть другие иностранные модели, в которых прослеживаются общие черты — Mercury Custom и Plymouth Savoy.
ГАЗ-13 «Чайка»
Американские нотки считываются и в другом советском седане – «Чайке» первого поколения, или ГАЗ-13. Обычно в качестве образца, с которого была скопирована «Чайка», называют Packard Patrician, с которым советский автомобиль роднит форма крыши, стекол, передних дверей, капота и, конечно же, передних крыльев и фар со своеобразными «козырьками». Ну, а если вспомнить еще и упомянутый ЗИС-110, то версия о копировании американских автомобилей при создании нового авто для элит партии кажется логичной.
В действительности же «Чайка» и впрямь делалась с оглядкой на американский автопром.
Зато отдельные элементы кузова ГАЗ-13 (например, выштамповки на капоте и над задней колесной аркой) указывают, что советские конструкторы пытались показать родство «Чайки» с «Волгой». Поэтому называть ГАЗ-13 автомобилем с украденным дизайном было бы в корне неверно.
ЗАЗ-966
Еще один советский автомобиль, разработчиков которого до сих пор ругают за копирование – это «ушастый Запорожец», или ЗАЗ-966. Обычно обвинительный приговор звучит примерно так: «Советские специалисты полностью содрали дизайн с западногерманской малолитражки NSU Prinz IV». И действительно, если посмотреть на внешность двух автомобилей, в ней можно увидеть немало общего, но…
Но в защиту советского «Запорожца» есть что сказать:
- NSU Prinz IV был представлен в 1961 году. В это время разработки ЗАЗ-966 еще шли, и первый прототип будущей модели на немецкую малолитражку был похож лишь очень отдаленно. То есть если заимствования и были, произошли они уже на пути «Запорожца» к конвейеру, а никак не в качестве целенаправленной меры.
- сама внешность NSU Prinz того времени тоже была подражанием, особенно если взять версию NSU Prinz 1000, которая во многом походит на американский Chevrolet Corvair — машину куда более крупную и предназначенную для американского рынка. Как в анекдоте про песню Карузо, которая в исполнении соседки зазвучала совсем по-другому.
Востребованность советской разработки оказалась гораздо выше, чем у NSU Prinz, несмотря на все внешнее сходство.
Так воровал СССР дизайн автомобилей или нет? Отрицать заимствования, а иногда откровенный плагиат в дизайне автомобилей советского периода глупо. Советские специалисты действительно часто брали за основу зарубежную технику и пытались сделать наши автомобили «не хуже, чем у них». Но и нельзя сказать, что все модели в СССР были «украдены на Западе»: творческой переработке подвергались даже самые яркие заимствования.